Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 03:38, контрольная работа
На современном этапе развития экономики налоговая политика организаций должна быть нацелена на объективное соблюдение норм налогового законодательства, как организациями, так и налоговыми органами. Это означает исключение всех незаконных способов снижения налогов из практики предприятий, а также предотвращение случаев нарушения и искажения налогового законодательства фискальными органами. Государство заинтересовано в развитии бизнеса, поэтому деятельность налоговых органов должна обеспечивать поступление от предприятий налоговых сумм, лишь в пределах предусмотренных налоговым законодательством. Эти задачи решаются в процессе формирования налоговой политики организации, в том числе и в отношении налога на добавленную стоимость.
Содержание
Налог на добавленную стоимость является одним из основных федеральных налогов и играет значительную роль в формировании доходной части федерального бюджета и, соответственно, в социально-экономическом развитии нашего государства. В настоящее время косвенные налоги играют решающую роль в формировании налоговой политики государства и создании правовых основ рыночной экономики. В их составе налог на добавленную стоимость выступает одним из регуляторов перераспределения общественных благ и одним из основных и стабильных источников поступления доходов в федеральный бюджет; а также способом распределения налогового бремени, позволяющим соблюдать экономическое и юридическое равенство налогоплательщиков.
Администрирование налога на добавленную стоимость - одна из самых острых проблем, стоящих перед налоговыми органами. В последнее время доля задолженности по НДС в общей сумме задолженности по налогам превышает 40%. Причины столь высокого уровня задолженности по НДС можно видеть в сложном механизме платежей, включающем множественность расчётов и допускающем возможности уклонения от налогов. В то же время в арбитражных судах в последнее время растет количество судебных разбирательств, связанных с неправомерным начислением налогов и наложения штрафных санкций на организации из-за ошибок налоговых органов. Поэтому неслучайно, что проблемы совершенствования налогообложения добавленной стоимости находятся в центре внимания теоретиков и практиков, которые наряду с отдельными мероприятиями по улучшению процесса функционирования НДС предлагают крайние меры вплоть до замены налога на добавленную стоимость налогом с продаж. Однако все большее значение в последнее время приобретает совершенствование процесса управления налогом на добавленную стоимость в рамках налоговой политики организаций.
На современном этапе развития экономики налоговая политика организаций должна быть нацелена на объективное соблюдение норм налогового законодательства, как организациями, так и налоговыми органами. Это означает исключение всех незаконных способов снижения налогов из практики предприятий, а также предотвращение случаев нарушения и искажения налогового законодательства фискальными органами. Государство заинтересовано в развитии бизнеса, поэтому деятельность налоговых органов должна обеспечивать поступление от предприятий налоговых сумм, лишь в пределах предусмотренных налоговым законодательством. Эти задачи решаются в процессе формирования налоговой политики организации, в том числе и в отношении налога на добавленную стоимость.
Основное место в российской налоговой системе занимают косвенные налоги к которым относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина. В составе доходов бюджета они играют определяющую роль. Такое количество косвенных налогов неизбежно приводит к неоднократному обложению одного и того же объекта, способствует росту цен на потребительские товары и услуги. Наиболее существенным из косвенных налогов, применяемых в Российской Федерации, является налог на добавленную стоимость.
Схема взимания налога на добавленную стоимость (НДС) была предложена французским экономистом М. Лоре в 1954г. Это самый молодой из налогов, формирующих основную часть доходов бюджетов большинства развитых стран. Во Франции он стал применяться с 1958г. Однако показатель добавленной стоимости значительно раньше использовался в статистических целях. Например, в США он применялся с 1870г. для характеристики объемов промышленной продукции. В нашей стране показатель добавленной стоимости использовался в аналитических целях в период НЭП.
Необходимость применения добавленной стоимости как объекта налогообложения для европейских стран обусловлена построением общего рынка, так как Римский договор 1957г. о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) предусматривал с этой целью меры гармонизации систем косвенного налогообложения. Наличие НДС в налоговой системе было обязательным условием вступления в члены ЕЭС. Шестая директива Совета ЕЭС от 17 мая 1997г. стала основой современной европейской системы НДС, так как была принята с целью унификации базы НДС во всех странах ЕЭС, поскольку отчисления от поступлений НДС в бюджеты стран - членов Европейского сообщества в определенном проценте направляются на формирование общего бюджета ЕЭС. Сейчас НДС взимается в 137 странах.
При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992г., который более чем на 80% мобилизовался в бюджет в виде разницы между фиксированными государством розничными и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключалась возможность формирования бюджета посредством налога с оборота в том его виде, в котором он применялся в СССР. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992г. налога на добавленную стоимость. Тем самым обеспечивался равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Налог на добавленную стоимость - косвенный налог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. В моделях западных экономических систем он выполняет важную роль в регулировании товарного спроса. Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентации на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации доходов.
Основная функция НДС - фискальная. Доля НДС в бюджетах отдельных стран существенно различается. Так, во Франции НДС составляет 45% налоговых поступлений в бюджет, в Нидерландах - 24%.
Для функционирования НДС необходимы соответствующие информационная база, система учета и контроля. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, что не позволяет достоверно определить налогооблагаемый оборот и одновременно усложняет методику исчисления налога. Теоретически этот налог определяется как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и обращения и определяется в виде разницы между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. В тоже время методические положения относительно базы налогообложения НДС, которыми руководствуются на практике, не совпадают с понятием "добавленная стоимость", что приводит к значительному расширению объекта налогообложения.
В России НДС действует с 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Отдельные категории налогоплательщиков и отдельные виды операций не подлежат обложению налогом. В целом изъятий и льгот по НДС в НК РФ более 100.
В момент введения ставка НДС составляла 28 %, затем была понижена до 20 %, а с 1 января 2004 года и по сегодня составляет 18 %.
В настоящее время НДС - один из важнейших федеральных налогов.
Удельный вес НДС в общей сумме налоговых доходов федерального бюджета России в 2000г. составил 353,4 млрд.руб.; в 2001г. – 477,5млрд.руб.; в 2002г. – 531,9млрд.руб.; в 2004г. – 749,0 млрд. руб.;в 2005г. – 1025,7 млрд.руб.; в 2006г. – 1534,5 млрд.руб.; в 2007г. - 2071,8 млрд.руб.; в 2008г. – 2346,8 млрд.руб.; в 2009г. – 3019,4 млрд. руб. Доля доходов от НДС, выраженная в процентах к ВВП, в РФ в 2000г. - 5,2%, в 2001г. - 7%. За период с 2008 по 2009гг. Сумма поступлений по НДС выросла на 129,6%.
В последнее время (2005-2009) высказывается ряд предложений по полной отмене НДС в России или дальнейшем сокращении его ставок, впрочем в ближайшее время изменений по НДС не предвидится, так как за счёт НДС формируется около четверти федерального бюджета России.
Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая особенность заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством.
Особенностью НДС, отличающей его от других и не только косвенных налогов, является возмещение государством суммы налога, уплаченной при приобретении товаров (работ, услуг). Эта особенность определяет механизм формирования налоговых доходов бюджета в части НДС.
1. Законодательные акты:
- Налоговый кодекс РФ;
- Таможенный кодекс РФ;
- Федеральные законы:
а) Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс РФ;
б) Федеральные законы, регулирующие отдельные специфические отношения;
- Международные договоры.
2. Подзаконные акты:
- Нормативные
правовые акты федеральных
3. Судебные акты:
- Судебные акты Конституционного суда РФ;
- Судебные акты ВАС РФ;
- Судебные акты ВС РФ.
4. Акты разъяснительного характера:
- Разъяснения, письма Минфина РФ и ФНС РФ.
Вступившая в силу с 1 января 2001 года Вторая часть Налогового кодекса внесла целый ряд изменений в порядок исчисления и уплаты НДС. Рассмотрим наиболее существенные:
Федеральным законом от 28 декабря 2001 года №179-ФЗ внесены изменения и дополнения в ст. 149 и 164 НК РФ, касающиеся введения НДС по ставке 10% в отношении лекарственных средств (включая лекарственные субстанции, в том числе внутриаптечного изготовления), изделий медицинского назначения, а также периодических печатных изданий (за исключением периодических печатных изданий рекламного или эротического характера).
Письмом МНС РФ от 27 декабря 2000 г. №БГ-3-03/461 разъясняется, что возмещение сумм налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг) осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации. Решения о возмещении сумм НДС при экспорте товаров (работ, услуг) экспортерам в объеме до 5 млн. рублей в течение месяца, а также налогоплательщикам, являющимся традиционными экспортерами, независимо от величины возмещения, принимаются налоговыми органами по месту постановки на учет экспортеров.
После принятия решения налоговые органы самостоятельно направляют заключения на возмещение из федерального бюджета сумм НДС в соответствующие органы федерального казначейства для исполнения. Решения о возмещении НДС в объеме свыше 5 млн. рублей экспортерам, не являющимся традиционными, принимаются территориальными управлениями МНС РФ. Решения должны приниматься в срок до 2-х месяцев.
Письмом МНС РФ от 12 февраля 2001 г. №ВГ-6-03/130 разъяснено, что организация, в состав которой входят обособленные подразделения, уплачивает налог на добавленную стоимость по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого из обособленных подразделений. Вместе с тем, учитывая, что 100% НДС, уплачиваемого на территории РФ, поступает в 2001 г. в федеральный бюджет, указанные организации - налогоплательщики налога на добавленную стоимость могут производить в 2001 году централизованную уплату налога (в целом по организации, включая все обособленные подразделения) по месту нахождения организации. При принятии такого решения организации - налогоплательщики в приказе об учетной политике на 2001 год для целей налогообложения должны дополнительно указать, в каком порядке будет уплачиваться налог на добавленную стоимость (централизованно или по месту нахождения каждого обособленного подразделения).
Кодекс расширил перечень плательщиков НДС, включив в их состав предпринимателей (ст.143 НК). Предприниматели являются плательщиками налога даже в том случае, если они переведены на упрощенную систему налогообложения и отчетности.
В качестве самостоятельных элементов цены выступают косвенные налоги. В настоящее время косвенные налоги представлены налогом на добавленную стоимость (НДС) и акцизом. На величину указанных налогов возрастает цена изготовителя, тарифы на услуги и работы.
Среди косвенных налогов особое влияние на уровень цены оказывает НДС. НДС представляет собой косвенный налог, взимаемых на всех стадиях воспроизводственного процесса: производственный цикл, посреднические операции, розничная торговля. Любая операция по производству и продаже товаров, услуг, работ облагается этим налогом.
Информация о работе Сущность налога на добавленную стоимость