Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2015 в 13:09, курсовая работа
Актуальность темы исследования -любому государству для реализации своих функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает с граждан и организаций посредством установления и взимания обязательных платежей в казну. Указанные платежи выражают обязанность частных лиц участвовать в формировании государственных централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.
Введение
Актуальность темы исследования -любому государству для реализации своих функций необходимы фонды денежных средств, основным источником формирования которых могут быть только средства, которые государство собирает с граждан и организаций посредством установления и взимания обязательных платежей в казну. Указанные платежи выражают обязанность частных лиц участвовать в формировании государственных централизованных финансовых ресурсов и в совокупности выступают важнейшим звеном финансовой политики государства.
Государство заинтересовано в том, чтобы денежные средства, получаемые путем взимания налогов с имущества граждан и организаций, поступали в казну постоянно и равномерно в соответствии с планами наполнения доходной части бюджета. Такое равномерное поступление денежных средств в бюджетные и внебюджетные фонды обеспечивает бесперебойное расходование денежных средств на запланированные цели, предупреждает ситуации несовпадения фактических сроков поступления платежей и выдачи бюджетных ассигнований, способствует выплате в установленные сроки заработной платы работникам.
Развитие экономики страны во многом зависит от качества налоговой системы. В России за последние годы для ее совершенствования сделано немало - сформирована налоговая система, заметно снижена налоговая нагрузка, введена плоская шкала налога на доходы физических лиц, эффективнее стало налоговое администрирование. Уменьшено количество малоэффективных налогов. Однако, принимая во внимание тот факт, что в настоящее время в РФ совершается множество налоговых правонарушений, необходимым является дальнейшее реформирование налоговой системы России. В связи с этим особую актуальность приобретает вопрос о сущности и строении налоговой системы.
Целью курсовой работы является исследование налоговой системы России.
Названная цель определила необходимость решения следующих задач работы:
1) выявить содержание
понятия налоговой системы
2) определить функции налоговой системы России;
3) проанализировать элементы российской налоговой системы;
4) наметить направления дальнейшего совершенствования налоговой системы России.
Объектом исследования являются элементы налоговой системы России.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе функционирования налоговой системы России.
Теоретической и методологической основой исследования стали труды российских специалистов, раскрывающие закономерности налоговой системы России. Работа основывается на методах диалектической логики, системного анализа и синтеза. В качестве инструментария применялись также методы научной абстракции, группировок, сравнений и экспертных оценок, индукции и дедукции.
Исходя из поставленной цели и задач исследования, была определена структура работы. Она состоит из введения, трех глав основного содержания, заключения и списка используемых источников.
1 Экономические аспекты налоговой системы РФ
1.1 Экономическая сущность налоговой системы РФ
Налоговая система РФ - это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.[21,с. 189]
Налоговая система РФ представляет собой совокупность:
1) системы налогов и сборов РФ;
2) системы налоговых правоотношений;
3) системы участников налоговых правоотношений;
4) нормативно-правовой базы сферы налогообложения.
Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права.
В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:[17, с. 167]
1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
2. Поддержание социального
равновесия путем изменения
3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).
Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.
Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.[32,c.180]
Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего, фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.
Система налогообложения, принятая законодательством, - это практический инструмент перераспределения доходов потенциальных налогоплательщиков, следовательно, именно действующая система налогообложения даёт представление о полноте использования присущих налогообложению функций, т.е. о роли налоговой системы.[27,c.182]
Все налоги содержат следующие элементы:
1) объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;
2)субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;
3) источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;
4) ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;
5)налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Таким образом, в соответствие с Налоговым кодексом[1,c. 103] в России под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований; под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налоговая система строится на принципах всеобщности, определенности, удобства, обязательности, социальной справедливости, стабильности, эффективности и гласности. Принцип всеобщности предполагает, что все источники доходов должны облагаться налогами (за некоторым исключением, определенным в налоговом законодательстве).
Принцип определенности предполагает четкое установление таких параметров, как: методы исчисления, срок уплаты и т. д. Под удобством понимают форму взимания соответствующих налогов. Принцип обязательности очевиден и не нуждается в комментарии. Принцип социальной справедливости предполагает учет возможностей отдельных категорий налогоплательщиков выплачивать налоги. Принцип стабильности предусматривает сохранение основных видов налогов, а также порядка их расчета и уплаты в течение длительного времени. Принцип эффективности исходит из экономической целесообразности взимания того или иного налога. Принцип гласности предусматривает открытость нормативных документов по налогам и сборам.[13,201]
1.2 Факторы и условия воздействующие на налоговую систему РФ
Факторы, влияющие на структуру налоговой системы: [3, c. 134]
1) уровень экономического развития (развития производительных сил);
2) общественно-экономическое устройство общества (сочетание рынка и государства);
3) господствующая в обществе экономическая доктрина (нейтральность налоговой системы или активное вмешательство в экономику страны);
4) государственное устройство (федеративное или унитарное).
Факторы, влияющие на величину налогового риска, делятся на внешние и внутренние.[8, c. 123]
К внешним факторам относятся:
1) качественные изменения налогового законодательства, которые могут привести не только к снижению, но и к увеличению налоговых рисков. Например, изменение меры ответственности налогоплательщиков, введенное в первую часть НК. РФ, с одной стороны, способствовало снижению налогового риска (сократился срок глубины налоговой проверки с пяти до трех лет и т.д.), с другой — увеличило ответственность налогоплательщика, т.е. увеличило налоговый риск: установлены минимальные абсолютные размеры штрафов, введены обстоятельства, отягчающие ответственность, и т.д.;
2) частота изменений налогового законодательства. Иногда изменения в налоговом законодательстве осуществляются задним числом, это серьезно затрудняет возможность их отслеживания и своевременного отражения в учете и соответственно способствует увеличению налогового риска вследствие увеличения числа возможных ошибок, допущенных бухгалтером;
3) нечеткие формулировки отдельных положений налоговых законодательных документов, приводящие к неоднозначности их толкования, противоречивость отдельных положений нормативных актов, а также полное отсутствие регламентации налогообложения некоторых хозяйственных операций. Решение этих проблем часто осуществляется в судах;
4) ведение налогового учета на предприятии, а также особые правила формирования информации по расчетам по налогу на прибыль требуют дополнительных трудозатрат бухгалтерской службы;
5) неблагоприятная политическая и экономическая обстановка в стране, что в целом не способствует стабилизации налогового законодательства и улучшению экономических условий хозяйствования, и т.д.
К внутренним факторам относятся:
1) особое отношение в нашей стране к исполнению обязанности по уплате налогов. В российском обществе преобладает отрицательное отношение к образу «законопослушного налогоплательщика». С другой стороны, изменение отношения общества к уплате налогов, воспитание гордости за личное участие в жизни государства через внесение сумм налогов возможны только при условии прозрачности бюджетной политики государства;
2) организационные аспекты; например, отсутствие или недостаточный уровень организации налогового управления на предприятии, следствием чего может быть наличие невыявленных и неисправленных ошибок;
3) отношение руководителя к проблемам бухгалтерского учета и налогообложения. Непонимание важности временной определенности фактов хозяйственной жизни приводит к тому, что руководитель часто представляет бухгалтеру первичные документы по операциям, осуществленным в прошедший налоговый период. Это приводит к ошибкам как в бухгалтерском учете, так и в налогообложении;
4) невысокая квалификация бухгалтерских кадров оказывает отрицательное влияние на качество формирования бухгалтерского и налогового учета.
5) отношение бухгалтера к риску, что связано с его склонностью к принятию недостаточно обоснованных решений либо с излишней осторожностью, что проявляется, например, в переплате налогов;
6) отношения налогоплательщиков с налоговыми органами. Несмотря на то, что налоговые ставки в России достаточно благоприятны для ведения бизнеса, убедить иностранных инвесторов в том, что в России можно вести бизнес, не имея проблем с налоговыми органами, сложно. Согласно данным опроса, проведенного аудиторской фирмой Ernst & Young в мае-июне 2008 г., 80% предприятий имели за последние три года споры с налоговыми органами и 92% этих разногласий разрешались в суде.
1.3 Современные проблемы налоговой системы РФ
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Данное весьма очевидно, так как это облегчает работу как самих налоговых органов ,так и юридических и физических лиц. С такой системой проще определять экономический итог, меньше проблем при составлении отчетных документов и тому подобное. Но в нашей стране такую направленность заметить невозможно, так как налоговая система имеет сложную систему, что приводит к нестабильному положению нашу экономику.[4, с.133]
Объектом исследования представленной статьи являются проблемы и пути совершенствования налоговой системы.. Проблемы совершенствования налоговой системы очень значимы на сегодняшний момент, так как эта система нуждается в еще большем развитии . Актуальность исследуемой проблемы заключается в том , что выбранная правительством РФ налоговая система препятствует эффективному развитию рыночных отношений , поэтому она требует значительного усовершенствования
Основным регулятором экономических отношений является налоговая система .Она выступает главным инструментом влияния государства на развитие хозяйства, а так же определяет преимущества экономического развития. Налоги являются основными источниками пополнения государственного бюджета. От их формирования зависит каким образом будет развиваться общество в целом.[10,c. 142]
Информация о работе Экономические аспекты налоговой системы РФ