Экономические основы и принципы построения налоговой системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучить действующую налоговую систему в России и определить направления ее совершенствования.
Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 90.88 Кб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.

Налоговая система — один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система  представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. Современное российское законодательство дает краткое определение налоговой системы как совокупности налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Проблема налоговой системы, на сегодняшний день,  одна из наиболее сложных и противоречивых в мировой практике ведения народного хозяйства.

В каждой стране существуют свои виды налоговых систем, иногда существенно отличающихся друг от друга.

В России столь сложной и запутанной, является проблема налоговых  отношений.  Она связана с формированием финансовых ресурсов на разных  уровнях,  затрагивает экономические  интересы  всех  налогоплательщиков,  зависит  от   социально-экономических  целей,  которые  ставит  перед  собой  общество, определяет характер взаимоотношений государства и всех хозяйствующих субъектов.  Изучая модели  налоговых  систем  в  странах  с  развитой рыночной экономикой,  Россия  не  слепо  копирует  этот  опыт,  а  учитывает исторические особенности страны  и  формирует  налоговую  систему  в  тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

Актуальность этой темы в том, что налоговая система России ещё не усовершенствована полностью, и требует исправления недостатков, так же рядом изъянов, каждый из  которых  подлежит  анализу,  необходимому для обоснования соответствующих реформационных мер.

    В экономической  литературе  сложились  две  точки  зрения  на  процесс совершенствования  налоговой системы в  России.  Одни  экономисты  предлагают  коренную ломку старой налоговой  системы и создание  новой:  другие  считают, что  сложившаяся  в  стране  трехуровневая  налоговая  система  должна  быть усовершенствована  путем устранения недостатков.

Налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.

Целью курсовой работы является изучить действующую налоговую систему в России и определить направления ее совершенствования.

Задачами данной курсовой работы является, во-первых, рассмотрение основ налоговой системы РФ, принципы и сущность налогов, их классификация и функции, а также изучение налоговой системы, как инструмент государственного регулирования.

Второй задачей является непосредственно анализ налоговой системы, принципы её формирования и совершенствования.

В курсовой работе раскрывается понятие налоговой системы, приводит принципы, в соответствии, с которыми формируется национальная налоговая система, говорящие о целевых установках налоговых систем, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.

ГЛАВА 1.  ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

1.1. Понятие и основные характеристики налогов и сборов

 

Налоги — неотъемлемый атрибут и органическая часть государства, без них немыслима реализация задач и функций института государства. Несмотря на изменчивость приоритетов государственного строительства и воззрений на сущность налогов в разные исторические эпохи, финансово-экономический фундамент этой взаимосвязи остается неизменным и состоит в необходимости изъятия части дохода, извлекаемого из потребления факторов производства, в пользу государства для формирования его централизованных финансовых ресурсов (бюджета).

Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый органами и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги - обязательные сборы с физических и юридических лиц в бюджеты всех уровней по законодательно установленным ставкам и срокам платежей.

Отличительной чертой налога как экономической категории является наличие в нем следующих признаков:

  1. Императивность – сущностный признак налога, предполагает отношение власти и подчинения. Означает, что субъект налога не вправе отказаться от выполнения возложенной на него обязанности — внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции.
  2. Индивидуальная безвозмездность - означает, что факт уплаты налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства совершить какое-либо действие, предоставить товары или услуги конкретному налогоплательщику. В конечном счете, естественно, возмездность налоговых отношений возникает, поскольку государство предоставляет своим гражданам определенный круг государственных услуг. Однако в каждом конкретном случае уплаты налога такой возмездности нет.
  3. Законность – данный принцип указывает на то, что налогоплательщик обязан уплачивать только законодательно установленные налоги,  как признак отличает налоги тем, что их установление, порядок исчисления и уплаты, изменение или отмена осуществляются исключительно на основе закона. 
  4. Абстрактность – означает то, что целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода и куда именно пойдут налоги налогоплательщику не известно.
  5. Относительная регулярность - отличает налог определенной периодичностью его уплаты в строго отведенные законом сроки, то есть налог — это не разовое, а регулярное изъятие денежных средств при условии сохранения у налогоплательщика объекта налогообложения.

Налоги следует отличать от сборов.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В отличие от налога сбор может иметь не только денежную, но и иную форму, но это возможно лишь в том случае если прямо предусмотрено законодательством.

Уплата сбора (в соответствии с целями правового документа, установившего конкретный сбор) предполагает возникновение некоторых публичных отношений.

Еще одним элементом налоговой системы является пошлина.

Пошлина - денежный сбор, взимаемый уполномоченными официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. 

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

 

1.2. Социально-экономическая сущность налогов и принципы налогообложения

 

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции, таким образом, налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Фискальная функция  состоит в финансировании государственных  расходов. Посредством фискальной  функции реализуется главное  общественное назначение налогов – форсирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах,  необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и других). Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

2. Регулирующая функция  – государственное регулирование  экономики. Регулирующую роль играет  сама система налогообложения, избранная  правительством. Через налоги власти  воздействуют на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роли.

При  помощи налогов можно  поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или  понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых  льгот отраслям  промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

3. Социальная функция  – поддержание  социального  равновесия  путём  изменения  соотношения  между  доходами  отдельных социальных  групп  с  целью  сглаживания  неравенства  между  ними.

Принцип  взимания налогов в зависимости от способности  налогоплательщика  породил  систему  прогрессивного  налогообложения: чем  выше  доход, тем  большая  часть  его  изымается  в  виде  налога. Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные  налоги, так  как  они  перекладываются  через  цены  на  потребляемые  товары  в  одинаковой  степени  на  лиц  с  высокими  и  низкими  доходами. В  целях  смягчения  социального  неравенства  государственные  органы  предоставляют  отдельным  группам  населения  налоговые  льготы.

 

1.3. Понятие и сущность налоговой системы

 

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

Налоговая система — совокупность налогов, построенных на основании чётко сформулированных принципов, правил и процедур их установления, введения в действие, контроля за своевременностью и полнотой уплаты и ответственностью за их неуплату.

Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Основой налоговой системы являются налоги. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития. Налоговая система РФ представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением и по своей структуре она является трехзвенной: присутствуют федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Налоговая система Российской Федерации представлена на рисунке 1.

 

 

Рис. 1 Налоговая система Российской федерации

 

Во 2 главе рассмотрим подробнее Налоговую систему Российской Федерации ее состав, структуру и принципы организации.

 

 

 

ГЛАВА 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, СОСТАВ, СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

 

2.1. Понятие и принципы  налоговой системы Российской Федерации

 

На территории России взимаются налоги, сборы и пошлины, которые образуют налоговую систему РФ.

Формируя налоговую систему страны необходимо исходить из ряда принципов. В законодательном порядке утверждаются все виды налогов, а также порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов. Это позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента политики государства, имеющую силу закона, с одной стороны. А с другой стороны, защитить права налогоплательщика.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом.

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

- Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Информация о работе Экономические основы и принципы построения налоговой системы