Существуют и другие,
не менее значимые для теории и практики
налогообложения классификации налогов.
В зависимости
от субъекта-налогоплательщика выделяют
следующие виды:
- налоги, взимаемые
с физических лиц (налог на доходы физических
лиц, налог на имущество физических лиц);
- налоги, взимаемые
с предприятий и организаций (налог на
имущество организаций, налог на прибыль
организаций);
- смежные налоги, уплачиваемые
и физическими, и юридическими лицами
(например, земельный налог, НДС, транспортный
налог).
По уровню
бюджета, в который зачисляется налоговый
платеж, различают:
- закрепленные налоги,
непосредственно и целиком поступающие
в тот или иной бюджет или внебюджетный
фонд (например, земельный налог);
- регулирующие налоги —
разноуровневые, поступающие одновременно
в различные бюджеты в пропорции, принятой
согласно бюджетному законодательству
(налог на прибыль организаций).
По порядку
введения налоговые платежи делятся на:
- общеобязательные
налоги, которые взимаются на всей территории
страны независимо от бюджета, в который
они поступают (НДС, государственная пошлина);
- факультативные налоги,
которые предусмотрены основами налоговой
системы, но их введение и взимание — компетенция
органов субъектов РФ или местного самоуправления
(например, единый налог на вмененный доход
для отдельных видов деятельности).
По срокам
уплаты налоговые платежи делятся на:
- срочные налоги, которые
уплачиваются к сроку, определенному нормативными
актами (государственная пошлина);
- периодично-календарные
налоги, которые, в свою очередь, подразделяются
на декадные, ежемесячные, ежеквартальные,
полугодовые, годовые (большинство налогов
— НДС, налог на имущество организаций,
водный налог и др.).
2.3. Налоговое планирование
в Российской Федерации
В последнее время всё более распространенным
способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится
оптимизация налоговых платежей, налоговое
планирование. Актуальность вопроса налогового планирования обусловлена
вполне объяснимым стремлением налогоплательщиков
уменьшить налоговую нагрузку и столь
же объяснимым стремлением государства воспрепятствовать этому.
Налоговая минимизация включает
в себя в зависимости от правомерности
конкретных способов уменьшения размеров
налоговой обязанности незаконную (уклонение
от уплаты налогов) и законную (налоговую
оптимизацию, налоговое планирование)
деятельность.
Налоговое планирование - организация
деятельности налогоплательщика направленная на минимизацию
его налоговых обязательств не нарушая
законодательства.
Экономия на налогах с помощью использования
законных методов налоговой оптимизации
способна принести ощутимый положительный
результат практически в любой сфере предпринимательской
деятельности. Для российских предпринимателей
налоговое планирование — еще недостаточно
освоенная область.
В экономически же развитых странах налоговому
планированию уделяется чрезвычайно большое
внимание. Уплата фирмой налога по стандартной, установленной законом
ставке является свидетельством неэффективного налогового менеджмента.
Целью налогового
планирования является построение оптимальной
модели хозяйствования, обеспечивающей
минимально возможный размер налоговой
нагрузки.
Сущность налогового
планирования состоит в признанном за
каждым налогоплательщиком праве использовать
все допускаемые законом средства, пути
и методы для максимального сокращения
своих налоговых обязательств. Возможность
налогового планирования обусловлена
наличием в налоговом законодательстве
весьма обширной сферы, где нормы права
с достаточной точностью не определены
или допускается их неоднозначное толкование.
Налоговый Кодекс РФ
указывает, что «налогоплательщик имеет
право использовать налоговые льготы
при наличии оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах».
В основе налогового планирования лежит максимально
полное и правильное использование всех
установленных законом льгот и преимуществ,
а также оценка позиции налоговых органов и
учет основных направлений налоговой,
бюджетной и инвестиционной политики
государства.
Основы налогового планирования
включают:
- учет основных направлений
развития налоговой, бюджетной и инвестиционной
политики государства;
- разработку учетной
политики предприятия;
- правильное и полное использования
всех установленных законом льгот;
- оценка возможностей получения
отсрочек и рассрочек по уплате налогов.
Виды налогового планирования:
В зависимости от длительности
периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс предприятий и решение крупномасштабных задач) и тактическое (текущий, повседневный характер) налоговое планирование.
В зависимости от размера территории,
на которой налогоплательщик осуществляет
свою деятельность, налоговое планирование
может быть международным,
национальным, местным.
В зависимости от типа налогоплательщика
может быть корпоративным или индивидуальным.
Долгосрочное
налоговое планирование - использование налогоплательщиком
таких приёмов и методов, которые уменьшают
его налоговые обязательства в течение
длительного времени или в процессе всей
деятельности налогоплательщика.
Стратегическое (долгосрочное) планирование
обеспечивает основу для всех управленческих решений.
Элементы данного вида планирования:
- выбор наиболее выгодного
с точки зрения налогообложения места
расположения организации, её структурных
подразделений и руководящих органов;
- выбор организационно-правовой
формы организации и ее организационно-хозяйственной
структуры.
Текущее
налоговое планирование — совокупность методов, дающих налогоплательщику
возможность уменьшить налоговое бремя
в течение ограниченного периода времени
или в каждой конкретной хозяйственной
ситуации.
Элементы текущего планирования:
- использование налоговых льгот
по основным налогам с учетом изменения
налогового законодательства;
- использование оптимальных
форм договоров;
- разработка учетной политики
для целей оптимизации налогообложения.
Любое налоговое планирование
связано с определенными предпринимательскими
рисками. Налоговые органы не поощряют действия
налогоплательщиков, преследующие снижение
налоговой нагрузки, даже если такие действия
формально не противоречат законодательству.
И это вполне понятно, поскольку цель государственного
бюджета состоит в максимальном увеличении
налоговых поступлений.
Острота обозначенной проблемы
определяется также тем, что в действующем
законодательстве не всегда можно найти
четкие критерии, позволяющие в конкретной
ситуации разграничить правомерную минимизацию
налогообложения и незаконное уклонение
от уплаты налогов. Противоречива и судебная
практика, относящая одни и те же действия налогоплательщиков в одних случаях к правомерной
деятельности, а в других — к разряду правонарушений.
Отсутствие законодательно
установленных пределов налоговой минимизации
влечет целый ряд негативных последствий:
1) Отсутствие четких критериев
законной налоговой минимизации является
фактором, сдерживающим деловую активность хозяйствующих
субъектов.
2) В условиях неопределенности
правовой основы минимизации налоговых
платежей утрачивается доверие хозяйствующих
субъектов к государственным органам,
снижается авторитет государственной
власти в глазах налогоплательщиков.
3) С точки зрения макроэкономических
процессов отсутствие пределов законной
налоговой минимизации значительно снижает
инвестиционную привлекательность российской экономики.
В то же время грамотное применение
положений действующего законодательства,
использование всех возможных льгот, прав
и гарантий позволяют значительно снизить
риски налогового планирования до минимального
уровня. В результате достигаемый с помощью
налогового планирования положительный
результат оправдывает возможные налоговые
риски.
2.4. Проблемы формирования
налоговой системы России
Во всех развитых странах основными
стимулами к реформированию налогообложения
является: стремление превратить налоговую
систему в образец справедливости, простоты,
эффективности и снять все налоговые преграды
на пути экономического роста.
В России определены приоритетные
направления налоговой политики, которые
сводятся к формированию стимулов к повышению
собираемости налогов [9, С. 35]. Налоговая
система является одним из наиболее действенных
инструментов экономической политики
государства. С одной стороны, она обеспечивает
формирование доходных источников бюджетов
всех уровней. С другой стороны, меняя
объемы финансовых ресурсов хозяйствующих
субъектов, государство влияет на экономическое
поведение налогоплательщиков, реализуя
тем самым регулирующую функцию налогов
[20, С. 11]. Само понятие «реформа» несет
в себе смысл переустройства чего-нибудь,
в какой либо сфере общественной жизни,
области знаний.
Необходимость проведения налоговых
реформ объясняется следующими фактами:
Во-первых, налоговое
законодательство по-прежнему претерпевают
серьезные изменения. Проведение
налоговой реформы должно быть
основано на научных концепциях,
должна быть четко установлена
цель реформы.
Во-вторых, отсутствует «системность»
проведения реформ, которая означает,
что реформирование налоговой системы
должно проводиться комплексно, параллельно
с проведением других реформ, таких, как
административная, судебная и другие.
В-третьих, имеющиеся недостатки
во многом обусловлены том, что при разработке
концепции налоговой системы, налогового
законодательства в полной мере не был
обеспечен комплексный подход к проблеме
налогообложения; не были учтены сложные
взаимосвязи всех участников общественных
отношений, складывающихся в процессе
установления и взимания налогов. Отсутствие
комплексного подхода при формировании
налоговой системы РФ приводит к обострению
экономических и социальных противоречий,
бегству капитала за рубеж, развитию теневой
экономики.
Причинами такого состояния
налогового законодательства можно назвать
следующие: в науке налогового права нет
концептуального единства. Отмечаются
многовариантность, разнонаправленность,
разноуровневость и коллизионность концептуальных
подходов к построению как отдельных институтов
налоговых законов, так и всей системы
актов в области финансовой деятельности
государства.
Несовершенство налогового
законодательства, связанное с текущими
потребностям практики. Именно эта проблема
совместимости проводимой налоговой политики
и стремительно развивающейся экономики.
Таким образом, любая налоговая
реформа должна быть связана с совершенствованием
налоговых правовых институтов [16, С. 35].
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И
ТЕНДЕНЦИИ
3.1. Пути совершенствования
налоговой системы России
В России проблема совершенствования
налоговой системы – одна из
наиболее сложных и противоречивых
в практике проводимых реформ.
Пожалуй, в стране нет сегодня
другого аспекта экономики, который
подвергался бы столь серьезной
критике и был бы предметом
таких жарких дискуссий.
По словам В.В. Путина
«налоговая система пока не
в полной мере подстроена под
цели обеспечения долговременного
экономического роста и финансовой
стабильности».
Касаясь, налоговых льгот то,
в условиях ограниченности материальных
и финансовых ресурсов государство должно
поддерживать только те предприятия, которые,
использовав, государственную поддержку
и одновременно осуществив на ее основе
комплекс организационно-технических
мероприятий, способны добиться увеличения
объемов и качества выпускаемой продукции,
использовать гибкую ценовую политику
в соответствии с потребностями внутреннего
рынка. Такие предприятия могут стать
действительными лидерами макроэкономической
стабилизации, способны вытянуть за собой
всю цепь сопряженных производств, обеспечивая
в дальнейшем наращивание поступлений
в бюджет в объеме, превосходящем размер
оказанной государственной поддержки.