Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 11:02, реферат
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и применение их им на практике
2.1. Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
2.2. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы
ФГАОУВП ”Казанский (Приволжский) Федеральный Университет”
Институт психолого-педагогического образования
Кафедра общей и социальной педагогики
А.С.Макаренко о воспитании детей в семье
Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и применение их им на практике
2.1. Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
2.2. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы
Введение
С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский
отвечает: «Искусство воспитания имеет
ту особенность, что почти всем оно
кажется делом знакомым и понятным,
а иногда даже делом легким,–
и тем понятнее и легче оно,
чем менее знаком человек теоретически
или практически. Почти все признают,
что воспитание требует терпения;
некоторые думают, что для него
нужны врожденная способность и
умение, то есть навык; но весьма немногие
пришли к убеждению, что, кроме терпения,
врожденной способности и навыка,
необходимы еще и специальные
знания». В наше время тем более
нельзя воспитывать детей «как бог
на душу положит». Продолжим мысль
К. Д. Ушинского соображениями
Семья должна быть тем местом, где
подрастающий человек встречается
с вопросами, на которые ему помогают
найти ответы взрослые и, в первую
очередь, мать и отец. Поэтому очень
важную роль в этом играет духовная
атмосфера, окружающая личность - семья.
Семья, которая культивирует партнерские
отношения, содействует становлению
личности, развивает ее индивидуальность
и где основным стрежнем всех составляющих
должен стать диалог между ее членами,
который накладывает на всех участников
общения некоторые
На каждом этапе общественно-
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленным самопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной когнитивной активности в контексте ее социальных последствий. Научному познанию задаются новые ориентиры для формирования дисциплинарных норм, эталонов и средств исследования. В этой связи педагогическая наука обращается к переосмыслению собственных методологических основоположений с целью их ревизии, критического осмысления или амнистии и дальнейшего развития.
В послереволюционной России строительство
системы школьного образования
шло в течение почти
Задача подготовки сознательных борцов за дело коммунизма, активных строителей нового общества была поставлена перед советской школой с момента ее зарождения. В декрете ВЦИК Советов «Положение о единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918 г. говорилось о необходимости воспитывать из учащихся «будущих граждан социалистической республики». Во вступительной статье к декрету в числе качеств будущего гражданина назывались «трудолюбие, настойчивость, широкая общественность, способность к общим переживаниям и солидарности, добровольная дисциплина, разнообразная и целесообразная активность». Наряду с этими качествами должны были соседствовать и черты, по мнению основоположников советской педагогики, присущие пролетарскому борцу: ненависть к врагам рабочего класса, ко всем, кто мешает строить лучшее будущее. Определены были новые принципы образовательного процесса: светский характер обучения, органическая связь обучения с производительным трудом – решением практических задач общества.
Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек, из учебных планов были изъяты некоторые предметы (древние языки, закон божий), введены новые. Ликвидирована была прежняя школьная система: начальная, различные виды средней школы – гимназии, реальные училища. Вместо них вводилась двухступенчатая школа: первая для детей от 8 до 13, вторая – 13 до 17 лет, что на три года сокращало прежний срок обучения. Не обошлось и без «перегибов»: в школах отменялись экзамены, домашние задания, оценки, отказывались от разработки учебных планов и программ под лозунгом: «Изучать жизнь, а не учебные предметы». Кроме того, в новой программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г., особое внимание было уделено исключительно политической задаче школы. В преамбуле к разделу подчеркивалось, что РКП в сфере народного просвещения ставит основной задачей «превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». В программе среди прочего намечалась подготовка работников просвещения, «проникнутых идеями коммунизма», развитие самой широкой пропаганды «коммунистических идей» и использование для этой цели «аппарата и средств государственной власти». Таким образом, программа расценивала образование как политико-воспитательное средство и даже более того – как средство формирования человека нового типа, «нового человека». Эта задача школы стала главной, охватывая все стороны обучения, образования и воспитания.
В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:
- разносторонний состав учебных
предметов, включающий
- большое количество учебных
часов на язык и литературу,
математику и естественные
- значительное количество часов на физическое воспитание.
В дальнейшем учебные планы советской
школы многократно
Как яркий представитель своего времени А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “... Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.
Уважение к личности ребенка, благожелательный
взгляд на его потенциальные возможности
воспринимать хорошее, становиться
лучше и проявлять активное отношение
к окружающему неизменно
Сторонники “свободного
А. С. Макаренко решительно боролся
с педологией. Он одним из первых
выступил против сформулированного
педологами “закона о фаталистической
обусловленности судьбы детей наследственностью
и какой-то неизменной средой. Он доказывал,
что любой советский ребенок,
обиженный или испорченный
В любом воспитательном советском
учреждении воспитанников следует
ориентировать на будущее, а не на
прошлое, звать их вперед, открывать
им радостные реальные перспективы.
Ориентировка на будущее составляет,
по мнению Макаренко, важнейший закон
социалистического
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
К 1920 – 1930-м годам относится
Н. К. Крупская в статье «Воспитание», опубликованной в 1928 г., показала различие между воспитанием в широком и узком смысле этого слова. Под воспитанием в широком смысле слова Н. К. Крупская понимала воспитание в гуще жизни. Под воспитанием в узком смысле слова подразумевалось планомерное, систематическое воздействие взрослого на ребенка и подростка. Н. К. Крупская рассматривала воспитание как органическую часть общественной жизни, как условие формирования нового типа людей, сознательных участников производства, понимающих интересы общества в целом, связь между отдельными отраслями производства, их взаимосвязь. Она показала в своих работах необходимость активной, сознательной позиции воспитуемого в воспитательном процессе. Она считала, что школа должна быть связана многосторонними контактами с жизнью молодежи, взрослых и в первую очередь с жизнью рабочего класса, с тем чтобы установить духовную связь между заводом и школой, духовное родство с рабочим классом. Активизацию позиции ребенка, приобщение его к социально значимой деятельности Н. К. Крупская видела в создании высокоразвитых коллективов, в новой — отличной от буржуазной — форме самоуправления, в общественно-политической направленности всей жизнедеятельности школьника, осуществляемой в пионерской и комсомольской организациях. Впервые в советской педагогике Н. К. Крупская дала теоретическую разработку воспитательных возможностей общественно-политических детских и юношеских организаций.
Информация о работе А.С.Макаренко о воспитании детей в семье