А.С.Макаренко о воспитании детей в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 11:02, реферат

Краткое описание

С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Содержание

Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1 Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2 Педагоги эпохи А.С. Макаренко о воспитании ребенка в семье
1.3 А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко и применение их им на практике
2.1. Главные методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
2.2. Анализ опыта работы с детьми из различных семей в практике А.С. Макаренко
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Рефират по ист пед.docx

— 51.29 Кб (Скачать файл)

В авторитарном типе отношений родителей  к ребенку А. С. Макаренко выделял  две разновидности, которые он называл  авторитетом подавления и авторитетом  расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль  предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется  гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений  в семьях и стилей родительского  воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с  какой семьей он имеет дело. Для  каждого типа негативных отношений  существуют свои способы их преодоления.

Разумная система взысканий  не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она  помогает оформиться крепкому человеческому  характеру, воспитывает чувство  ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам  и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье  — это пути (способы), с помощью  которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей  на сознание и поведение детей. Они  не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют  свою специфику:

• влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и  приспособлено к личности;

• выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений  о ценностях, стиля отношений  в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток  личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько  разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения  воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.

2. Если родители отдают предпочтение  совместной деятельности, то обычно  превалируют практические методы. Интенсивное общение во время  совместного труда, просмотров  телепередач, походов, прогулок  дает хорошие результаты: дети  более откровенны, это помогает  родителям лучше понять их. Нет  совместной деятельности — нет  ни повода, ни возможности для  общения.

3. Педагогическая культура родителей  оказывает решающее влияние на  выбор методов, средств, форм  воспитания. Замечено издавна, что  в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от... элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как  можно быстрее, одним махом, перевоспитать  их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей  ребенок захватывает в семье  привилегированное положение. Ему  все дозволяется, каждое его желание  немедленно исполняется. Бабушки и  дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают  такое отношение к ребенку  тем, что «им досталось много  трудностей и невзгод, так пусть  хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать  самые строгие меры. Но всякая переделка  — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого  перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над  детьми с раннего возраста. В детстве  ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые  пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают  уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой  откупиться от своих чад. Детям предоставляется  полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская  безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра  за ними.

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Анализ опыта работы с детьми  из различных семей в практике  А.С. Макаренко

А.С. Макаренко в «Лекциях о воспитании»  говорил – воспитать ребенка  правильно и нормально гораздо  легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.

Анализ педагогической деятельность А.С. Макаренко дает понять, его потомкам, как правильно применять формы, методы и средства воспитания детей  в семье.

Например, в ситуации, описанной  А.С. Макаренко можно увидеть множественные  повторы в современной педагогике.

Ситуация первая.

К А.С. Макаренко пришла группа женщин из одного дома. В доме произошла  драма. Две семьи дружили, и в  той и в другой семье были дети. Мальчика Юру (он учился в седьмом  классе) подозревали, что он взял что-то у себя дома без спросу, какую-то вещь или деньги. Друзьям этот случай был известен. У этих друзей пропала  дорогая готовальня. Юра был частым гостем и своим человеком в  этой семье. Никого чужого, кто мог  бы взять готовальню, в доме не было, кроме этого мальчика. Подозрение пало на него. И эти две семьи, очень культурные, вполне отвечающие за свои поступки люди, как-то вдруг, неожиданно для себя, увлеклись процессом  следствия. Им нужно было во что бы то ни стало установить: украл Юра готовальню или не украл. Они три месяца занимались этим делом. Правда, они не вызвали собаку, не вызвали никакой посторонней помощи, но они проверяли, допрашивали, подсылали и находили каких-то свидетелей, вели тайные разговоры и довели Юру до болезни. Наконец они стали требовать:

- Скажи, мы тебя не будем  наказывать.

Отец бил себя кулаком в грудь:

- Пожалей меня, я хочу знать,  вор у меня сын или не  вор!

Про мальчика забыли. Отец стал главным  объектом, его нужно было спасать  от страданий. Пришли ко мне:

- Что дальше делать? Мы так  не можем жить!..

Я с ворами имел много дела, и  для меня воровство давно перестало  быть самым страшным делом. Я попросил привести мальчика ко мне. Я не всегда по глазам вижу, украл он или не украл, но я сказал ему:

- Ты ничего не украл. Готовальни  ты не брал и не позволяй  больше задавать себе вопросов  о готовальне.

 

А с родителями я поговорил особо:

- Бросьте об этом разговаривать.  Готовальни нет, исчезла, кто  бы ее ни украл. Вас мучит  вопрос, вор у вас сын или  не вор. Вы как будто читаете  детективный роман, и вам хочется  знать, чем кончилось, кто - вор. Отбросьте это любопытство.  Дело идет о жизни вашего  ребенка. И раньше мальчик что-то  крал, и теперь, может быть, он  украл. Эта наклонность есть  у него, воспитывайте его. Но  этот случай забудьте и не  мучайте себя и мальчика. В  некоторых случаях как раз  чрезвычайно важно, если вы  проследите, что ребенок что-то  украл, а если вы можете доказать  это и чувствуете, что нужно  поговорить, - поговорите. Но если  у вас ничего нет, кроме подозрения, когда вы не уверены, что  он украл, защищайте его от  всех посторонних подозрений. Но  сами будьте бдительны и усильте  внимание к вашему ребенку.

Педагогическое поведение и  такт А.С. Макаренко дали возможность  родителям понять поведение, смысл  действий и ребенка и своих.

Ситуация вторая.

Чрезвычайно важно, если вы проследите, что ребенок что-то украл, а если вы можете доказать это и чувствуете, что нужно поговорить, - поговорите. Но если у вас ничего нет, кроме  подозрения, когда вы не уверены, что  он украл, защищайте его от всех посторонних  подозрений. Но сами будьте бдительны  и усильте внимание к вашему ребенку. Одна девочка в трудкоммуне, взятая мною из проституток, действительно украла. Я вижу, что украла. Я вижу, что и ребята все уверены в этом, и она смущается. Оставалось мне последнее слово сказать. Я знаю, что она так привыкла красть, что для нее это так обычно, что, если мы скажем ей – как тебе не стыдно, на нее это не произведет впечатления. И я в совете командиров - а это серьезные люди - сказал:

- Чего вы к ней пристали? Я  убежден, что она не крала и у вас нет доказательств.

Они кричали, кричали, но мое взяло верх. Отпустили ее. И что вы думаете? Эта девочка сначала страшно заволновалась, посматривала на меня серьезно, с расстроенным видом. Она тоже человек неглупый. Ведь дело ясное - как я так поверил, и неужели ей поверил ей, как я мог так поверить? Я играл или я так глубоко убежден? И когда я должен был давать ответственные поручения, я давал ей. Так продолжалось месяц. Девочка переживала боль моего доверия. Через месяц зашла ко мне, заплакала:

- Какое вам спасибо, как меня  все обвиняли, вы один защищали  меня. Все думали, что я украла, а вы один думали, что я не  украла.

Я ей тогда сказал:

- Это ты украла, именно - ты, я  прекрасно знаю это и знал. Вот теперь ты больше не  украдешь. Я никому не скажу,  и ты не украла, разговор между  нами "замнем".Конечно, она после этого вовсе не крала.

Такие ходы - это ходы не лживые, они  исходят из чувства меры, и они  должны найти применение в семье. Не всегда в семье нужно злоупотреблять правдой. Всегда детям нужно говорить правду, в общем это правильный закон, но в некоторых случаях приходится детям говорить неправду. В тех случаях, когда вы знаете, что он вор, но уверенности нет, скройте. А в некоторых случаях, когда вы убеждены и доказательства есть, сыграйте на вашем доверии. Это только чувство меры. Там, где вы касаетесь личности ребенка, там вы не можете выражать ваши чувства, ваше негодование, вашу мысль без меры. Итак, А.С. Макаренко утверждал, и это утверждение было им доказано на практике, что в воспитании должны принимать участие двое – воспитатель и воспитуемый в равной мере, причем один (воспитатель) обязан передать педагогические идеи через формы, средства и методы воспитания, а второй (воспитуемый) должен иметь огромное желание принимать идеи воспитания.

Информация о работе А.С.Макаренко о воспитании детей в семье