Авторская педагогическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

Введение

 

В настоящее время  в России идет становление новой  системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной  парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

Содержание образования  обогащается новыми процессуальными  умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

Традиционные способы  информации - устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

Особая роль отводится  духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

  • от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
  • от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
  • от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
  • от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании  провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

При этом важна организация  своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм — дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

        Таким образом, исследование возможностей  посредством специально организованного  управления влиять на становление  авторских педагогических систем  учителей в условиях личностного  ориентированного образования является актуальной проблемой.

 

Современная школьная практика, характеризующаяся появлением огромного  количества авторских курсов, программ, авторских педагогических систем, нуждается  в определении четких критериев "авторства". Управление в новых условиях функционирования и развития образовательных систем требует определения стратегии и тактики, направленной на развитие личности учителя, а также на развитие всего педагогического коллектива. Фактически речь идет о путях организации педагогической деятельности, специфической целью которой является развитие личностных свойств и функций индивида.

Последние педагогические исследования показывают, что 98 % учителей не удовлетворены состоянием методической работы, которая часто даже тормозит творческое развитие учителя.

Определение основных содержательных и процессуальных характеристик  системы методической работы, ориентированной  на становление авторской педагогической системы учителя, таким образом, имеет большую практическую значимость.

Постановка проблемы и выявление методических, социально-психологических условий становления авторской педагогической системы учителя представляет большой научный и практический интерес.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская педагогическая система

 

В педагогической лексике  теоретиков и практиков педагогики довольно часто в разных контекстах употребляется понятие «система» (система обучения, воспитания, система методов, средств и т.п.). Однако при использовании этого термина в него часто не вкладывается изначальный истинный смысл.

Система - выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление.

По Л.Ф. Спирину, любое объединение людей, где ставятся педагогические цели и решаются образовательно-воспитательные задачи, надо рассматривать как педагогическую систему.

Н. В. Кузьмина считает, что  «педагогическая система – множество  взаимосвязанных структурных и  функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей».

Таким образом, педагогическая система – это объединение компонентов (частей), которое остаётся устойчивым при изменениях. Если изменения превышают некий допустимый предел (запас прочности), система разрушается, на её месте возникает новая система с другими свойствами.

В системе общеобразовательной  подготовки основой является педагогическая система « школа» с различными вариантами.

Демократизация общества и школы, провозглашение принципа вариантности в образовании, сделали возможным проявление разнообразных инновационных учебно-воспитательных моделей: новых типов школ, образовательных технологий, методов, методик и т.п.

Новая, многообразная  практика образования выступает как результат деятельности ее авторов – педагогов-новаторов и экспериментаторов, которые разрабатывают и апробируют инновационные модели. Последние могут быть как совершенно новыми, оригинальными, так и частично заимствованными из арсенала отечественной и зарубежной педагогики.

      Любое  образовательное учреждение, в основе  деятельности которого лежат  нетрадиционные подходы, идеи, можно  отнести к авторским педагогическим системам, назвать авторской школой.

Диапазон авторских  систем весьма широк. По существу, любой реальный педагогический процесс является авторским, так как несет на себе «печать» его субъекта. Однако на практике далеко не каждая система получает название авторской.

Авторской педагогической системой называют созданный автором учебно-воспитательный процесс (или его часть), представляющий оригинальную, новую для данных условий образовательную практику.

С официальной, юридической  точки зрения авторской системой  считают учебно-воспитательный процесс, имеющий в своем составе элементы, являющиеся предметом авторского права (педагогические усовершенствования, изобретения, открытия).

В реальной школьной практике научно-правовой экспертизы и патентной  службы пока не существует, и вопрос решается региональными административно-методическими органами на основе общественной презентации авторской системы.

Современные тенденции  развития школы предоставляют все  больше прав и возможностей учителю  в отношении путей и способов достижения образовательных целей. Тем самым создают условия для реализации творческого потенциала педагогических коллективов, талантливых педагогов и руководителей.

Коррекция, улучшение, доработка  государственных программ, а иногда и коренная их переработка (включая  целевые установки  концептуальные позиции) может представлять собой уже авторскую систему.

Авторская программа – это спроектированный самим учителем (автором) на основе собственной методической концепции учебно-воспитательный процесс, предназначенный для обновления школьного образования и получения определенных (повышенных) результатов.

Вопрос о признании  программы авторской состоит  в определении степени новизны, оригинальности, соответствия ее современным  научным и практическим требованиям.

Инновационные школы

Термины «инновационная школа» и «авторская школа» употребляются с конца 80-х годов, но, по существу, все новые для своего времени, оригинальные и экспериментальные учебно-воспитательные учреждения в истории педагогики являли собой именно «авторской школы» (воспитательные заведения И.Г. Песталоцци, С. Френе, Я. Корчака, С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, школы М. Монтессори, Р. Штейнера, Л.Н. Толстого, В.Н. Сороки-Росинского, В.А. Сухомлиского, Ф.Ф. Брюховецкого, Т.Е. Конниковой и др.).

Термин «инновационная школа» несколько шире: он охватывает все школы, внедряющие ту или иную авторскую модель. Однако часто региональные условия делают это внедрение еще одним авторским вариантом.

Инновационные школы  ищут и указывают пути и способы  развития образования, открывают новые  цели, разрабатывают содержание обучения, изобретают и абсорбируют новые педагогические технологии и системы.

Широко известны современные  авторские школы:

    • развивающего обучения (Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова);
    • коллективного способа обучения (В.К. Дьяченко);
    • обучение на основе опорных сигналов (В.Ф. Шаталова),
    • диалог культур (В.С. Библера);
    • творческого воспитания (И.П. Волкова);
    • воспитания исскуством (Д.А. Лебедева);
    • школа гуманизма (Ш.А. Амонашвили);
    • школа самоопределения (А.Н. Тубельского) и многие другие.

Авторской (инновационной) школой называется учебно-воспитательное заведение, деятельность которого построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику.

Современные авторские  школы чаще всего возникают на базе обычных массовых школ, глубоко разрабатывая и реализуя на оригинальной технологической основе одну или несколько каких-либо своих функций. В зависимости от этого они имеют различные уровни, профили, названия:

    • школы с альтернативными (нетрадиционными) философскими или психолого- педагогическими основаниями (примеры: школы Р.Штейнера, М. Монтессори, Л.Н. Толстого);
    • школы с альтернативной организацией учебного процесса (примеры: школа-театр, школа-парк М. Балабана, школа КСО В. Дьяченко);
    • школы с нетрадиционным содержанием образования (частные, конфессиональные, семейные и иные);
    • учебные заведения новых структурно-организационных типов: учебно-воспитательные и социально-педагогические комплексы, центры, гимназии, лицеи, колледжи и др. со своим авторским лицом (примеры: учебно-воспитательный комплекс Е.А. Ямбурга, педагогическая гимназия А.Г. Каспржака);
    • школы, основывающие на новых образовательных технологиях и методических системах (примеры: школы В.В. Давыдова, В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова и др.);
    • школы с оригинальной воспитательной системой (примеры: школы В.В. Караковского, И.А. Кочетова, Д.И. Лебедева);
    • школы с оригинальной постановкой того или иного направления обучения и воспитания (эстетического, нравственного, трудового, физического, экологического, экономического, психологического, профориентационного и т.д.);

Отличительные качества авторской школы

Как уже было отмечено, все инновационные учебные заведения  должны считаться авторскими, отличающимися  друг от друга лишь степенью новизны, оригинальности. Если по этому критерию расположить все встречающиеся случаи в ряд, то в его начале будет стоять современная массовая школа (с вариантами нововведений), а в конце – идеальная авторская школа, в которой воплощаются все отличительные качества и критерии. Школы, находящиеся между этими полюсами, являются «не строго авторскими». Общественное мнение и региональная административно-методическая экспертиза решают, где в этом ряду проходит граница авторских моделей. Можно выделить следующие отличительные качества (критерии) авторских школ:

    • Инновационность: наличие оригинальных авторских идей и гипотез относительно перестройки педагогического процесса.
    • Альтернативность: отличие каких-либо из основных компонентов учебно-воспитательного процесса (целей, содержания, методов, средств и др.) от традиционных, принятых в массовой школе.
    • Концептуальность учебно-воспитательного процесса: осознание и использование в авторской модели философских, психологических, социально-педагогических и другие научных оснований.
    • Развивающий (творческий, экспериментальный) характер педагогической технологии, методов и форм обучения, наличие программы развития.
    • Организация жизнедеятельности детей на основе деятельностного подхода к формированию личности, наличие сотрудничества, сотворчества, соуправления детей и взрослых. Системность и комплексность учебно-воспитательного процесса.
    • Социально-педагогическая целесообразность: соответствие целей и школы социальному заказу.
    • Наличие признаков или результатов определяющих реальность и эффективность авторской школы.

Стимулирование развития педагогического творчества учителей, руководство созданием ими авторских  педагогических систем являются приоритетными  функциями управления в условиях личностной ориентации образования. Стимулирование становления авторских педагогических систем учителей происходит путем создания методических и социально-

 психологических условий,  обеспечивающих востребованность  учителя не

только как профессионала, но и прежде всего как личности. Внутришкольное

управление в этом случае строится на основе принципов диалогичности, контекстуальности, апробации авторских моделей педагогической деятельности и включает диагностику творческого потенциала учителей, выработку дифференцированных программ их развития, информационно-методическую психологическую поддержку их саморазвития.

Информация о работе Авторская педагогическая система