Авторская педагогическая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 09:37, реферат

Краткое описание

Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро- и макросоциума. Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;
от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.doc

— 500.50 Кб (Скачать файл)

5. Обучение строится  не на основе учебника, но на  основе коренных, реальных текстов данной культуры и текстов, воспроизводящих мысли основных Собеседников этой культуры. Итоги, результаты работы ученика, его общения с людьми других культур (возрастов) реализуются в каждом учебном цикле также в форме авторских ученических текстов-произведений, созданных во внутреннем диалоге («амбивалентности») этой культуры и в межкультурном диалоге.

6. Автор программ для  каждого класса - педагог. Каждый  автор-педагог вместе с ребятами каждого нового первого класса обнаруживает некую сквозную «проблему-воронку», могущую стать - именно в данном случае - основой десятилетней программы обучения. Такая воронка, такое особенное средоточие удивлений -уникальное, неповторимое, непредсказуемое для каждой малой группы нового поколения, - постепенно втягивает в себя все проблемы, предметы, возрасты, культуры - в их целостном диалогическом сопряжении.

И это, завершающее школу  состояние кануна деятельности, целостной точки удивления должно - по замыслу - сохраняться и углубляться в течение всей человеческой жизни.

Особенности методики. Создание ситуации диалога.

По В. В. Серикову, введение в ситуацию диалога предполагает использование таких элементов системы:

1) диагностика готовности учащихся к диалогическому общению — базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

2) поиск опорных мотивов,  т. е. тех волнующих учащихся вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

3) переработка учебного  материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до «вечных» человеческих проблем;

4) продумывание различных  вариантов развития сюжетных линий диалога;

5) проектирование способов  взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

6) гипотетическое выявление зон импровизации, т. е. таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение его участников (погружения, десанты, игровые ситуации, дискуссии и т. п.).

 Точки удивления, загадки бытия.

Под ними подразумеваются те узелки в сознании современного ребенка, в которых может осуществиться формирование основных предметов школьного, обучающегося понимания. В этих «точках» происходит закрепление исходных челноков психологического и логического взаимопревращения сознания — в мышление, мышления — в сознание. Происходит торможение и вдумывание в странность этих узлов («как возможно бытие простейших предметов понимания -слова, числа и т. д. ?»). Эти загадочно-пословичные узлы в челноке «сознание -мышление - сознание», эти исходные предметы («точки») удивления и должны стать «спорами» («зачатками») спора. . . во всех последующих классах - возрастах - культурах.

А. Загадки слова. Учитель должен быть внимательным - «ушки на макушке» -к таким ребячьим открытиям и трудностям: слово как момент высказывания - в разных «речевых жанрах» (ср. Бахтин), слово как - одновременно - момент предложения в жесткой системе грамматических правил, слово - в его самобытийности, в его внутриречевой слитности и неразделимости. Соответственно - слово и сам язык - как основа сообщения, информации (о чем-то. . . ) в споре с идеей слова, языка, речи, в его самовслушивающемся смысле, как основа рефлексии, самоотстранения, -в споре, далее, с поэтической, образной, «заклинающей» силой слова и речи.

Б. Загадки числа. Рождение идеи числа, математического отношения к миру, к «третьему миру» Поппера, в сопряжении и диалоге процессов 1) измерения (по отношению к континуальным протяжениям во времени и пространстве), 2) счета дискретных, единичных, неделимых (иначе это уже иные предметы) вещей, «атомов», «монад», и наконец, 3) напряжения (степени.) - температуры, мускульного усилия и т.д. Число - как невозможное сочетание, перекресток этих, как минимум, «трех» форм идеализации.

В. Загадки явления природы. Отдельное самостоятельное явление (росток, трава, лист, дерево, ветер, река, волна, звезда, земля, солнце…) и природная целостность - почва и воздух, и солнце, сосредоточенная в ростке, в траве, в дереве. Бесконечная Вселенная и - Земля, планета…, «капля, все в себя вбирающая», и - отдельный от нее мир. Предмет природы - ее часть (частность, особенность, проявление) и - ее начало, возможность, исток. Предмет - образ целого. Неразделимость того, что в будущем курсе станет основой отдельных отраслей естествознания - механики, физики, биологии, химии и т.д., и - предрасположенность этих расхождений.

Г. Загадки Я-знания. Эти загадки имеют особый смысл во всем строении учебного курса 1-2 классов. Здесь формируется, укореняется и становится странным для самого себя (остраняется) основной субъект обучения в нашей школе - ученик.

Если семи- и восьмилетний человек не станет странным для самого себя, не удивит - себя - природой, словом, числом, а главное - своим собственным  образом как обучающегося (обучающего себя), то есть нечто мучительно не знающего, точнее - не понимающего, но страшно желающего понять, - если всего этого не произойдет, - то вся идея нашей школы обречена на провал.

Д. Загадки момента истории. Теперь - не только личная память, но -память о бывшем до меня и без меня и соотнесение этой памяти с памятью о том, что происходило со мной, что есть грань моего Я. . . «Наследственность» (генетическая и историческая). Вектор прохождения невозвратных мгновений и жизней и - замыкание на феномен культуры (произведение). Время и вечность. Типы историзма (эти типы будут затем развернуты в «циклах культуры»). Интерес к генеалогии. История и ее памятники. Накопление «знаний, умений, навыков» в движении истории и, с другой стороны, развитие способности расти «корнями вверх», перерешать свое прошлое. История и — культура. Загадка двух форм исторического понимания: «как это было. . . » и «как это могло быть. . . ». Точки рождения и смерти — точки смыкания загадок «Я-сознания» и загадок истории. Календари, их спектр и «дополнительность».

Игровые средоточия

Основной смысл этих средоточий - метод «физических действий» (ср. Станиславский), по-своему готовящий ученика к его роли субъекта учебной деятельности. Это - новая грань между сознанием и мышлением, грань по линии: игра (дошкольная) - культурная деятельность. Предполагаются такие средоточия:

А. Физические игры, гимнастика с особым развитием самостоятельных форм ритма как одного из существенных истоков, полюсов музыки.

Б. Словесные игры с элементами поэтики (ср. загадки слова) и с особым вниманием к интонационной составляющей речи (интонация - второй исток музыкальной антитезы, ее мелодийная грань).

В. Художественный образ - в субъективных средоточиях глаза и руки, в объективном воплощении на полотне, в глине, камне, в графическом ритме линий, в зачатках архитектурного видения. Изображение. Воображение.

Г. Элементы ручного труда, ремесла.

Д. Музыка (со второго класса) рождается в сопряжении ритма и интонации-мелодии, музыкального инструмента и пения, исполнения и импровизации.

Е. Театр. Обычное театральное действо. Углубление в театральность бытия. Школа как театр.

 Методические особенности урока-диалога.

• Переопределение общей  учебной проблемы каждым учащимся. Порождение им своего вопроса как  загадки, трудности, который пробуждает мысль, а не снимает проблемы.

• Смысл в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в сгущении своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса - парадокса.

• Выполнение мысленных  экспериментов в пространстве образа, выстроенного учеником. Цель - не решить проблему, а углубить ее, вывести на вечные проблемы бытия.

Позиция учителя. Ставя учебную проблему, учитель выслушивает все варианты и переопределения. Учитель помогает проявить различные формы логики разных культур, помогает выявить точку зрения и поддерживается культурными концепциями.

Позиция ученика. Ученик в учебном диалоге оказывается в промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное видение мира ребенком до поступка. В начальной школе необходимо наличие многочисленных построений-монстров (попытка посмотреть на предмет и мир в целом).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллективный способ обучения

(А. Г. Ривин, В. К. Дьяченко)

 

Ривин Александр  Григорьевич (1877-1944) - русский советский педагог-новатор, автор метода коллективной учебной работы с применением диалогических пар сменного состава.

Дьяченко Виталий  Кузьмич - профессор, заведующий кафедрой педагогики Красноярского ИПК работников образования, современный теоретик коллективного способа обучения (КСО).

По В. К. Дьяченко, обучение есть общение обучающих и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

 

Организационная структура учебного процесса и стадии ее развития

 

Вид общения

Организационная   форма обучения

Способ обучения

1.Опосредованное общение через письменную речь

1. Индивидуальная

1. Индивидуальный способ  обучения (ИСО) - до XVI-XVII вв.; включает две формы: парную и индивидуальную

2. Общение в паре

2. Парная (один учит  другого)

2. Групповой способ  обучения (ГСО) - XVII-XX вв.; включает три формы: групповую, парную и индивидуальную.

3.Групповое общение

3. Групповая (один одновременно учит многих)

4. Общение в парах  сменного состава

4. Коллективная (каждый учит каждого)

3. Коллективный способ  обучения (КСО); включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную


 

Коллективным  способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

А. Г. Ривин и В. К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем.

                 Классификационные параметры технологии

    

По  уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: диалектическая + неоэкзистенциалистская. По основному фактору развития: социогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: информационная (ЗУН) + операционная (СУД).

   По характеру содержания: обучающая, светская, общеобразовательная.

По  типу управления: «репетитор» + система малых групп.

По  организационным формам: альтернативная классно-урочной, КСО.

По  подходу к ребенку: сотрудничество.

   По преобладающему методу: диалогическая, объяснительно-иллюстративная.

По  направлению модернизации: альтернативная.

По  категории обучаемых: массовая.

Целевые ориентации

- Усвоение ЗУН. 

- Развитие коммуникативных качеств личности (СУД).

- Создание интернациональной  трудовой школы. 

Концептуальные  положения

КСО - это включение  в учебный процесс естественной структуры общения между людьми - диалогических пар. Принципы:

- завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;

- непрерывной и безотлагательной  передачи полученных знаний друг  другу;

- сотрудничества и  взаимопомощи между учениками;

- разнообразия тем  и заданий (разделения труда);

- разноуровневости  (разновозрастности)  участников педагогического процесса;

- обучения по способностям  индивида;

- педагогизации деятельности  каждого участника. 

Особенности методики

 

Методика  поабзацной проработки текста (А. Г. Ривин). Разработана для изучения деловых статей или научных текстов в парах сменного состава.

Одновременно в классе изучается много разных тем. Практически  каждый школьник имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами, выступая поочередно то в роли слушателя (ученика), то в роли рассказчика (учителя). Оптимальное количество тем в группе девять-одиннадцать. Поэтому, если в классе тридцать-сорок учеников, то, следовательно, три-четыре одновременно «ведут», «специализируются» по одной и той же теме. По каждой теме подбираются пятнадцать-двадцать, а то и больше рассказов, которые распределяются между детьми.

Объем статей для изучения не должен быть слишком маленьким (не меньше одной страницы).

С самого начала перед  каждым учеником ставится цель: овладеть материалом данной ему статьи так, чтобы уметь ее рассказать, ответить на все вопросы.

Особенности методики КСО в сравнении с  Г СО (по В. К. Дьяченко)

 

ГСО

КСО

                                              Организационные

- четкость, упорядоченность

- отсутствует

- говорит один

- говорят все

-общение отсутствует

- все общаются

- молчание

- рабочий шум

- постоянное рабочее  место

- смена

                                             Дидактические

-обучает профессиональный  педагог

- обучают ученики

- весь материал - сразу и для всех

- разные темпы и  материал

- мало самостоятельности

- полная самостоятельность

-сотрудничество отсутствует

- сотрудничество - основа  обучения

-усвоение и применение - разнесены

- максимально приближены

                                               Развивающие            

- ученик – объект

- ученик-субъект + объект

- уравниловка, усреднение

- в соответствии с  индивидуальными

способностей детей

Особенностями

- систематический характер  обучения

- спонтанный характер

- не учатся выступать

- учатся выступать,  рассуждают,

- не умеют объяснять

Доказывают

 

- развитие педагогических  способностей

Воспитательные

- каждый работает на  себя

- на себя и на  других

-отношения - неколлективистские

- отношения ответственной зависимости: коллективистские

Информация о работе Авторская педагогическая система