Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Этапы работы с воспитателями в период адаптации
1. Составление педагогического
анамнеза (педагогической
2. Беседа.
Этапы работы с педагогами в период адаптации
1. Составление педагогического
анамнеза (педагогической
3. Беседа.
1.3 Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ
Поступление в дошкольное
образовательное учреждение (ДОУ) всегда
сопровождается для ребенка определенными
психологическими трудностями в
связи с тем, что малыш переходит
из знакомой и обычной для него
семейной среды в незнакомую обстановку.
Это требует соответствующих
форм поведения: разрушения некоторых
сложившихся ранее связей и быстрого
образования новых. При этом незрелость
многих компонентов функциональной
системы адаптационных
Характер адаптации и
степень выраженности реакций на
изменение условий жизни
1. Возраст ребенка.
2. Индивидуальные особенности типов высшей деятельности.
3. Предшествующая тренировка
нервных процессов (уровень
4. Уровень возрастного развития и состояния здоровья ребенка.
Для того чтобы помочь ребенку
по возможности безболезненно
Как можно раньше нужно познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет. Лучше всего оформить его в ДОУ по месту жительства, и в группу, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.
Нужно настраивать малыша как можно положительнее к его поступлению в детский сад. Родителям нельзя нервничать и показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в ДОУ.
Первичный прием ребенка желательно проводить совместно медицинской сестрой, воспитателем и психологом. При этом собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни, состоянию здоровья, уровню развития, индивидуальным особенностям и поведению на момент поступления.
Воспитателю необходимо еще до поступления ребенка в группу выяснить особенности воспитания малыша в семье, его домашний режим, способы кормления, укладывания для сна; узнать, как ребенок засыпает, спит, какой у него аппетит, как организовано бодрствование.
Число часов, проводимых вновь
поступившими детьми в учреждении,
следует увеличивать
В период адаптации обязательно
сохраняются привычные для
Временное сохранение привычных
для ребенка приемов
Организация жизни детей в адаптационный
период может быть осуществлена лишь совместными
усилиями заведующего детским учреждением,
врача, воспитателя, педагога, психолога
и всего персонала, а также родителей.
Значительно легче и быстрее адаптируется
ребенок, если семья старается поддерживать
дома приемы воспитания, используемые
в дошкольном учреждении.
По специальным признакам
можно спрогнозировать
Таблица 1. Признаки, наиболее информативные для прогноза срыва адаптации к ДОУ (расположены в порядке уменьшения прогностической значимости)
Для детей раннего возраста |
Для дошкольников |
1.Частые заболевания матери. 11.Отставание в нервно-
психическом развитии. |
1.Частые (более 4 раз в
году) заболевания ребенка. 3.Злоупотребление алкоголем
отца. |
Проведение комплекса медико-
Мероприятия по облегчению течения адаптации к ДОУ
Все мероприятия делятся на:
- организационные;
- педагогические;
- медицинские.
Организационные мероприятия
Педагогические мероприятия:
При благоприятном
прогнозе адаптации ребенок
При условно – благоприятном
и неблагоприятном прогнозах
дети обычно нуждаются в
Медицинские мероприятия:
Повышение неспецифической резистентности ребенка:
а) Препараты элеутерококка, солодки, анаферон и др.
б) Для улучшения
качества фагоцитоза и
в) Витаминно – минеральные комплексы.
1.4 Роль педиатра в адаптации ребенка к пребыванию в дошкольных образовательных учреждениях
Начало посещения детского сада сопровождается у разных детей различными реакциями. Но в любом случае это предполагает смену обстановки, большее или меньшее изменение режима дня, а также изменения социального окружения. Последний пункт является одним из ключевых, поскольку ребенок, до этого живший в окружении узкого круга родных людей, погружается в новый коллектив, состоящий главным образом из сверстников.
Кроме сказанного, посещение ребенком детского сада увеличивает опасность заразиться инфекционным заболеванием, поскольку распространение таких болезней в детском коллективе происходит особенно быстро. Следовательно, родителям стоит позаботиться как о том, чтобы их ребенок сам не был источником инфекции, так и о том, чтобы он был по возможности защищен от инфекций.
Ребенок, начавший посещать детский сад, вынужден адаптироваться к новым условиям, к новому коллективу, к окружающей среде в целом. Хорошо, если ребенок по природе открытый и общительный, хорошо, когда ему легко приспособиться к новой обстановке. Однако для некоторых детей это может обернуться настоящим стрессом, поэтому начинать готовить ребенка к детскому саду лучше всего заранее. Речь идет, с одной стороны, о разработке работниками детского сада системы адаптационных мероприятий и контроля над их результатами. С другой стороны, это касается деятельности родителей.
Начинать подготовку ребенка
к детскому саду родителям нужно
примерно за один-два месяца до предполагаемого
начала регулярного посещения ДОУ.
Лучшее время начала приучения к
детскому саду – это август или
начало сентября. В это время обычно
не наблюдается крупных вспышек
инфекционных заболеваний среди
детей, а также сохраняются
Начинать адаптировать ребенка
к условиям детского сада лучше постепенно.
Можно ходить на прогулки вместе с
детсадовской группой, приводить ребенка
в группу или на игровой участок
на несколько часов, а затем забирать.
Таким образом, ребенок постепенно
привыкнет к группе, к правилам
поведения в детском саду, а
также к некоторой
Дети младшего возраста воспринимают смену домашней обстановки на детсадовскую группу, а также разлуку с родителями на целый день гораздо сложнее, чем дети дошкольного возраста. Многие психологи даже считают, что начинать посещать детский сад детям лучше всего только после четырех лет, когда преодолен так называемый «кризис Я». Помимо этого, дети ясельного возраста еще слишком привязаны к родителям и еще не обладают должным уровнем самостоятельности. Если же ребенка до четырех лет все же приходится отдавать в детский сад, то лучше свести к минимуму длительность его пребывания там.
Еще одной рекомендацией для родителей является заблаговременный перевод ребенка на режим питания, приближенный к применяемому в детском саду, а также увеличение потребления ребенком белков. Дело в том, что белки помогают детскому организму легче справиться с психологическими барьерами адаптации.
Подготовка ребенка к детскому саду включает также проведение медицинского осмотра, по результатам которого выдаются определенные медицинские справки. Перед поступлением в детский сад ребенка нужно отвести к педиатру, который проведет общий медицинский смотр и направит на осмотр к хирургу, ортопеду, офтальмологу (окулисту), оториноларингологу (ЛОР - врачу), стоматологу, невропатологу и логопеду. Эти специалисты определят, нет ли у ребенка каких-либо заболеваний и патологий развития, которые могут стать причиной направления его в специализированный детский сад или перенесения поступления в детский сад на более поздний срок. Итоги такого обследования заносятся в специальный документ – это медицинская карта ребенка (форма 026/у).