Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2012 в 14:06, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. Актуальность проблемы адаптации детей к ДОУ занимает в дошкольной педагогике ведущее место. Это связано с тем, что детский сад – новый период в жизни ребенка и поступление в него сопряжено с тяжелыми переживаниями, сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка.
Показателями окончания
Если малыш с радостью и много говорит о детском саде, если спешит туда, если у него там друзья и куча неотложных дел, можно считать, что адаптационный период закончился. Последний завершающий этап - этап анализа и выводов, на котором происходит обработка всех данных. В 2008 г. было проведено повторное исследование детей. Проведена оценка физического состояния детей, проведен анализ заболеваемости детей за год, причин не посещения ДОУ. При этом было установлено, что случаи заболевания детей, несомненно, отмечались, но их количество в сравнении с другими группами этого же ДОУ были несколько ниже. Была проведена также и оценка эмоционального благополучия детей, эта характеристика была выбрана как показатель адаптации ребенка к ДОУ. При этом использовались уже опробованные методики исследования эмоционального благополучия детей.
Обобщая результаты опыта видно, что
при поступлении детей в
К концу опытного периода никто из детей не испытывал эмоционального дискомфорта от нахождения в группе, в ДОУ, в большинстве своем 12 детей (60%) ощущают себя комфортно в группе, в ДОУ. У 8 детей (40%) отмечен высокий уровень эмоционального благополучия, это значит, что они прошли адаптационный период к ДОУ, и посещение детского сада более для них не является стрессом. Полученные данные говорят о том, что дети отличаются друг от друга по своему эмоциональному состоянию, темпераменту, состоянию здоровья, физическому развитию – по ключевым характеристикам, которые влияют на процесс адаптации детей к ДОУ. И это нормально, так как все люди обладают индивидуальностью.
Проводя анализ результатов,
можно заключить, что работа прошла
успешно, так как наблюдается
значительное улучшение показателей
эмоционального благополучия детей, а
именно эта характеристика была принята
в опыте как характеризующая
течение адаптации.
Таким образом, следует считать, что выбранная
методика адаптации детей к ДОУ является
успешной, а условия создаваемые – благополучными.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Лист педагогической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
Заболевания до поступления
______________________________
Индивидуальные особенности
______________________________
Привычки ______________________________
Параметры |
Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 | |||
Показатели физического здоровья |
аппетит |
группе |
|||||||||||||||||||||||||
ома |
|||||||||||||||||||||||||||
Сон |
|||||||||||||||||||||||||||
Стул |
|||||||||||||||||||||||||||
Мочеиспускание |
Перенесенные заболевания,
кол-во пропущенных дней ______________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Воспитатели: ______________________________
Оценка параметров адаптации.
Параметры |
Оценка /баллы/ | |||
3 |
2 |
1 | ||
Показатели физического здоровья |
аппетит |
хороший |
выборочный, ест долго |
отказ от еды |
сон |
глубокий |
засыпает с трудом |
тревожен во сне | |
стул |
регулярный |
учащенный |
запор | |
мочеиспускание |
регулярное |
учащенное |
редкое |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 баллов, СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 баллов, ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Лист психологической адаптации.
Фамилия, имя ребенка ________________________
Дата рождения ____________________________
Дата поступления в ДОУ _____________________
Возраст при поступлении ____________________
Группа здоровья ___________________________
Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении)
Заболевания до поступления
______________________________
Индивидуальные особенности
______________________________
Привычки ______________________________
Параметры |
Дни наблюдений/оценка параметров в баллах | ||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 | |||
Показатели психического здоровья |
Эмоциональное состояние |
||||||||||||||||||||||||||
Социальные контакты |
сдетьми |
||||||||||||||||||||||||||
со взрослыми |
|||||||||||||||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность |
|||||||||||||||||||||||||||
Реакция на изменение привычной ситуации |
Перенесенные заболевания,
кол-во пропущенных дней ______________________________
Оценка адаптационного периода: _____________________
Педагог-психолог _____________/__________
Оценка параметров адаптации.
Параметры |
Оценка /баллы/ | |||
3 |
2 |
1 | ||
Показатели психического здоровья |
Эмоциональное состояние |
положительное |
неустойчивое |
отрицательное |
Социальные контакты с детьми |
инициативен, контактен |
вступает в контакт при поддержке взрослого |
пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми |
инициативен, контактен |
принимает инициативу взрослого |
реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность |
активен, проявляет интерес |
активен при поддержке взрослого |
пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации |
принятие |
тревожность |
непринятие |
Степень адаптации:
ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 16 -20 баллов
СРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 15 -11 баллов
ТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 10 - 7 баллов