Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 6
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . ….11
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….16
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……22
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР - детского сада №425» 1- ой младшей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение «А» Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложение «Б» Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение «В» Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 33
Приложение «Г» План воспитательно-образовательной деятельности . .. . . 34
Приложение «Д» Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . 37

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

1.1 Характеристика понятия  "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 6

1.2 Особенности поведения  детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . ….11

1.3 Формы работы по организации  процесса адаптации ребенка к  новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….16

2 Психолого-педагогические  условия организации успешной  адаптации детей к дошкольному  образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

2.1 Описание дошкольного  образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……22

2.2 Характеристика адаптации  к дошкольному учреждению детей  МДОУ «ЦРР - детского сада №425» 1- ой младшей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23

2.3 Направления психолого-педагогической  деятельности по оптимизации  процесса успешной адаптации  детей условиям к дошкольному  образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……25

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  28

Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30

Приложение «А» Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31

Приложение «Б» Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Приложение «В» Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 33

Приложение «Г» План воспитательно-образовательной деятельности . .. . . 34

Приложение «Д» Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . 37

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно  осуществляемое воспитание детей раннего  возраст, является важным условием их полноценного развития. Развитие в  раннем возрасте происходит на таком  неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его  сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации к  детскому саду, важно создавать благоприятные  условия для комфортного пребывания ребёнка в детском соду.

Поступление ребёнка в  ясли вызывает, как правило, серьёзную  тревогу у взрослых. Ребёнок в  семье привыкает к определённому  режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность  к ним.

От того, как пройдёт  привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование  в детском саду и в семье.

И потому, так актуальна  на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному  учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат  малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь  в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего  возраста к детскому саду.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего  возраста к условиям ДОУ сделан в  отечественной литературе. В последние  годы все более активно вопросы  социальной адаптации рассматриваются  в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др.

Н.Д. Ватутина в своём пособии  рассматривает оптимизацию условий  для успешной адаптации детей  в детском саду, раскрывает особенности  поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

Т.В. Костяк рассматривает  особенности психологической адаптации  детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

Авторы пришли к выводу, что важная роль в период адаптации  отводиться воспитателю, его работе с семьёй ребёнка.

Анализ педагогической литературы и потребностей практики позволил нам  сформулировать проблему нашего исследования следующим образом:

каковы психолого-педагогические оптимизации успешной адаптации  детей раннего возраста к условиям ДОУ?

Ее решение составило  цель нашей работы.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

 

Предметом исследования является ДОУ и психолого-педагогические условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к нему.

 

Проблема, цель и предмет  исследования предопределили следующие  его задачи:

- Изучить теоретические  основы адаптации детей к дошкольному  образовательному учреждению.

- Характеристика дошкольного  образовательного учреждения

- Проанализировать направления  совместной деятельности воспитателей  и родителей по оптимизации  процесса адаптации детей раннего  школьного возраста.

- Выявить психолого-педагогические  условия успешной адаптации детей  раннего возраста к дошкольному  образовательному учреждению.

 

Задачи, решавшиеся нами в  ходе исследования, потребовали применения соответствующих методов. Это был  анализ теоретического и фактического материала (анализ листов адаптации), анкетирование, наблюдение и беседа.

Анализ собранных материалов позволил нам сформулировать общую  гипотезу исследования: успешная адаптация  детей раннего возраста к условиям ДОУ, будет в том случае если:

- будет проведена беседа  с родителями будущих воспитанников  детского сада;

- будет составлена карта  нервно-психического развития ребёнка,  в которой фиксируются ответы  родителей во время беседы;

- будут учтены психические  и физические особенности ребёнка,  с учетом эмоционального настроения  и состояния его здоровья;

- будут создаваться благоприятные  условия для комфортного пребывания  ребёнка в детском соду.

 

Курсовой работы заключается в том, что исследование проводилось на базе МДОУ «ЦРР – детский сад №425» города Челябинска в 1 младшей группе «Топотушки».

Результаты, полученные в  ходе исследования, имеют практическую значимость для воспитателей детского сада.

 

 

 

 

 

 

 

1. Адаптация детей  раннего возраста к условиям  дошкольного образовательного учреждения

1.1 Характеристика  понятия "адаптация" и факторы,  влияющие на неё

С поступлением ребенка трех-четырех  летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество  изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и  более часов, новые требования к  поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много  неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти  изменения обрушиваются на ребенка  одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной  организации может привести к  невротическим реакциям, таким, как  капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности  возникают в связи с тем, что  малыш переходит из знакомой и  обычной для него семейной среды  в среду дошкольного учреждения.

Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т.е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление.

Сложность приспособления организма  к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые  успехи, определяют необходимость учета  всех факторов, способствующих адаптации  ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

Адаптация неизбежна в  тех ситуациях, когда возникает  противоречие между нашими возможностями  и требованиями среды.

Существует три стиля, с помощью которых человек  может адаптироваться к среде:

а) творческий стиль, когда  человек старается активно изменять условия среды, приспосабливая ее к  себе, и таким образом приспосабливается  сам;

б) конформный стиль, когда  человек просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства среды;

в) избегающий стиль, когда  человек пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспосабливаться  к ним.

Наиболее оптимальным  является творческий стиль, наименее оптимальным  – избегающий [4;14].

Как же формируются у ребенка  способности к адаптации? Само рождение ребенка – яркое проявление биологической  адаптации. Переход из условий внутриутробному  ко внеутробному существованию требует  коренной перестройки в деятельности всех основных систем организма - кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы  должны к моменту рождения иметь  возможность осуществить функциональную перестройку, т.е. должен быть соответствующий  врожденный уровень готовности этих адаптационных механизмов. Здоровый новорожденный имеет такой уровень  готовности и достаточно быстро приспосабливается  к существованию во внешних условиях.

Также как и другие функциональные системы, система адаптационных  механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течение  ряда лет постнатального онтогенеза. В рамках этой системы уже после  рождения у ребенка формируется  и возможность к социальной адаптации  по мере того, как ребенок овладевает окружающей его социальной средой. Это происходит одновременно с формированием  всей системы нервной высшей деятельности.

Все же эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая  без специальной организации  может привести к невротическим  реакциям [14,15].

Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти  к одной из проблем дошкольного  учреждения – проблема адаптации  детей. Общая задача воспитателей и  родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти  в жизнь детского сада. Для этого  нужна подготовительная работа в  семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском  саду – важнейшее условие, облегчающее  его адаптацию.

Возрастные особенности, возможности детей, показатели, определяющие, необходимо знать. Но следует учитывать  и индивидуальные особенности ребенка.

Часто причиной неуравновешенного  поведения детей бывает неправильная организация деятельности ребенка: когда не удовлетворяется его  двигательная активность, ребенок не получает достаточно впечатлений, испытывает дефицит в общении с взрослыми. Срывы в поведении детей могут произойти и в результате того, что не удовлетворены своевременно его органические потребности – неудобство в одежде, ребенок не своевременно накормлен, не выспался. Поэтому режим дня, тщательный гигиенический уход, методически правильное проведение всех режимных процессов – сна, кормления, туалета, своевременная организация самостоятельной деятельности детей, занятий, осуществления правильных воспитательных подходов к ним является залогом формирования правильного поведения ребенка, создания у него уравновешенного настроения [9, 9-10].

Как правило, ослабленные  дети труднее адаптируются к новым  условиям. Они чаще заболевают, труднее  переживают разлуку с близкими. Случается, что ребенок не плачет, не выражает внешне негативных проявлений, но теряет в весе, не играет, подавлен. Его состояние  должно беспокоить воспитателей не меньше, чем тех детей, которые плачут, зовут родителей.

Так же, особого внимания требуют дети со слабым типом нервной  системы. Эти дети болезненно переносят  любые перемены в их жизни. При  малейших неприятностях их эмоциональное  состояние нарушается, хотя свои чувства  они бурно не выражают. Их пугает все новое и дается оно с  большим трудом. В своих движениях  и действиях с предметами они  не уверенны, медлительны. Таких детей  к детскому саду следует приучать постепенно, привлекать к этому близких  им людей. Воспитатель должен поощрять, подбадривать и помогать им.

Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы  ребенка в период адаптации к  дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.

В разных ситуациях один и тот же малыш может повести  себя по-разному, особенно в период адаптации. Бывает, даже спокойный и  общительный ребенок при расставании  с близкими начинает плакать и  проситься домой, нелегко привыкает  к новым требованиям.

Поведение ребенка под  влиянием сложившихся привычек также  приобретает индивидуальный характер. Если он не умеет, есть самостоятельно, то в детском саду отказывается от еды, ждет, чтобы его накормили. Так  же, если не знает, как мыть руки в  новой обстановке – сразу плачет; если не знает, где взять игрушку  – тоже плачет; не привык спать без  укачивания – плачет и т.д. поэтому  очень важно знать привычки ребенка, считаться с ними.

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ