Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 13:48, курсовая работа

Краткое описание

Проблема, цель и предмет исследования предопределили следующие его задачи:
- Изучить теоретические основы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.
- Характеристика дошкольного образовательного учреждения
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
1.Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Характеристика понятия "адаптация" и факторы влияющие на неё. . . . . . 6
1.2 Особенности поведения детей в период адаптации . . . . . . . . . . . . . . . ….11
1.3 Формы работы по организации процесса адаптации ребенка к новым условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . …….16
2 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждении . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22
2.1 Описание дошкольного образовательного учреждения МДОУ “ЦРР – детский сад № 425” . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……22
2.2 Характеристика адаптации к дошкольному учреждению детей МДОУ «ЦРР - детского сада №425» 1- ой младшей группы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
2.3 Направления психолого-педагогической деятельности по оптимизации процесса успешной адаптации детей условиям к дошкольному образовательному учреждению . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ……25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
Список использованных источников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Приложение «А» Анкета для родителей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Приложение «Б» Карта нервно – психического развития ребенка второго и третьего года жизни. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
Приложение «В» Результаты групп адаптации детей МДОУ “ЦРР – детский сад № 425”1-ой младшей группы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . 33
Приложение «Г» План воспитательно-образовательной деятельности . .. . . 34
Приложение «Д» Советы родителям в адаптационный период . . . . . . . . . . . 37

Вложенные файлы: 1 файл

адаптация.docx

— 69.22 Кб (Скачать файл)

Незнание привычек ребенка  значительно осложняет работу воспитателя. Его педагогические воздействия  становятся стихийными, нецеленаправленными  и часто не дают необходимого результата. Все привычки и навыки каждого  вновь поступившего ребенка сразу  узнать трудно, да они и не всегда проявляются в новых условиях. Воспитателю необходимо помнить, что  ребенок раннего возраста, имеющий  необходимые навыки, не всегда может  перенести их в новую обстановку, ему необходима помощь взрослого.

В домашних условиях ребенок  привыкает к характеру применяемых  педагогических воздействий, выраженных не только спокойным ровным тоном, но и в тоне строгой требовательности. Тем не менее, строгий тон воспитателя  или няни может вызвать испуг. И наоборот, ребенок, привыкший к  громким раздраженным указаниям, не всегда выполнит тихие спокойные  указания воспитателя.

Несмотря на то, что режимы дня для детей разного возраста, рекомендуемые “Программой воспитания в детском саду”, научно обоснованы, все же так называемый возрастной режим дня отдельных детей необходимо изменять. Показателем к этому является поведение и самочувствие малыша [5,16-17].

Как уже говорилось, особое значение в период адаптации имеют  индивидуальные особенности детей  в сфере общения. Есть дети, которые  уверенно и с достоинством вступают в новое для них окружение  детского сада: они обращаются к  воспитателю, к помощнику воспитателя, чтобы узнать о чем-нибудь. Другие сторонятся чужих взрослых, стесняются, опускают глаза. А есть и такие  дети, которых общение с воспитателем пугает. Такой ребенок старается  уединиться, отворачивается лицом к  стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт.

Опыт общения ребенка  с окружающими, полученный им до прихода  в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении  является тем ключиком, с помощью  которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период [5,17-18].

Непосредственно-эмоциональный  контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца  первого – начала второго месяца жизни [5,18].

Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни  ребенка не ограничивают его общение  в узком кругу семьи.

Соблюдая необходимые  гигиенические требования, целесообразно  уже в этом возрасте расширять  круг общения ребенка. Например, можно  на некоторое время разрешить  новому для него человеку подержать  его на руках или даже оставить их одних.

Воспитатель должен установить контакт с ребенком в первый же день. Но если у ребенка не сформирован  опыт общения с незнакомыми людьми, на все действия воспитателя он реагирует  негативно: плачет, вырывается из рук, стремится отдалиться, а не приблизиться к воспитателю. Ему нужно более  длительное время, чтобы привыкнуть, перестать испытывать страх перед  воспитателем. Нервозность, слезы мешают ему правильно и быстро воспринять заинтересованное, доброе отношение воспитателя.

В таком случае целесообразно  разрешить маме побыть в группе. В ее присутствии ребенок успокаивается, страх перед незнакомым взрослым исчезает, ребенок начинает проявлять  интерес к игрушкам. Мать должна побуждать его обратиться к воспитателю, попросить игрушку, сказать, какая  тетя хорошая, добрая, как она любит  детей, играет с ними, кормит. Воспитатель  подтверждает это своими действиями: ласково обращается к малышу, дает игрушку, хвалит его костюм, показывает что-то интересное в группе и т.п. [5,19-20].

Следовательно, на характер привыкания ребенка к условиям дошкольного  учреждения влияет ряд факторов: возраст  ребенка, состояние здоровья, сформированности опыта общения, а также степень  родительской опеки.

 

1.2 Особенности  поведения детей в период адаптации

Не все дети при поступлении  в группу плачут. Многие приходят в  группу уверенно, внимательно рассматривают  окружающее, самостоятельно находят  занятие. Другие делают это с меньшей  уверенностью, но тоже не проявляют  особого беспокойства. Они внимательно  наблюдают за воспитательницей, выполняют  предложенные ею действия. И те и  другие дети спокойно прощаются с  родными, которые приводят их в детский  сад, и идут в группу. Например, ребенок, расставаясь с мамой, заглядывая ей в глаза, спрашивает: “Ты меня любишь?” Получив ответ, идет в  группу. Он подходит к воспитательнице, заглядывает ей в глаза, но задать вопрос не решается. Воспитатель ласково  поглаживает его по голове, улыбается, проявляет внимание, тогда ребенок  чувствует себя счастливым. Он неотступно следует за воспитателем, подражает  его действиям. Поведение ребенка  показывает, что он испытывает потребность  в общении с взрослыми, в получении от него ласки, внимания. И эта потребность удовлетворяется воспитателем, в котором ребенок находит доброго близкого человека.

Некоторые дети, быстро освоившись в новой обстановке группы, умеют  сами занять себя. Они не ходят постоянно  за воспитателем, но при необходимости  спокойно и уверенно обращаются к  нему. Лишь в первые дни в их поведении  заметна некоторая растерянность, беспокойство.

Если ребенок, которого впервые  привели в детский сад, никак  не хочет оставаться в группе без  мамы, то воспитатель предлагает маме остаться с ребенком в группе. Чувствуя, что мама не собирается уходить, ребенок  начинает обращать внимание на окружающее. После длительного наблюдения, играет с игрушками, рассматривает красивых кукол, и, наконец, решает сам взять  одну из них. В близком человеке он видит опору, защиту от неизвестного и в то же время возможность  с его помощью познакомиться  с окружающим.

Как видно, дети, поступающие  в детское учреждение, ведут себя неодинаково. Особенности их поведения  в значительной мере определяются теми потребностями, которые сложились  к моменту прихода в группу.

Можно выделить примерно три  группы детей по присущим им различиям  в поведении и потребности  в общении (в соответствии с этим далее будут определяться группы адаптации) [5,21-22].

Первая группа – это  дети, у которых преобладает потребность  в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем.

Вторая группа – это  дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях  и получении от них сведений об окружающем.

Третья группа – это  дети, испытывающие потребность в  активных самостоятельных действиях. Если до поступления в детский  сад ребенок постоянно находился  с мамой или с бабушкой, то утром, когда его приводят в детский  сад, с трудом расстается с родными. Затем весь день ожидает их прихода, плачет, отказывается от любых предложений  воспитателя, не хочет играть с детьми. Он не садится за стол, протестует против еды, против укладывания спать, и  так повторяется изо дня в  день.

Плач при уходе близкого человека, возгласы типа: “хочу домой!”, “где моя мама?”, отрицательное  отношение к персоналу, к детям  группы, к предложениям поиграть –  и бурная радость при возвращении  мамы (бабушки или другого члена  семьи) являются ярким показателем  того, что у ребенка не развита  потребность общения с посторонними.

При поступлении в детское  учреждение плачут в основном дети, которых можно условно отнести  к первой группе (потребность в  общении только с близкими людьми).

Они глубоко переживают расставание  с близкими, т.к. опыта общения  с посторонними не имеют, не готовы вступать с ними в контакт.

Как правило, чем уже круг общения в семье, тем длительнее происходит адаптирование ребенка  в детском саду.

Дети, условно отнесенные ко второй группе, до поступления в  детский сад приобрели опыт общения  с взрослыми, не являющимися членами семьи. Это опыт общения с дальними родственниками, с соседями. Придя в группу, они постоянно наблюдают за воспитателем, подражают его действиям, задают вопросы. Пока воспитатель рядом, ребенок спокоен, но детей он боится и держится от них на расстоянии. Такие дети, в случае невнимания к ним со стороны воспитателя могут оказаться в растерянности, у них появляются слезы и воспоминания о близких.

У детей третьей группы четко выявляется потребность в  активных самостоятельных действиях  и общении с взрослыми.

В практике нередки случаи, когда ребенок в первые дни  приходит в группу спокойно, самостоятельно выбирает игрушки и начинает с  ними играть. Но, получив, например, за это замечание от воспитателя, он резко и в отрицательную сторону  меняет свое поведение.

Следовательно, когда содержание общения воспитателя с ребенком удовлетворяет потребностям в нем, это общение формируется успешно, ребенок безболезненно привыкает  к условиям жизни в детском  саду. Трудности адаптации возникают  в тех случаях, когда ребенок  встречает непонимание, его пытаются вовлечь в общение, содержание которого не отвечает его интересам, желаниям, имеющемуся у него опыту.

Воспитателю необходимо знать, что содержание потребности детей  в общении в процессе привыкания к детскому саду качественно изменяется. Дети, условно относимые к первой группе, могут при благоприятных  условиях быстро достичь уровня общения, характерного для детей второй и  даже третьей группы и т.д.

В процессе привыкания ребенка  к условиям детского сада происходит расширение содержания и навыков  общения. Изменение содержания потребности  в общении в период привыкания протекает примерно в рамках трех этапов:

I этап – потребность  в общении с близкими взрослыми  как потребность в получении  от них ласки, внимания и  сведений об окружающем;

II этап – потребность  в общении с взрослыми как потребность в сотрудничестве и получении новых сведений об окружающем;

III этап – потребность  в общении с взрослыми на познавательные темы и в активных самостоятельных действиях.

Дети первой группы практически  должны пройти все три этапа. Их потребность  на первом этапе в ласке, внимании, просьбе взять на руки и т.д. трудно удовлетворить в условиях группы. Поэтому адаптация таких детей  проходит длительно, с осложнениями (от 20 дней до 2-3 месяцев).

Задача воспитателя –  создать максимум условий для  того, чтобы подвести ребенка ко второму этапу привыкания.

С переходом на второй этап для ребенка более характерной  станет потребность в сотрудничестве с взрослым и получении от него сведений об окружающем. Длительность этого этапа также зависит от того, на сколько полно и своевременно будет удовлетворена эта потребность.

Третий этап привыкания для  детей первой группы характеризуется  тем, что общение принимает инициативный характер. Ребенок постоянно обращается к взрослому, самостоятельно выбирает игрушки и играет с ними. На этом период адаптации ребенка к условиям общественного воспитания заканчивается.

Дети второй группы проходят два этапа в процессе привыкания (от 7 до 10–20 дней). А для детей  третьей группы, с первых дней испытывающих потребность в активных самостоятельных  действиях и общении с взрослым на познавательные темы,- конечный этап является первым, и поэтому они привыкают быстрее других (от 2-3 до 7-10).

Если не будет соответствующим  образом организованного общения  и игровая деятельность вновь  поступившего ребенка, привыкание его  не только задержится, но и осложнится. Вот почему воспитателю необходимо знать характерные особенности  детей, этапы их привыкания. От того, насколько правильно воспитатель  определит потребность, обуславливающую  поведение ребенка, создаст необходимые  условия, способствующие удовлетворению потребности, будет зависеть характер и продолжительность адаптации  ребенка. Если воспитатель не принимает  во внимание, какие потребности определяют поведение ребенка, педагогические воздействия его будут бессистемными, случайными по характеру.

К сожалению, воспитатель  иногда не придает значения организации  общения, поэтому часто оно протекает  стихийно. Воспитатели учат ребенка  играть, учиться, трудиться и очень  редко учат его общаться.

Как отмечалось, деятельность общения имеет свое содержание и  этапы развития. Однако в процессе привыкания определяющее значение имеет  не возраст, а развитие форм общения. Так, дети первой группы, независимо от возраста, на первом этапе привыкания непременно нуждаются в непосредственно-эмоциональном  общении, и только на втором этапе  привыкания – в ситуативно-действенном. Поэтому воспитателем должны быть выбраны  и соответствующие средства общения: улыбка, ласка, внимание, жест, мимика и  т.д. – на первом этапе. Показ действия, упражнение в нем, совместные действия с ребенком, поручение и т.п. –  на втором этапе [4, 26]

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста в ДОУ