Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 23:05, курсовая работа
Цель исследования: выявить методы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе трудового обучения.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность понятия «активизация познавательной деятельности».
Выявить место активизации познавательной деятельности в учебном процессе трудового обучения.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………..………
3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ …...…………...…….
6
1.1 Понятие «активизация» и ее место в учебном процессе ...
6
1.2 Методы активного обучения, их классификация ..…...…..
13
1.3 Организация познавательной деятельности учащихся по трудовому обучению на основе применения методов активного обучения ……………………………………………. …………………………………...………..……….
18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ И ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ...…………………………………..
24
2.1 Результаты исследования …………………………………..
24
2.2 Методические рекомендации по применению методов активного обучения в процессе трудового обучения (на примере 7 классов) ……………………………………………...
29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...…………………………………………………………….
33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………
Перейдем к рассмотрению ответов, полученных на третий вопрос анкеты. Данный вопрос касался предпочтений по месту проведения уроков трудового обучения. При ответе на данный вопрос были получены следующие результаты:
Учебный класс как место проведения уроков выбрали 27 % учащихся;
Пришкольный участок выбрали 37 % респондентов;
Предприятиям или организациям как месту проведения уроков отдали предпочтение 37 % школьников.
Представим полученные данные в виде гистограммы (рисунок 2.2)
Рисунок 2.2 – Предпочтения школьников в выборе места проведения урока трудового обучения.
Итак, мы убедились, что наиболее непривлекательным местом проведения уроков трудового обучения школьники считают кабинеты трудового обучения. Равные предпочтения учащихся отдали пришкольным участкам и предприятиям и организациям города. Из этого следует, что принявшие участие в исследовании школьники стремятся к смене обстановки, в которой проходят уроки трудового обучения.
В ходе анкетирования мы предложили школьникам указать нестандартные методы проведения урока, которые, по их мнению, будут эффективными в учебном процессе. Школьники предложили следующие варианта: экскурсии, конкурсы профессионального мастерства, кулинарные поединки, организация выставок изделий, изготовленных их руками, приглашение на урок специалистов, которые могли дать мастер-класс.
Итак, мы выяснили, что школьники, принявшие участие в исследовании, проявляют интерес к предмету «Трудовое обучение» и заинтересованы в том, чтобы методы, применяемые на уроках, были разнообразными. Из этого следует, что школьники стремятся повышать свой познавательный интерес к изучаемому материалу.
Далее мы предложили школьников указать методы, которые применяют на уроках учителя трудового обучения. В ходе анкетирования были получены следующие результаты: 100 процентов учащихся указали такие методы, как конкурс (соревнование), работа с устными и письменными текстами, а также подготовку проекта и работу на тренажерах.
КТО Проанализировав полученные данные, мы выяснили, что учителя в практике организации уроков обучения используют как традиционные методы (работа с устными и письменными текстами), так и активные методы обучения – проведение конкурсов, подготовку проектов и работу на тренажерах. Как положительный момент укажем, что число применяемых активных методов обучения выше, чем число традиционных методов.
Вместе с тем как негативный факт следует отметить отсутствие игровых методов проведения уроков. Напомним, что именно данному методу учащиеся отдали предпочтение в ходе проведения анкетирования.
Таким образом, в ходе эмпирического исследования выяснилось, что большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная.
Учащиеся считают наиболее интересными такие методы, как игровые, конкурсы и соревнования, а также подготовку проектов. Наименее предпочтительными, с точки зрения учащихся 7 классов, являются словесные методы обучения – лекции, работа с устными и письменными текстами. наиболее непривлекательным местом проведения уроков трудового обучения школьники считают кабинеты трудового обучения.
Принявшие участие в исследовании школьники стремятся к смене обстановки, в которой проходят уроки трудового обучения.
Мы выяснили, что школьники,
принявшие участие в
Мы установили, что учителя в практике организации уроков обучения используют как традиционные методы (работа с устными и письменными текстами), так и активные методы обучения – проведение конкурсов, подготовку проектов и работу на тренажерах.
Как положительный момент укажем, что число применяемых активных методов обучения выше, чем число традиционных методов. Вместе с тем как негативный факт следует отметить отсутствие игровых методов проведения уроков.
Таким образом, наша гипотеза о том, что применение активных методов обучения повышает интерес учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки, косвенно доказана.
2.2 Методические
рекомендации по применению
В ходе урока трудового обучения должны решаться следующие задачи развития учащихся:
Решение данных задач осуществляется как через урочные формы обучения и дополнительные занятия по предмету, с использование различных образовательных технологий и методов, так и путем внедрения активных форм обучения.
На уроках технологии и трудового обучения возможно применение следующих методов активного обучения.
1. Работа с устными и письменными текстами на уроке.
На таких занятиях активность учащихся достигается за счет введения учителем в содержание материала различного рода противоречий, преднамеренных ошибок, приемов проблемного обучения:
2. Учебные задания,
работающие на решение
3. Имитационные упражнения, которые могут носить двигательный и умственный характер. К двигательным упражнениям относятся: работа на тренажерах, а к умственным – разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, обоснование рациональности коммуникативных процессов в трудовых отношениях, аспектов маркетинга и др.,
4. Обучающие игры – цепь имитационных проблемных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники выполняют отведенные им социальные роли в соответствии с поставленными целями.
5. Интегрированные уроки. Интегри
6. Проектный метод. Данный метод позволяет:
При использовании проектной методики особенно важна организационная деятельность, начиная с погружения учащихся в проектную, исследовательскую деятельность до ее осуществления.
7. Метод конкретных ситуаций, который позволяет учащемуся научиться: объективно оценивать реальную обстановку, оперативно ориентироваться в различных обстоятельствах, выделять профессиональную проблему, учитывать интересы и возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их деятельност В структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:
Последовательная система частных проблемных ситуаций помогает учащимся не только раскрыть суть общей проблемы, усвоить требуемые программные знания, но и постичь пути познания нового. Эмоциональные переживания вызывают приемы удивления.
Выводы
Проведя эмпирическое исследование, мы пришли к следующим выводам.
1. Выяснилось, что большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная.
2. Учащиеся считают
наиболее интересными такие
3. Принявшие участие
в исследовании школьники
4. Мы выяснили, что школьники, принявшие участие в исследовании, проявляют интерес к предмету «Трудовое обучение» и заинтересованы в том, чтобы методы, применяемые на уроках, были разнообразными.
5. Мы установили, что
учителя в практике
6. Как положительный момент укажем, что число применяемых активных методов обучения выше, чем число традиционных методов. Вместе с тем как негативный факт следует отметить отсутствие игровых методов проведения уроков.
7. Таким образом, наша гипотеза о том, что применение активных методов обучения повышает интерес учащихся к сфере трудовой деятельности, вызывает у школьников желание приобщиться к миру труда, осваивать трудовые умения и навыки, доказана.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Активность личности – особый вид деятельности или особая деятельность, отличающаяся интенсификацией своих основных характеристик, а также наличием таких свойств как инициативность и ситуативность.
Познавательная активность – это целенаправленное сложное образование личности, включающее мотивационный, содержательно-рациональный и эмоционально-волевой компоненты.
Управление активностью
школьников традиционно называют активизацией
Главная цель активизации познавательной
активности – повышение качества
учебно-воспитательного
Выделяют следующие принципы активного обучения, реализуемые при организации учебного процесса: индивидуализация, гибкость, элективность, контекстный подход, развитие сотрудничества.
Методы активного обучения представляют собой совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
По характеру учебно-
Для активных методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Выбор и особенности применения активных методов обучения строятся с учетом характера учебных занятий.
В ходе эмпирического исследования выяснилось, что большинство учащихся 7 классов, принявших участие в исследовании, выбрали такую форму работы, как парная.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности в процессе трудового обучения