Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2012 в 00:59, курсовая работа
задачи:
1. Рассмотреть наиболее объективные причины, влияющие на познавательную деятельность учащихся на всем протяжении урока;
2. Выявить типы подходов к решению данной проблемы (повышения активизации внимания), исходя из многообразия методов активизации учащихся, применительно к урокам биологии в школе;
3. Предложить на основе изложенного материала педагогически и дидактически грамотно построенный урок, опираясь на опыт ведущих педагогов.
. Объектом данной курсовой работы являются сами учащиеся, а ее предметом изучения - условия активизации познавательной деятельности учащихся. В процессе учебной деятельности каждый учащийся включается в неё по-разному, на разных уровнях. Качество уровня владения учеником тем или иным материалом зависит от ряда как объективных, так и непосредственно субъективных причин. Выявить эти причины, организовать педагогически и дидактически правильную постановку урока в соответствии с имеющимися приемами, при которой учащиеся будут в максимально возможной мере активизированы интеллектуально, то есть включены в учебный процесс и заинтересованы в его результатах – все это можно определить как цель данной курсовой работы.
• Приём новизны. Учащиеся как правило с интересом воспринимают материал, содержащий сведения необычные, загадочные, неожиданные, удивительные. Например: на Земле есть удивительные живые организмы – лишайники, с которыми связана интересная легенда. В ней рассказывается о путниках заблудившихся в пустыне, они потеряли надежду на спасение, вдруг увидели маленькие комочки, падающие с неба. Путники стали ловить их и есть, при этом, почувствовав прилив сил , они смогли преодолеть оставшийся путь, а упавшую с неба пищу назвали манной небесной, это был кочующий лишайник. Почему лишайники способствуют повышению жизненного тонуса и почему с лишайниками связана первичная сукцессия.
• Приём семантизации. В основе лежит возбуждение интереса обучающихся благодаря раскрытию смыслового значения слова. Например: мать – и – мачеха. Почему его так назвали? Почему так устроены листья растения? В чем проявляется его приспособленность к среде обитания?
• Приём значимости, при котором создаётся установка на необходимые изучения материала в связи с его биологической, народно – хозяйственной или эстетической ценностью.
2 группа. Приёмы активизации деятельности учащихся на этапе осмысления, усвоения изученного материала.
• Эвристический приём. Учитель задаёт обучающимся трудный вопрос и наводящий вопрос, приводит к ответу на него. Например: в каких частях ареала животные двух близкородственных видов будут более сходны, в тех где они обитают совместно, или же в тех частях ареала, где эти виды обитают по отдельности. (обитают совместно).
• Сократический приём. Построение учителем беседы, на основе обсуждения спорных вопросов. Беседа должна направляться так, чтобы она приобрела характер дискуссии. Этот приём развивает у учащихся умения доказывать и обосновывать свои суждения.
• Исследовательский приём. Обучающимся предоставляется возможность на основе проведённых ими наблюдений, опытов, анализа литературных данных самостоятельно решить познавательную задачу, сформулировать вывод. Например: В 1906г. Рузвельт учредил в Аризоне заповедник гериохвостых оленей. Чтобы их уберечь он отдал приказ истребить всех хищников. Первые результаты были превосходны, с трёх тысяч голов за 15 лет численность оленей возросла до 15 тыс., но в последующие годы численность оленей резко сократилась, к 40-у году осталось стадо из 10 тыс. [9]. Выскажите свои суждения по следующим вопросам:
1. Чем можно объяснить тот факт, что сначала численность особей возросла, но, достигнув, определенной величины уменьшилась?
2. можно ли считать победой человека тот факт, что окончательная численность оленей в стаде достигла 10 тыс., что в 3 раза меньше исходной популяции?
3 группа. Приёмы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний.
1. Приём натурализации. Предполагается планирование знаний с использованием натуральных объектов. Например: Используя полученные гербарные образцы и коллекции насекомых, составьте возможные пищевые цепи.
2. Приём моделирования.
3.Приём схематизации.
4. Приём символизации.
Например:
Анаграмма «Цветок»:
Переставьте или добавьте вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей цветка.
1. - - в
я з -
2. Л – п
– с т – к
3. Лобикст
4. О к – л – ц в –
т н – к
5. П – л ь н – к
И т. д.
1.3. Причины, определяющие низкую познавательную активность.
Обобщая имеющиеся
в литературе и опыте данные, можно
сказать, что чаще всего низкая познавательная
активность чаще всего имеет определенные
психологические причины; выражается
она в отставании, которое может развиваться
далее в неуспеваемость. Под неуспеваемостью
понимается несоответствие подготовки
учащихся требованиям содержания образования,
фиксируемое по истечении какого-либо
значительного отрезка процесса обучения
- цепочки уроков, посвященных изучению
одной темы или раздела курса, учебной
четверти, полугодия, года.
Отставание — это невыполнение требований
(или одного из них), которое имеет место
на одном из промежуточных этапов внутри
того отрезка учебного процесса, который
служит временной рампой для определения
успеваемости.
Слово «отставание» обозначает и процесс
накапливания невыполнении требований,
и каждый отдельный случай такого невыполнения,
т. е. один из моментов этого процесса.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.
В неуспеваемости как продукте синтезированы
отдельные отставания она итог процесса
отставания.
Многообразные отставания, если они не
преодолены, разрастаются, переплетаются
друг с другом, образуют в конечном счете
неуспеваемость.
Задача состоит в том, чтобы не допустить
переплетения отдельных отставании устранить
их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
Психологические причины отставания в учении.
Немаловажное
значение имеет и влияние семьи.
В литературе посвященной причинам
неуспеваемости, влияние семьи изучено
довольно глубоко. Отмечаются такие частые
причины неуспеваемости и отсева, как
разлад в семье или ее распад, грубость
отношении, алкоголизм антиобщественное
поведение родителей. Вскрыты и такие
причины, как равнодушие родителей к детям
и к их образованию ошибки в воспитании,
неумелая помощь детям. Нас особенно интересовали
те данные, которые характеризуют влияние
семьи на успевающих школьников. В этой
связи представили определенную ценность
данные некоторых зарубежных исследований.
Так, в работе Уайзмена изучалось влияние
среды на способных и неспособных учеников.
Выяснилось, что окружение влияет на успешное
развитие способных детей в большей степени,
чем на успехи малоспособных. В ходе исследования
изучались коррелирующие (связанные) факторы.
Всего было изучено 4000 корреляций. Наибольшая
значимость была найдена в корреляции
«семья – среда
– неуспеваемость». Было обнаружено также,
что влияние среды тем большее, чем младше
школьник.
Больше всего, по данным Уайзмена, влияют следующие моменты членство ребенка в библиотеке, уровень чтения родителей, количество книг в доме выполнение домашних заданий, взгляды родителей на школьные успехи детей.
Выяснено, что
для отстающих детей в
Имеющиеся в
отечественной литературе данные также
свидетельствуют о том, что влияние
семьи в среднем школьном возрасте
слабее, чем в младшем.
Нельзя, однако, забывать, что влияние
более широкой среды, в частности товарищей,
в этом возрасте увеличивается.
Наблюдения за
учащимися в школе, беседы с ними,
учителями и родителями привели
нас к выводу, что среди недостатков
семейного воспитания, отрицательно влияющих
на успешность учения школьников, неправильное
стимулирование учения детей — немаловажный
момент. Родители в большинстве случаев
интересуются учением детей и их успехами,
но следят в основном за отметками. Сущность
образованности и ценность школьных знаний
и умений для становления ребенка как
человека, как активного члена общества,
как-то отходит на задний план, детей не
спрашивают, что было интересного в школе,
что нового они узнали, каких успехов достигли,
не спрашивают о том, довольны ли они своей
работой и довольны ли ими учителя. От
того, что родители не вникают в содержание
деятельности детей, они не могут, естественно,
судить о ее качестве (видят только количество—много
или мало сидит ребенок за уроками, хорошие
или плохие отметки получает), поэтому
они не только не содействуют воспитанию
у детей адекватной самооценки, но часто
и мешают этому. Одни родители мешают тем,
что вольно или невольно создают у детей
заниженную или завышенную самооценку,
сами вступают в конфликты со школой на
этой почве. Заниженную оценку создают
те родители, которые, желая в душе, чтобы
их дети были самыми лучшими, самыми способными,
и, видя отдельные неудачи детей, попрекают
их:
«Ну вот, опять ты хуже всех, опять не сумел
на «пятерку» написать работу»,
«Ничего из тебя не выйдет, тупой ты у меня,
не то, что другие дети» и т. п.
Другие, поддерживая завышенную самооценку
сына или дочери, всегда готовы согласиться
с тем, что в школе его (её) не оценили по
достоинству. Не разобрав сути дела, такие
родители приходят в школу, только чтобы
предъявить претензии учителям.
Однако имеются
попытки тем или иным образом
сгруппировать причины
В качестве причин I категории отмечены:
низкий уровень предшествующей подготовки
ученика; неблагоприятные обстоятельства
разного рода (физические дефекты, болезнь,
плохие бытовые условия, отдаленность
местожительства от школы, отсутствие
заботы родителей); недостатки воспитанности
ученика (лень, недисциплинированность),
его слабое умственное развитие.
Для II категории указаны: недоработка
в предыдущих классах (отсутствие должной
преемственности); недостаточный интерес
ученика к изучаемому предмету, слабая
воля к преодолению трудностей.
Для III категории выявлены: недостатки
преподавания, непрочность знаний, слабый
текущий контроль;
неаккуратное
посещение уроков, невнимательность
на уроках, нерегулярное выполнение домашних
заданий.
Мы видим в этой группировке типичное
для практического подхода объединение
разнопорядковых явлений: акты поведения
учеников ставятся в один ряд с тем, что
вызывает эти акты, непосредственное —
с опосредующим, частное - с общим, явления
внутреннего плана не отграничиваются
от внешних.
Ближе всех к
решению задачи описания системы причинно-следственных
связей неуспеваемости, отвечающей теоретическим
требованиям, подошел Ю. К.
Бабанский. Он изучает учебные возможности
школьников, объединяя в этом понятии
два основных фактора успеваемости. Учебные
возможности, в понимании
Ю. К. Бабанского, составляют некий потенциал
личности в учебной деятельности и представляют
синтез особенностей самой личности и
ее взаимодействий с внешними влияниями.
Схема изучения учащихся, разработанная Ю. К. Бабанским и его сотрудниками, предназначена для целей оптимизации процесса обучения на уровне школы (её силами).
СХЕМА
I условия внутреннего плана;
II III IV — условия внешнего плана;
I1 - особенности организма школьника;
I2 - особенности личности школьника;
II а) - бытовые условия;
II б) гигиенические условия в школе;
II в) особенности воспитания и семье;
II г) особенности обучения и воспитания в школе;
III а) — причины недостатков бытовых условий;
III б) - причины
недостатков гигиенических
III в) - условия
порождающие недостатки
III г) - условия порождающие недостатки учебно- воспитательного процесса.
Условия внутреннего
и внешнего плана не однородны - они
представлены определенными группами
явлений: особенности организма
и особенности личности школьника
составляют две взаимосвязанные группы
явлений внутреннего плана в первом кругу
условий внешнего плана, т.е. наиболее
непосредственно-воздействующих на особенности
самого ученика выделяются следующие
группы явлений: бытовые и гигиенические
условия жизни и деятельности ученика
(в семье и в школе); особенности учебно-
воспитательного процесса в школе особенности
воспитания в семье. Следующий за данным
круг определяет те обстоятельства, следствием
которых являются причины предыдущего
круга. Здесь можно указать такие группы:
причины недостатков бытового и гигиенического
плана; условия, вызывающие недостатки
учебно-воспитательного процесса в школе;
условия, вызывающие недостатки воспитания
в семье. Последующий круг должен раскрывать
причины этих причин и т.д., идя ко все более
общим социальным условиям жизни и развития
детей.
Пользуясь данной схемой, мы можем, таким
образом, прослеживать и связи между различными
условиями, соотносящимися друг с другом
как причины я следствия, и видеть группы
явлений лежащих в одной плоскости (различать
связи явлений по горизонтали и по вертикали).
Конечно, как и всякая другая данная схема
упрощает сложные связи явлений. В частности,
относя недостатки процесса обучения
к внешним по отношению к ученику обстоятельствам,
мы как бы игнорируем тот факт, что ученик
не пассивный объект обучения, а активный
его субъект. Другой недостаток предлагаемой
схемы заключается в том, что она отражает
не только два фактора успеваемости, но
частично и третий - сами требования содержания
образования, ибо особенности процесса
обучения зависят в значительной мере
от реализуемого в нем содержания.
Данная схема полезна как основа для систематизации
имеющихся в литературе данных о причинах
неуспеваемости. Она позволила расположить
по разным ярусам (концентрическим кругам)
те явления, которые соотносятся друг
с другом как причины и следствия, помогла
увидеть иерархию и связи различных групп
причин неуспеваемости.
Психологическая характеристика неуспевающих.
Информация о работе Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии