Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 09:24, курсовая работа
Предмет исследования: преемственность в работе по обучению математике детей старшего дошкольного возраста и первоклассников.
Цель исследования: обосновать педагогические условия осуществления преемственности в обучении математике между дошкольным учреждением и школой.
Введение
Глава I. Теоретические основы преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и начальной школы
1.1 Понятие преемственности в подготовке ребенка к школе
1.2 Сущность понятия готовности ребенка к школьному обучению
Глава II. Реализация преемственности в обучении математике дошкольников и учащихся начальной школы
2.1 Содержание преемственности в работе дошкольного учебного учреждения и школы по математике
2.2 Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Заключение
Список использованной литературы
Сравнительный анализ программных задач по математике в ДДУ и в 1 классе
Программа Д и т и н а Таблица 2.1.
ВозрастПоказатели усвоения материала6 год жизни Образовывать новое число путем добавления единицу к предыдущему числу;
Различать и правильно
Устанавливать отношения (
Продумывать примеры на
Понимать задачи на
Находить геометрические фигуры на рисунках, моделях, формах окружающих предметов (точка, отрезок прямой, ломаная линия, треугольник, четырехугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник). Единицы измерения
Строить отрезки по заданной величине;
Считать до десяти в прямом и обратном порядке;
Образовывать число путем
добавления единицы к
Знать, что число на один меньше впереди стоящего, и на единицу больше предыдущего;
Называть и различать цифры 0, 1-9;
Знать состав чисел из
двух меньших в пределах
Давать полную характеристику
числа, указывая его место
Решать задачи на увеличение
или уменьшение числа на
Использовать математические знания в играх, в быту.
Программа М а л я т к о
ВозрастПоказатели усвоения материала6 год жизни
Числа 1-го десятка. Обозначать количество соответствующей цифрой.
Знать состав числа в пределах 5.
Сравнивать числа, устанавливать равенство и неравенство. Формировать понятие про пару. Делить геометрические фигуры на 2-4 равные части. Группировать и классифицировать предметы по количеству. Использовать условную мерку. Строить ряд по одному из параметров.
Геометрические фигуры делятся на 2 группы: плоские, объёмные.
Ориентироваться в пространстве относительно себя и других объектов. Пользоваться планом, схемою. Последовательно называть дни недели, знать, какой день был вчера, сегодня, завтра.7 год жизни
Понимать взаимоотношения
Знакомить с составом чисел: из единицы и двух меньших (в пределах 10.), структурой простых арифметических задач.
Считать предметы, расположенные хаотично, по кругу, считать группами: (парами, тройками, пятёрками).
Называть числа по порядку до какого-либо числа (в пределах 20).
Выполнять действия сложения и вычитания.
Решать арифметические задачи и примеры, пользуясь карточками с цифрами и знаками.
Знать меры измерения: см, дм, кг.
Расширять знания про многоугольники: треугольник, четырёхугольник и т.д.
Называть и показывать элементы (стороны, углы, вершины).
Делить геометрические фигуры, предметы на 2, 3, 4, 5 и так далее
ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ 1 КЛАСС Таблица 2.2.
(Основные знания на конец учебного года)
Ученики должны знать:
называть последовательность чисел от 1 до 20, число 0.
называть компоненты действий сложения и вычитания.
образование чисел в пределах 10.
единицы длины.
единицы объёма.
единицы массы.Ученики должны уметь:
считать предметы, расположенные по-разному.
считать и записывать числа до 20.
называть предшествующее и последующее число от любого в пределах 20.
составлять и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10, а также до 20).
пользоваться знаками.
решать простые арифметические задачи в одно действие с помощью сложения и вычитания.
составлять задачи по рисункам и практическим действиям с предметами.
распознавать и называть простые геометрические фигуры.
измерять с помощью линейки длину отрезка в сантиметрах, строить отрезок заданной длины.
(Основные требования к
Учащиеся должны знать:
название и последовательность чисел от 1 до 20, место 0 в расширенном ряде чисел.
название компонентов действий сложения и вычитания.
переместительное свойство сложения.
таблицы сложения и вычитания чисел в пределах 10.
единицы длины (см, дм, литр, кг)
количество дней в неделе, в месяце 4 недели, в году 12 месяцев.Учащиеся должны уметь:
считать предметы, которые по-разному расположены на плоскости.
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20.
называть последующее и
составлять и решать примеры на сложение и вычитание в пределах 10 и отдельные случаи - в пределах 20, пользоваться знаками и обозначениями +, , =;
решать простые арифметические задачи на одно действие с помощю сложения и вычитания.
составлять задачи по рисункам и практическим действиям с предметами.
иметь понятия о геометрических фигурах: прямая, ломаная, кривая, луч, отрезок. Строить отрезок с помощью линейки. Сравнивать многоугольники между собой, классифицировать их по различным признакам. Различать положение предметов в пространстве (вверху, внизу, слева, справа, посередине.) Пользоваться планом, схемою. Ориентироваться на листе бумаги, на странице, в тетради, в книге.
ознакомиться с календарем (месяц, неделя, год, день.); определять время по часам с точностью до получаса.
Как показывает анализ
знания о количестве и счете,
размере,
форме,
пространстве,
времени.
Усвоение программы, как подчеркивалось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. Так, для усвоения знаний первой темы программы в первом классе Десяток дети имеют достаточный уровень знаний. Они умеют хорошо считать предметы, звуки, движения, хорошо усвоили названия, последовательность и обозначение первых десяти чисел натурального ряда. Формирование понятия числа и арифметических действий над ними осуществлялось в детском саду и продолжается в первом классе на основании практических операций с разными конечными множествами. Этому способствует опыт, приобретенный детьми ранее.
В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного соответствия между элементами двух множеств накладыванием, прикладыванием и сравнением чисел.
В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии: названиям чисел, действий (прибавления и отнимания), знаков (плюс, минус, равно). В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых, компонентов действий сложения и вычитания, учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.
Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами. Выпускники детских садов уже усвоили математическую сущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи, правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается, а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших. Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания, когда одно из числовых данных равно нулю.
А.М. Леушина считает, что изучая тему Десяток, первоклассники углубляют свои знания о геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках (треугольниках, четырехугольниках и т.д.) и их элементах (стороны, углы, вершины). Начальные знания об этом получены в детском саду. Они уже умеют выделять форму окружающих предметов, используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на материальные объекты вокруг, модели и изображения фигур, дети сравнивают, сопоставляют фигуры между собой, а это способствует развитию индуктивного и дедуктивного мышления, формирует умения делать простейшие выводы. Особенно важно в этом возрасте обеспечение целенаправленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются существенные признаки и происходит абстрагирование от несущественных [21, 38].
Первоклассники учатся выделять прямые и непрямые углы, чертить отрезки разной длины, изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском саду.
Положительно влияют на формирование знаний о числе представления детей о непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада, а также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми мерами, как метр, литр, килограмм. В первом классе дети продолжают измерять протяженность, массу, вместимость, объем. Постепенно, начиная с детского сада и продолжая эту работу в школе, детей подводят к пониманию функциональной зависимости между измеряемой величиной, мерой и результатом измерения (количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе, развивают мышление ребенка, его интересы и способности.
Однако современную школу не удовлетворяет формальное усвоение этих знаний и умений. Дальнейшее обучение в школе обычно зависимо от качества усвоенных знаний, их осознанности, гибкости и прочности. Поэтому современная дошкольная дидактика направлена на отработку путей оптимизации обучения с целью повышения этих качеств. Выпускники дошкольных учреждений должны осознанно, с пониманием сути явлений уметь использовать приобретенные знания и навыки не только в обычной, стереотипной, но и в измененной ситуации, в новых, необычных обстоятельствах (игра, труд) [9,72].
Одно из главных требований начального обучения к математической подготовке заключается в дальнейшем развитии мышления дошкольников. Математика - это глубоко логическая наука. Введение ребенка даже в начальную элементарную математику абсолютно невозможно без достаточного уровня развития логического мышления [25,18].
Психологические исследования Н.Я. Попова, В. И. Стаховская [24], свидетельствуют о возможностях детей в активном развитии аналитико-синтетической деятельности, всех форм мышления. Этого можно добиться на основе научно обоснованной коррекции как содержания, так и методики обучения.
Среди таких качеств Т. В. Кудрявцев [19, 91] выделяет активность, инициативность, любознательность, самостоятельность, способность к самоконтролю и саморегуляции, овладение основными видами учебных действий, готовность сенсомоторного аппарата, формирование наиболее важных навыков и привычек.
Как видно из сравнительного анализа программ детского сада и первого класса, программные требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Дошкольные работники должны хорошо знать требования школы, при этом не только объем, содержание знаний, но и их качественные особенности - государственный стандарт: какого характера знания и умения необходимы первокласснику. Вместе с этим очень важно, чтобы учителя школ достаточно четко представляли себе уровень подготовки детей к школе. В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться, от чего отталкиваться, начиная работу по программе первого класса.
Преемственность, как подчеркивает А.М. Леушина, заключается совсем не в том, есть ли в Программе детского сада понятие трапеция или обратная задача, а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их [21,41].
В последние годы педагогика все чаще обращается к проблемам методики обучения математики. Прорабатываются пути усовершенствования преемственности именно в вопросах методики. В исследованиях Н.Я. Поповой, В.И. Стаховской, А.В. Сочневой [24] и других учитываются психологические механизмы формирования учебной деятельности ребенка, а также такие, которые относятся к природе и образованию у него элементарных представлений о размере, количестве, числе.
Новые методики разрабатываются соответственно с возрастными особенностями дошкольников, их потребностью в игре, двигательной активности. Исходя из этого, в методических рекомендациях к работе со старшими дошкольниками и учениками первых классов широко используются дидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественных отношений, реальные практические действия, например с конкретными множествами, величинами: измерение, создание сериационных рядов и транзитивных отношений. Разработка и экспериментальная проверка методик опираются на данные о психологической диагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников, а также на результаты изучения состояния их здоровья, работоспособности и утомляемости.
Обучение детей началам
Весьма ценно в этих методиках то, что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике, а и значительно повышают уровень общего умственного развития: приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя, использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу. Значительные сдвиги происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться существенные связи и отношения, например при решении арифметических задач. Особый интерес для методики обучения детей математике представляют исследования, выполненные под руководством Н.Я.Поповой, В.И. Стаховской, А.В. Сочневой [24]. Они показали, что в условиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать существенные признаки объектов (цвет, форму, размер).
Обучение не только ускоряет переход детей от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности, но, как считают психологи, является необходимым условием их превращения. Новые структуры не просто приходят извне, они вырабатываются в процессе обучения на основе тех, которые сложились раньше по образцам, имеющимся в общественном опыте, усваиваемом детьми. Внешняя стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность ребенка.
Информация о работе Анализ работы ДОУ и начальной школы по вопросам осуществления преемственности