Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:22, доклад
Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.
В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.
Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.
В структуре работающего
Развитие системы образования Ростовской области на сегодняшний день осуществляется в соответствии с направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», приоритетного национального проекта «Образование», Федеральной целевой программы развития образования на 2011 – 2015 годы, Областной долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и иными программами.
Это создало основу для институциональной перестройки в сфере образования Ростовской области, в первую очередь, касающейся модернизации структуры и содержания общего, профессионального образования, совершенствования его качества, социальной поддержки детства, эффективности управления образовательной системой.
Вместе с тем, системе образования в Ростовской области не удалось преодолеть некоторые проблемы, затормаживающие процесс ее модернизации. Ключевыми проблемами сектора образования Ростовской области являются:
недостаточное финансирование учреждений образования всех типов;
несоответствие материально-
запаздывание в обновлении содержания и технологий образования в зависимости от изменений современного общества и экономики;
неудовлетворительный уровень
доступности образования для
детей из малообеспеченных семей, сирот
и детей с ограниченными
дефицит преподавательских и
низкая оплата труда работников образования;
диспропорции системы
Система профессионального образования представлена: 74 учреждениями начального профессионального образования, в том числе 68 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области, 6 – подведомственными департаменту по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области; 61 учреждением среднего профессионального образования, в том числе 46 подведомственными министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование области), 7 подведомственными министерству здравоохранения Ростовской области, 5 подведомственными министерству культуры Ростовской области, 1 подведомственным министерству по физической культуре и спорту Ростовской области, 2 учреждениями среднего профессионального образования федерального подчинения. При этом 24 учреждения среднего профессионального образования федерального подчинения переданы в ведение Ростовской области только в 2012 году.
Кроме того, на территории области функционируют 25 учреждений высшего профессионального образования, не считая филиалов образовательных учреждений других субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2007 года, в соответствии
с постановлением Администрации
Ростовской области от 16.05.2006 № 182 «О порядке
формирования регионального заказа на
подготовку квалифицированных рабочих
кадров в системе начального профессионального
образования Ростовской области», государственное
регулирование подготовки рабочих и специалистов
в учреждениях начального профессионального
образования осуществляется исходя из
прогнозной потребности и на основании
ежегодного регионального заказа. Постановлением
Правительства Ростовской области от 19.04.2012 № 299 «О региональном
заказе на подготовку квалификационных
рабочих кадров в государственных бюджетных
и автономных образовательных учреждениях
начального профессионального образования
Ростовской области на 2012 – 2013 учебный
год» утвержден региональный заказ на
подготовку квалифицированных рабочих
кадров в государственных образовательных
учреждениях начального профессионального
образования Ростовской области на 2012
– 2013 год в объеме 9 325 человек по 55 профессиям,
на основании которого осуществляется
комплектование образовательных учреждений.
При этом увеличен прием по востребованным
профессиям: повар, кондитер, продавец,
автомеханик, закройщик, тракторист, мастер
отделочных и строительных работ, наладчик
станков и оборудования в механообработке,
токарь-универсал и другие.
В региональный заказ включены новые профессии:
мастер жилищно-коммунального хозяйства,
машинист крана металлургического производства,
мастер сухого строительства, электромонтер
по ремонту и обслуживанию электрооборудования
в сельскохозяйственном производстве,
художник декоративной росписи по металлу,
изготовитель художественных изделий
из тканей с художественной росписью.
С целью построения в Ростовской
области системы взаимодействия
областных государственных обра
Для повышения эффективности совместных действий минобразования области, управления государственной службы занятости населения Ростовской области, учреждений профессионального образования, Союза работодателей Ростовской области и предприятий в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов, востребованных на рынке труда, по инициативе минобразования области Областным законом от 18.11.2011 № 730-ЗС внесены изменения в Областной закон от 29.09.2009 № 290-ЗС «О взаимодействии областных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования и работодателей в сфере подготовки и трудоустройства рабочих кадров и специалистов». Эти изменения направлены на:
расширение целей и направлений взаимодействия областных государственных образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования и работодателей в части поднятия престижа рабочих профессий и технических специальностей, востребованных на региональном рынке труда;
обеспечение мер социальной поддержки
обучающихся и молодых
создание Регионального
Реализация вновь введенных положений закона позволит повысить эффективность подготовки рабочих кадров и специалистов, востребованных инновационной экономикой, обеспечить рост трудоустройства и закрепления выпускников на предприятиях.
С 1 сентября 2011 г. 100 процентов образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования перешли на обучение по новым профессиональным образовательным программам и моделям обучения, разработанным на основе федеральных государственных образовательных стандартов. При этом в целях обеспечения подготовки рабочих кадров и специалистов, соответствующих требованиям инновационной экономики области, в разработке новых образовательных программ принимали участие работодатели.
Поэтапная модернизация материально-технической базы учреждений профессионального образования осуществляется как за счет средств областного бюджета, так и за счет собственных средств образовательных учреждений, средств социальных партнеров: работодателей, попечительских советов, общественных профессиональных объединений и др.
Развиваются 14 региональных отраслевых ресурсных центров подготовки рабочих и специалистов высокой квалификации, созданных на базе государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования: совершенствуется материально-техническая база, расширяется спектр и объём предоставляемых услуг, проводится стажировка педагогических работников одноотраслевых учреждений начального и среднего профессионального образования. В ресурсных центрах созданы условия для получения студентами средних и высших профессиональных учебных учреждений рабочих профессий.
Существующий дисбаланс между спросом и предложением на региональном рынке труда определяет необходимость оптимизации объемов и профилей подготовки рабочих кадров и специалистов, реструктуризации сети учреждений профессионального образования. В соответствии с Областной долгосрочной целевой программой «Развитие образования в Ростовской области на 2010 – 2015 годы» и с учетом передачи в 2012 году с федерального на региональный уровень 24 учреждений среднего профессионального образования продолжилась реструктуризация сети образовательных учреждений профессионального образования.
В целях модернизации и повышения качества профессионального образования минобразованием области совместно с Союзом работодателей Ростовской области, учреждениями профессионального образования и предприятиями – заказчиками кадров проводится работа, направленная на развитие государственно-частного партнерства:
в рамках формирования регионального
сегмента системы оценки и сертификации
квалификаций выпускников учреждений
профессионального образования, других
категорий граждан, прошедших профессиональное
обучение в различных формах, на
базе государственных образовательны
в учреждениях высшего
Вместе с тем существует ряд
проблем, решение которых позволит
обеспечить инновационную экономику
области востребованными
Одной из ключевых проблем системы профессионального образования является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями проводится системный анализ потребностей предприятий области в рабочих кадрах и специалистах. По результатам исследований, в том числе мнения работодателей, разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий, учреждений и организаций, заключают договоры о социальном партнерстве в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, об организации учебной и производственной практики в условиях предприятий-работодателей. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, способствующие их адаптации на региональном рынке труда.
2.5. Кадровое
и научное обеспечение
развития регионального образования
Развитие педагогического потенциала, повышение престижа педагогического труда – важное направление развития образования, без которого невозможна его модернизация.
Действующая региональная система педагогического образования представлена сетью учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечивающей педагогам свободу выбора образовательных программ профессионального продвижения.
В системе педагогического
Повышению квалификации педагогических работников в значительной степени способствует их аттестация. С 2011 года аттестация педагогических работников в Ростовской области осуществляется в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Обновление данной процедуры, учитывающее требования новых федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ, позволяет в большей степени стимулировать целенаправленное, непрерывное повышение уровня компетентности педагогических работников, способствует личностному профессиональному росту и методологической культуре педагогов, использованию ими современных педагогических технологий.
Благодаря мерам, предпринимаемым на федеральном и региональном уровнях, некоторые тревожные тенденции в кадровом обеспечении образовательного комплекса удалось переломить. Существенное повышение уровня заработной платы учителей до уровня средней зарплаты в экономике, ряд мер социальной поддержки молодых педагогов, увеличение материального и морального стимулирования лучших педагогов области привели к повышению значимости роли педагога в обществе. Так, впервые за последние годы отмечается рост доли молодых специалистов со стажем до 5 лет среди учителей общеобразовательных учреждений. Эта доля составила в 2011 году 9 процентов (в 2010 году – 7,9 процента).
В то же время в обеспечении
старение учительского корпуса (доля учителей пенсионного возраста составила в 2007 году 15,7 процента, в 2011 году – 16,9 процента, средний возраст педагогов – 43 года);
Информация о работе Анализ системы образования Ростовской Области