Анализ системы образования Ростовской Области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:22, доклад

Краткое описание

Образовательный комплекс Ростовской области – один из крупнейших в Российской Федерации, включающий в себя более трех тысяч образовательных учреждений практически всех организационно-правовых форм, типов и видов.
В структуре работающего населения Ростовской области сектор образования занимает второе место после обрабатывающих производств. Так, по данным за 2010 год, среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работников несписочного состава) по виду деятельности «Образование» составила 147 229 человек, или 12,6 процента от значения показателя в целом по экономике.

Вложенные файлы: 1 файл

анализ системы образования ро.doc

— 66.00 Кб (Скачать файл)

невысокий уровень оплаты труда  и социальной поддержки молодых  специалистов, как следствие –  низкая закрепляемость выпускников педагогических вузов;

недостаточный уровень профессиональной подготовки управленческих кадров, прежде всего в экономической, юридической, психологической и коммуникативной  областях;

отсутствие эффективных механизмов персонификации и финансового стимулирования непрерывного профессионального педагогического образования.

2.7. Экономика отрасли «Образование»

Финансовое обеспечение отрасли  «Образование» в Ростовской области  осуществляется за счет средств федерального, областного и местных бюджетов, а  также внебюджетных источников.

Средства областного бюджета направляются в форме субвенций на обеспечение  государственных гарантий прав граждан  на получение общедоступного и бесплатного  дошкольного, начального общего, основного  общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях. Кроме того, в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения за счет средств фонда софинансирования расходов муниципальным образованиям области направляются субсидии на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт муниципальных образовательных учреждений, организацию и проведение комплекса мероприятий, направленных на поддержание и улучшение системы обеспечения пожарной безопасности муниципальных образовательных учреждений, закупку компьютерного оборудования и программного обеспечения, оплату услуг доступа к сети Интернет для муниципальных общеобразовательных учреждений.

В соответствии с Федеральным законом  от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием правового  положения государственных (муниципальных) учреждений» с 1 января 2012 г. изменился порядок финансирования образовательных учреждений Ростовской области.

Бюджетным и автономным образовательным  учреждениям предоставляются субсидии на финансовое обеспечение государственных (муниципальных) заданий на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и субсидии на иные цели, не связанные с возмещением затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ).

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации финансовое обеспечение  выполнения функций казенных образовательных  учреждений осуществляется на основании  бюджетной сметы.

В основу расчета объемов субсидий на выполнение государственного задания и бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение деятельности положен принцип нормативно-подушевого финансирования.

Действующая в области система  оплаты труда работников образования  позволяет образовательным учреждениям  самостоятельно распределять фонд оплаты труда и дифференцировать размер заработной платы педагогов в зависимости от качества и результатов их работы.

В 2011 году в рамках Комплекса мер  по модернизации общего образования  Ростовской областью выполнены обязательства по доведению размера среднемесячной заработной платы учителей общеобразовательных учреждений до уровня средней заработной платы по экономике за I квартал 2011 г. в регионе. В I квартале 2011 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составлял 12 112,0 рубля, размер средней заработной платы по экономике региона – 14 917,6 рубля. На 1 января 2012 г. размер средней заработной платы учителей областных и муниципальных общеобразовательных учреждений составил 16 223,1 рубля.

3. Цели и задачи развития системы  образования в Ростовской области

Стратегической целью развития сферы образования в Ростовской области является формирование всесторонне  гармонично развитой, социально активной, творческой, патриотичной, духовно-нравственной личности, способной к самореализации и адаптивности в условиях динамично изменяющегося мира. Качество системы образования предопределяет качество человеческого капитала, способность государства ответить на вызовы, стоящие перед ним в социально-экономической сфере, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующую задачу: развитие человеческого потенциала Ростовской области за счет совершенствования системы обучения и переобучения, формирования образовательных кластеров, вовлечения работодателей в образовательный процесс.

Решение обозначенных проблем и  достижение поставленной стратегической цели предполагает реализацию следующих  мероприятий:

обновление материально-технической базы образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями развития общества и экономики, включая оснащение компьютерами, техническое обеспечение дистанционных методов обучения, подключение к сети Интернет и создание современной мультимедийной информационной среды;

внедрение моделей интегрированных  образовательных учреждений, реализующих  образовательные программы различных  уровней, в том числе развитие системы интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение использования дистанционных  технологий для нивелирования различий между городскими и сельскими  образовательными учреждениями, а также  организация образовательной деятельности с детьми-инвалидами, не посещающими образовательные учреждения;

дальнейшее развитие гибкости и  вариативности форм предоставления услуг дошкольного образования, а также учреждений для детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения  родителей, дальнейшее развитие системы  негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, повышение удовлетворенности населения в услугах дошкольного образования;

реконструкция старых и строительство  новых детских садов, отвечающих современным требованиям, или предоставления под них соответствующих помещений;

обновление содержания и технологий обучения, в том числе развитие вариативности образовательных  программ и адаптивности содержания школьного образования к различным  группам обучающихся (индивидуальные образовательные траектории), внедрение  в образовательный процесс модулей по обучению навыкам ведения бизнеса с использованием опыта и методики Международной организации труда (МОТ);

обеспечение адекватности системы  образования требованиям рынка  труда, расширение номенклатуры дополнительных профессиональных образовательных программ;

обеспечение системного характера  подготовки инженерно-технических  и рабочих кадров, востребованных региональным рынком труда;

создание системы внешней независимой  сертификации профессиональных квалификаций;

восстановление престижа системы учреждений начального и среднего профессионального образования, в том числе с привлечением бизнеса, заинтересованного в получении соответствующих кадров; внедрение механизмов соучредительства предприятий-заказчиков кадров;

стимулирование привлекательности программ профессионального образования, востребованных на региональном рынке труда;

дальнейшее развитие международного сотрудничества в сфере профессионального  образования;

повышение престижа педагогического  труда и развитие кадровых ресурсов региональной системы профессионального образования, в том числе за счет планомерного повышения оплаты труда работников системы образования, предоставления различных льгот, помощи в приобретении жилья;

проведение повышения квалификации и переподготовки кадров с учетом введения новейших образовательных стандартов;

обновление содержания и технологий обучения, обеспечивающее баланс фундаментальности  и компетентностного подхода  в образовании;

формирование эффективной территориально-отраслевой организации системы профессионального образования, ориентированной на потребности регионального рынка труда.


 

в учреждениях высшего профессионального  образования формируются корпоративные  кафедры, создаются учебно-тренировочные  центры совместного пользования.

 

Одной из ключевых проблем системы профессионального образования является вопрос о соответствии уровня и качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям современного рынка труда, востребованности компетенций, усвоенных учащимися, студентами в процессе обучения. Для ее решения образовательными учреждениями проводится системный анализ потребностей предприятий области в рабочих кадрах и специалистах. По результатам исследований, в том числе мнения работодателей, разрабатываются компетентностные модели специалистов, вносятся соответствующие изменения в основные профессиональные образовательные программы, осуществляется постоянный мониторинг трудоустройства выпускников. Учреждения профессионального образования привлекают к образовательному процессу специалистов-практиков, проводят научно-практические конференции, приглашают в качестве председателей государственных аттестационных комиссий руководителей предприятий, учреждений и организаций, заключают договоры о социальном партнерстве в сфере подготовки и переподготовки рабочих кадров и специалистов, об организации учебной и производственной практики в условиях предприятий-работодателей. В учреждениях профессионального образования Ростовской области созданы центры содействия трудоустройству выпускников, способствующие их адаптации на региональном рынке труда.

 

 

 Развитие  педагогического потенциала, повышение  престижа педагогического труда  – важное направление развития образования, без которого невозможна его модернизация.

 


Информация о работе Анализ системы образования Ростовской Области