Арттерапия в работе с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической
работы. Наиболее актуальной является арттерапия.
Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать,
осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для
психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в
проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию.

Содержание

Глава № 1
...............................................................................................................
3
Введение
.........................................................................................
3
Арттерапия.
....................................................................................
4
Цели арттерапии.
.............................................................................
8
Изотерапия.
...................................................................................
9
Проективный рисунок
...................................................................... 11
Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.. 14
Глава № 2
.............................................................................................................
17
Устранение страхов с помощью изотерапии..... 17
Заключение....................................................................22
Библиографический список......................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая арт-терапия в доу.docx

— 84.56 Кб (Скачать файл)

Курсовая: Арттерапия в работе с детьми

                                Оглавление                               

Глава № 1

...............................................................................................................

                                      3                                     

Введение

.........................................................................................

3

Арттерапия.

....................................................................................

4

Цели арттерапии.

.............................................................................

8

Изотерапия.

...................................................................................

9

Проективный рисунок

...................................................................... 11

Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.. 14

Глава № 2

.............................................................................................................

17

Устранение страхов с помощью изотерапии..... 17

Заключение....................................................................22

Библиографический список......................................................24

    

                                                                             

    

                                           

 

 

 

 

 

 

 

Глава № 1

 

Введение

 

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической

работы. Наиболее актуальной является арттерапия.

Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать,

осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для

психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в

проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок,

как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

В своей работе мы не беремся описывать все многообразие арттерапевтических форм

работы с детьми. Но на некоторых мы остановимся более подробно, и особое

внимание уделим проблеме разрешения, переживания страхов.

 Страхи являются

неотъемлемой частью каждого человека. В определенные моменты страхи могут

разрастаться и в какие-то моменты захватывать человеческое существо целиком.

Уход от страхов другими словами избегание, на мой взгляд, не является

конструктивным выходом из ситуации. Страхи теряют силу, когда мы смотрим им в

лицо. Это сложно сделать взрослому человеку, а ребенку почти невозможно, в

большинстве случаев. Здесь на помощь приходит изоттерапия, которая позволяет

наиболее безболезненным способом вынести на физический план страхи,

переживания, которые могут лежать глубоко в сознании.

Согласно К. Рудестаму, задачи арт-терапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.

  1. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.

  1. Получить материал для психодиагностики.

  1. Проработать подавленные мысли и чувства.

  1. Установить контакт с клиентом.

  1. Развить самоконтроль.

  1. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.

  1. Развить творческие способности и повысить самооценку.

 

     

Арттерапия.

 

Термин "арттерапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей

работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание

использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые

проводились в больницах и центрах психического здоровья.

Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на

искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.

Первоначально арттерапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и

К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу,

включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через

развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения

представителя классического психоанализа, основным механизмом коррекционного

воздействия в арттерапии является механизм сублимации. По мнению Юнга,

искусство, особенно легенды и мифы и арттерапия, использующая искусство, в

значительной степени облегчают процесс индивидуализации саморазвития личности

на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным

"Я".

Важнейшей техникой арттерапевтического взаимодействия здесь является техника

активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу

сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством

эффективного взаимодействия.

С точки зрения представителя гуманистического направления, коррекционные

возможности арттерапии связаны с предоставлением клиенту практически

неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах

творчества, утверждением и познанием своего "Я". Создаваемые клиентом

продукты, объективируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс

коммуникации и установления отношений со значимыми другими.

В качестве еще одного возможного коррекционного механизма, по мнению

сторонников обоих направлений, может быть рассмотрен сам процесс творчества

как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя,

сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве

одного из вспомогательных методов. Выделяют два основных механизма

психологического коррекционного воздействия, характерных для метода

арттерапии.

     Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой

символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти

ее разрешение через пере структурирование этой ситуации на основе креативных

способностей субъекта.

     Второй механизм связан с природой эстетической реакции,

позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему

наслаждение".

В психотерапевтическом контексте можно сказать, что занятия изобразительным

искусством носят спонтанный характер – в отличие от тщательно организованной

деятельности по обучению пациентов рукоделию или рисованию. При проведении

арттерапии важен творческий акт как таковой, а также особенности внутреннего

мира творца, которые выявляются в результате осуществления этого акта.

Руководители поощряют участников выражать свои внутренние переживания как

можно более произвольно и спонтанно и совершенно не беспокоиться о

художественных достоинствах своих работ.

Обзор литературы по арттерапии свидетельствует о том, что это сборное

понятие, включающее множество разнообразных форм и методов.

Кратохвин [6; ст. 278] разделяет арттерапию на сублимационную, деятельную и

проективную, однако, это разделение основано  на внешнем характере метода и

касается только экспрессивного компонента. В зарубежной психотерапии выделяют

4 основных направления в применении арттерапии:

1.Использование для лечения  уже существующего произведения  искусства путем их

анализа и интерпретации пациентом (пассивная Арттерапия).

2.Побуждение пациентов  к самостоятельному творчеству, при этом творческий акт

рассматривается как основной лечебный фактор (активная Арттерапия).

3.Одновременное использование  первого и второго принципов.

4.Акцентирование роли  самого психотерапевта, его взаимоотношения  с пациентом

в процессе обучения его творчеству, классификация, приводимая в книге Хайкина

"Художественное творчество  глазами врача", включает в  себя роль эстетического

компонента и представления о лечебной направленности фактора и уровня

адаптации, на которой это действие проявляется:

1.Социально-личностный уровень  адаптации: в основе адаптирующегося  действия

лежит неосознаваемая созидательная гармонизация, интегрирующая сила, некоего

эстетического и творческого начала, заложенного в искусстве.

2.Личностно-ассоциативный  уровень адаптации: облегчение и  компенсация

достигаются за счет не столько  эстетического действия, сколько вследствие

снижения напряжения.

3.Ассоциативно-коммуникативный  уровень адаптации: лечебное действие

арттерапии достигается подключением интеллектуальных операций (проекция,

обсуждение и  осознание конфликта), облегчением психотерапевтических

контактов и доступа врача к психопатологическим переживаниям, не требующим

эстетического компонента, ибо результат достигается даже при простейшем

проективном изображении проблем.

4. Социально-коммуникативный  уровень адаптации: в качестве  адаптирования

используются прикладные возможности творчества, арттерапия рассматривается

упрощенно, как один из видов занятости, вариант организации и время

провождения, принципиально не отличающегося от других аналогичных методов.

5.Физиологический уровень  адаптации: учитывается физическое, физиологическое

и координационно-кинетическое влияние пластического изображения, творчества

на организм и психику.

Каждый из элементов классификации допускает использование искусства и в

экспрессивном творческом  варианте, когда творят сами больные, и в

импрессивном, когда используется восприятие уже готового произведения

изобразительного творчества.

Согласно взглядам Гольдштейна, творчество-это одно из средств, преодоления

страха, возникающего в связи с конфликтом, формирующимся у человека,

поведением которого управляет стремление к реализации личности. Творческие

люди лучше концентрируют свою энергию, свои силы для преодоления препятствий

и решения внутренних и внешних конфликтов. По мнению Маслоу, основной

источник человеческой деятельности лежит в непрерывном стремлении к

самоактуализации и самовыражению, которое имеется, однако, только у здоровых

людей. У невротиков эта потребность нарушена, и искусство может быть способом

ее восстановления. Говоря о способах, ведущих к самоактуализации, Маслоу

указывает на мгновение высшего переживания красоты и экстаза. Задача

психотерапевта-помочь людям ощутить эти мгновения, создать условия для их

возникновения, научить пациента высвобождать подавленное, познавать

собственное Я. Сдерживание творческих сил является причиной неврозов, и смысл

психотерапии в ее высвобождении, поэтому стимуляция творчества может служить

и психопрофилактическим средством.

Широко распространены взгляды на арттерапию как на особую форму реагирования

и сублимации.

Художественная сублимация возникает тогда, когда инстинктивный импульс

человека заменяется визуальным художественно-образным представлением.

Творчество рассматривается как средство максимального самовыражения,

позволяющее пациенту проявлять себя ярче, чем в письме или речи, а врачу

обеспечивает прямой доступ к бессознательному.

Некоторые исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за

счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения

бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой

деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в

символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений.

Произведение способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в

сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно

важно для тех, кто не может "выговориться", выразить свои фантазии в

творчестве легче, чем рассказать о них. Фантазии, которые изображены на

бумаге или выполнены в глине, нередко ускоряют и облегчают вербализацию

переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая

есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии

больной правильнее и реальнее оценивает свои нарушения. Рисование, как и

сновидение, снимает барьер «эго-цензуры», затрудняющий словесное выражение

конфликтных бессознательных элементов. Творчество открывает путь к выражению

бессознательных идей и фантазий, которые проявляются в значимой для пациента

и необычной для всех остальных форме. Как один из вариантов арттерапии

используются зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Физическое и физиологическое влияние арттерапии заключается в том, что

изобразительное творчество способствует улучшению координации, восстановлению

и более тонкому дифференцированию идеомоторных актов. Нельзя недооценивать

также непосредственное воздействие на организм цвета, линий, формы. В своих

Информация о работе Арттерапия в работе с детьми