Арттерапия в работе с детьми
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:16, курсовая работа
Краткое описание
В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Наиболее актуальной является арттерапия. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию.
Содержание
Глава № 1 ............................................................................................................... 3 Введение ......................................................................................... 3 Арттерапия. .................................................................................... 4 Цели арттерапии. ............................................................................. 8 Изотерапия. ................................................................................... 9 Проективный рисунок ...................................................................... 11 Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.. 14 Глава № 2 ............................................................................................................. 17 Устранение страхов с помощью изотерапии..... 17 Заключение....................................................................22 Библиографический список......................................................24
Вложенные файлы: 1 файл
Курсовая: Арттерапия в работе
с детьми
Оглавление
Глава № 1
...............................................................................................................
3
Введение
.........................................................................................
3
Арттерапия.
....................................................................................
4
Цели арттерапии.
.............................................................................
8
Изотерапия.
...................................................................................
9
Проективный рисунок
...................................................................... 11
Этапы работы с детьми по методу
В. Окдендер.. 14
Глава № 2
.............................................................................................................
17
Устранение страхов с помощью
изотерапии..... 17
Заключение....................................................................22
Библиографический список......................................................24
Глава № 1
Введение
В работе с детьми очень важно
использовать гибкие формы психотерапевтической
работы. Наиболее актуальной
является арттерапия.
Арттерапия предоставляет ребенку
возможность проигрывать, переживать,
осознавать конфликтную ситуацию,
какую-либо проблему наиболее удобным
для
психики ребенка способом. Арттерапевтические
методики позволяют погружаться в
проблему на столько насколько
человек готов к ее переживанию. Сам ребенок,
как правило, даже не осознает
то, что с ним происходит.
В своей работе мы не беремся
описывать все многообразие арттерапевтических
форм
работы с детьми. Но на некоторых
мы остановимся более подробно, и особое
внимание уделим проблеме разрешения,
переживания страхов.
Страхи являются
неотъемлемой частью каждого
человека. В определенные моменты страхи
могут
разрастаться и в какие-то моменты
захватывать человеческое существо целиком.
Уход от страхов другими словами
избегание, на мой взгляд, не является
конструктивным выходом из
ситуации. Страхи теряют силу, когда мы
смотрим им в
лицо. Это сложно сделать взрослому
человеку, а ребенку почти невозможно,
в
большинстве случаев. Здесь
на помощь приходит изоттерапия, которая
позволяет
наиболее безболезненным способом
вынести на физический план страхи,
переживания, которые могут
лежать глубоко в сознании.
Согласно К. Рудестаму, задачи
арт-терапии:
Дать социально приемлемый
выход агрессии и другим негативным чувствам.
Облегчить процесс лечения
(психотерапии) в качестве вспомогательного
метода.
Получить материал для психодиагностики.
Проработать подавленные мысли
и чувства.
Установить контакт с клиентом.
Развить самоконтроль.
Сконцентрировать внимание
на ощущениях и чувствах.
Развить творческие способности
и повысить самооценку.
Арттерапия.
Термин "арттерапия" ввел
в употребление Адриан Хилл (1938) при описании
своей
работы с туберкулезными больными
в санаториях. Это словосочетание
использовалось по отношению
ко всем видам занятий искусством, которые
проводились в больницах и центрах
психического здоровья.
Арттерапия – это специализированная
форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь
изобразительной и творческой деятельности.
Первоначально арттерапия возникла
в контексте теоретических идей З. Фрейда
и
К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала
более широкую концептуальную базу,
включая гуманистические модели
развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.
Основная цель арттерапии состоит
в гармонизации развития личности через
развитие способности самовыражения
и самопознания. С точки зрения
представителя классического
психоанализа, основным механизмом коррекционного
воздействия в арттерапии является
механизм сублимации. По мнению Юнга,
искусство, особенно легенды
и мифы и арттерапия, использующая искусство,
в
значительной степени облегчают
процесс индивидуализации саморазвития
личности
на основе установления зрелого
баланса между бессознательным и сознательным
"Я".
Важнейшей техникой арттерапевтического
взаимодействия здесь является техника
активного воображения, направленная
на то, чтобы столкнуть лицом к лицу
сознательное и бессознательное
и примирить их между собой посредством
эффективного взаимодействия.
С точки зрения представителя
гуманистического направления, коррекционные
возможности арттерапии связаны
с предоставлением клиенту практически
неограниченных возможностей
для самовыражения и самореализации в
продуктах
творчества, утверждением и
познанием своего "Я". Создаваемые
клиентом
продукты, объективируя его
аффективное отношение к миру, облегчают
процесс
коммуникации и установления
отношений со значимыми другими.
В качестве еще одного возможного
коррекционного механизма, по мнению
сторонников обоих направлений,
может быть рассмотрен сам процесс творчества
как исследование реальности,
познание новых, прежде скрытых от исследователя,
сторон и создание продукта,
воплощающего эти отношения.
Арттерапия может использоваться
как в виде основного метода, так и в качестве
одного из вспомогательных
методов. Выделяют два основных механизма
психологического коррекционного
воздействия, характерных для метода
арттерапии.
Первый
механизм состоит в том, что искусство
позволяет в особой
символической форме реконструировать
конфликтную травмирующую ситуацию и
найти
ее разрешение через пере структурирование
этой ситуации на основе креативных
способностей субъекта.
Второй
механизм связан с природой эстетической
реакции,
позволяющей изменить действие
"аффекта от мучительного к приносящему
наслаждение".
В психотерапевтическом контексте
можно сказать, что занятия изобразительным
искусством носят спонтанный
характер – в отличие от тщательно организованной
деятельности по обучению пациентов
рукоделию или рисованию. При проведении
арттерапии важен творческий
акт как таковой, а также особенности внутреннего
мира творца, которые выявляются
в результате осуществления этого акта.
Руководители поощряют участников
выражать свои внутренние переживания
как
можно более произвольно и спонтанно
и совершенно не беспокоиться о
художественных достоинствах
своих работ.
Обзор литературы по арттерапии
свидетельствует о том, что это сборное
понятие, включающее множество
разнообразных форм и методов.
Кратохвин [6; ст. 278] разделяет
арттерапию на сублимационную, деятельную
и
проективную, однако, это разделение
основано на внешнем характере метода
и
касается только экспрессивного
компонента. В зарубежной психотерапии
выделяют
4 основных направления в применении
арттерапии:
1.Использование для лечения
уже существующего произведения
искусства путем их
анализа и интерпретации пациентом
(пассивная Арттерапия).
2.Побуждение пациентов
к самостоятельному творчеству,
при этом творческий акт
рассматривается как основной
лечебный фактор (активная Арттерапия).
3.Одновременное использование
первого и второго принципов.
4.Акцентирование роли
самого психотерапевта, его взаимоотношения
с пациентом
в процессе обучения его творчеству,
классификация, приводимая в книге Хайкина
"Художественное творчество
глазами врача", включает в
себя роль эстетического
компонента и представления
о лечебной направленности фактора и уровня
адаптации, на которой это действие
проявляется:
1.Социально-личностный уровень
адаптации: в основе адаптирующегося
действия
лежит неосознаваемая созидательная
гармонизация, интегрирующая сила, некоего
эстетического и творческого
начала, заложенного в искусстве.
2.Личностно-ассоциативный
уровень адаптации: облегчение и
компенсация
достигаются за счет не столько
эстетического действия, сколько вследствие
снижения напряжения.
3.Ассоциативно-коммуникативный
уровень адаптации: лечебное действие
арттерапии достигается подключением
интеллектуальных операций (проекция,
обсуждение и осознание
конфликта), облегчением психотерапевтических
контактов и доступа врача к
психопатологическим переживаниям, не
требующим
эстетического компонента,
ибо результат достигается даже при простейшем
проективном изображении проблем.
4. Социально-коммуникативный
уровень адаптации: в качестве
адаптирования
используются прикладные возможности
творчества, арттерапия рассматривается
упрощенно, как один из видов
занятости, вариант организации и время
провождения, принципиально
не отличающегося от других аналогичных
методов.
5.Физиологический уровень
адаптации: учитывается физическое,
физиологическое
и координационно-кинетическое
влияние пластического изображения, творчества
на организм и психику.
Каждый из элементов классификации
допускает использование искусства и
в
экспрессивном творческом
варианте, когда творят сами больные, и
в
импрессивном, когда используется
восприятие уже готового произведения
изобразительного творчества.
Согласно взглядам Гольдштейна,
творчество-это одно из средств, преодоления
страха, возникающего в связи
с конфликтом, формирующимся у человека,
поведением которого управляет
стремление к реализации личности. Творческие
люди лучше концентрируют свою
энергию, свои силы для преодоления препятствий
и решения внутренних и внешних
конфликтов. По мнению Маслоу, основной
источник человеческой деятельности
лежит в непрерывном стремлении к
самоактуализации и самовыражению,
которое имеется, однако, только у здоровых
людей. У невротиков эта потребность
нарушена, и искусство может быть способом
ее восстановления. Говоря о
способах, ведущих к самоактуализации,
Маслоу
указывает на мгновение высшего
переживания красоты и экстаза. Задача
психотерапевта-помочь людям
ощутить эти мгновения, создать условия
для их
возникновения, научить пациента
высвобождать подавленное, познавать
собственное Я. Сдерживание
творческих сил является причиной неврозов,
и смысл
психотерапии в ее высвобождении,
поэтому стимуляция творчества может
служить
и психопрофилактическим средством.
Широко распространены взгляды
на арттерапию как на особую форму реагирования
и сублимации.
Художественная сублимация
возникает тогда, когда инстинктивный
импульс
человека заменяется визуальным
художественно-образным представлением.
Творчество рассматривается
как средство максимального самовыражения,
позволяющее пациенту проявлять
себя ярче, чем в письме или речи, а врачу
обеспечивает прямой доступ
к бессознательному.
Некоторые исследователи считают
рисование средством снятия напряжения,
за
счет возврата к примитивным
формам функционирования и удовлетворения
бессознательных желаний. Осуществляется
это путем сознательной творческой
деятельности и происходит
в процессе ее сублимации через выражение
в
символическом виде внутренних
конфликтов и неосознанных стремлений.
Произведение способствует
вытеснению, прорыву содержания комплексов
в
сознание и переживание сопутствующих
им отрицательных эмоций. Это особенно
важно для тех, кто не может
"выговориться", выразить свои фантазии
в
творчестве легче, чем рассказать
о них. Фантазии, которые изображены на
бумаге или выполнены в глине,
нередко ускоряют и облегчают вербализацию
переживаний. В процессе работы
ликвидируется или снижается защита, которая
есть при вербальном, привычном
контакте, поэтому в результате арттерапии
больной правильнее и реальнее
оценивает свои нарушения. Рисование,
как и
сновидение, снимает барьер
«эго-цензуры», затрудняющий словесное
выражение
конфликтных бессознательных
элементов. Творчество открывает путь
к выражению
бессознательных идей и фантазий,
которые проявляются в значимой для пациента
и необычной для всех остальных
форме. Как один из вариантов арттерапии
используются зарисовки сновидений
и возникающих во сне чувств.
Физическое и физиологическое
влияние арттерапии заключается в том,
что
изобразительное творчество
способствует улучшению координации,
восстановлению
и более тонкому дифференцированию
идеомоторных актов. Нельзя недооценивать
также непосредственное воздействие
на организм цвета, линий, формы. В своих
Информация о работе Арттерапия в работе с детьми