Арттерапия в работе с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

В работе с детьми очень важно использовать гибкие формы психотерапевтической
работы. Наиболее актуальной является арттерапия.
Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать,
осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для
психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в
проблему на столько насколько человек готов к ее переживанию.

Содержание

Глава № 1
...............................................................................................................
3
Введение
.........................................................................................
3
Арттерапия.
....................................................................................
4
Цели арттерапии.
.............................................................................
8
Изотерапия.
...................................................................................
9
Проективный рисунок
...................................................................... 11
Этапы работы с детьми по методу В. Окдендер.. 14
Глава № 2
.............................................................................................................
17
Устранение страхов с помощью изотерапии..... 17
Заключение....................................................................22
Библиографический список......................................................24

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая арт-терапия в доу.docx

— 84.56 Кб (Скачать файл)

маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают

очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре

стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов

в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего

страха. Все выявленные страхи сообщаются родителям при отдельной беседе, с

тем, чтобы они могли организовать рисование страхов дома. Поясняется, как

можно отобразить отдельные страхи, если ребенок спросит об этом.

После диагностики страхов следует поиграть с ребенком и родителем в подвижные

игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается

жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному

воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи детей, похвалить, пожать руку

и преложить нарисовать страхи дома, сказав: "Нарисуй то, чего ты боишься,

каждый страх на отдельном листе". У дошкольников список страхов находится у

родителей, школьники записывают их под диктовку. Во всех случаях не говорится

о необходимости рисовать себя, достаточно на первый раз, чтобы ребенок

изобразил сам объект страха. Отводится на задание обычно две недели, и

ребенок опять со всеми домочадцами приходит на игровое занятие, на которое он

заодно приносит свои рисунки. Тем самым устраняется лишняя фиксация на

страхах и на самой работе по их преодолению. Все идет как бы параллельно,

вместе с доставляющей удовольствие игрой. Тогда исключается только вербальное

воздействие, голый рационализм, бескомпромиссный принцип нарисовать страхи,

во что бы то ни стало. К тому же взрослым дополнительно сообщается о

необходимости как можно больше играть с детьми в подвижные, эмоционально

насыщенные игры. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов,

как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать,

посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать детям свои варианты.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от

страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить

препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при

навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда

любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего

состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению

и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без

исключения фломастерами, красками или цветными карандашами, каждый страх на

отдельном листе. Рисовать лучше совершенно самостоятельно, без помощи

взрослых.

Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность детей и

мобилизует их на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать

страхи. Нередко проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к

выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер –

страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться

со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым

усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на

рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже

само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе

рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое

образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески

преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес

постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и

удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам

факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить

свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

Если ребенок не нарисовал все страхи к назначенному дню, визит или

отодвигается на неделю, или проводится обсуждение уже имеющихся рисунков.

Похвалить за успехи и проиграть некоторые страхи в увлекательной,

захватывающей воображение игре гораздо лучше, чем ругать или стыдить за

невыполненное задание. Тогда и психолог будет восприниматься не как указующий

перст, а как взрослый, верящий ребенку и готовый всегда прийти к нему на

помощь.

На беседе существенно присутствие обоих родителей и других участвующих в

воспитании взрослых. Положительное действие будет и от участия в обсуждении

рисунков и игре братьев и сестер. Подобная эмоционально положительно

натронная группа повышает ответственность за принимаемые решения о наличии

или отсутствии страха и заодно действует мобилизующим образом. Беседе, как и

первый раз при выявлении страхов, предшествует игра, имеющая более

динамичный, эмоционально насыщенный характер. Обычно в качестве такой

эмоциональной разминки выступают пятнашки, преодоление каких-либо препятствий

и игры с мячом.

Затем все садятся полукругом так, чтобы удобно было рассматривать рисунки,

находящиеся в руках психолога. Порядок предъявленных для обсуждения рисунков

не имеет значения. Однако можно начинать и с более легко устранимых страхов –

воды (у мальчиков и девочек), открытого пространства и крови (у мальчиков),

врачей, болезней, страшных снов и животных (у девочек). Практически мы

рассматриваем страхи, предварительно перемешав их, как колоду карт.

Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок

рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой

страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь

представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только

повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии.

Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им

в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его

переживания. Важно не стесняться и говорить, как есть страх все равно будет

устранен – если не рисунками, то другими способами.

После просмотра первого рисунка следует реплика психолога: "Ты нарисовал этот

страх, а теперь скажи, боишься его или нет?". В дальнейшем фраза постепенно

укорачивается: "Боишься или перестал?" – и ближе к концу звучит как: "Боишься

– не боишься?". Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом.

Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы "торжественный" оттенок.

Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха:

"Теперь не боишься?". Поскольку эта фраза носит  слишком обязывающий характер,

то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно

пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый

раз фразу "Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?",

то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание

".а теперь.". В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и

оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от привлечения внимания присутствующих к самому

характеру изображения страха. "Как это сделано интересно, с выдумкой.

Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и

расположение фигур подходящее" и т.п. этим немудреным способом удается

повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми

предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждого рисунка,

вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: "так", "хорошо",

"что дальше?".

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в

отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить,

дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. Далее надо

сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у

психолога, который, таким образом, "принял их к себе", освободив о них

ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут

"находиться" в ящике  стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джину в

бутылке.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют.

Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск,

например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из

пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел

выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что "снятых с повестки

дня" страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев,

воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются

обратно со словами: "А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не

боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно

нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя

не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не

плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете.

Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в

воображении путем его определенного, заданного графического изображения.

Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное

противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца.

Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один на один со

своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да

и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог родители

создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность

справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх

прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы,

организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себя как не

боящегося уходит 2 недели, и нужно заранее назначить встречу. До нее

организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий

и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома

масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Например,

паука можно сделать из проволочки и материи, дракона – из веревочек на палке

и т.д. когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и

родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше, особенно при

участии отца.

На данной третьей, по счету встрече, (первая – диагностическая) так же

предлагается вначале игра, но уже с учетом прошедших ранее страхов. Для этого

на игровой площадке среди различных предметов находятся отражающие прежние

страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними,

что усиливает достигнутый эффект.

После игры разминки проводиться обсуждение задания с установкой: "Сейчас мы

будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не

боишься". Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: "так",

"хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять  игра, успехи в которой

поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и

составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от

оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху

позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха,

то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где

он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную

интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается

при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не

боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и

не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний

психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет

постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои

силы, возможности, способности.

Оставшиеся страхи можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

                               Библиография                              

           1.     Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997          

2.     А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи  у детей"; СПб, 2000

3.     А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999

4.     А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000

5.     В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997

6.     Психотерапия. Под ред. Б.Д. Карвасарского; СПб, 2000

7.     Проективная  психология.; М, 2000

8.     К. Рудестам "Групповая психотерапия"; СПб, 1998

    

 


Информация о работе Арттерапия в работе с детьми