Арт-педагогика и арт-терапия в Доу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
ИсториГлава 1.Теоритические основы арт-педагогики и арт-терапии.я арт-педагогики и арт-терапии………………………………..5-6
Понятие, задачи, функции и значение арт-терапии и арт-педагогики……………………………………………………………....6-13
1.3 Идеи арт-педагогики…………………………………………………13-15
1.4 Современные проблемы арт-педагогики……………………….…..15-18

Глава 2 Виды арт-педагогики в Доу.
2.1 Сказкотерапии и ее задачи…………………………………………….18-19
2.2. Музыкотерапия и ее направления…………………………………….19-23
2.3.Изотерапия и ее техники. ……………………………………………....24-28
2.4.Куклотерапия, ее методики и значение………………………….…….28-33
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы ………………………………….…..34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Office Word (3).docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

    Опыт работы с детьми дошкольного возраста позволяет сформулировать условия, соблюдения которых делает арт-терапию более успешной и интересной.

    Работать с детьми можно как в группе, так и индивидуально. Групповые и индивидуальные занятия различаются как по целям, так и по процедуре и приемам работы. Есть задачи, которые эффективно решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения, преодоление негативизма, коррекции страхов, устранение барьеров, явившихся следствием гиперсоциализированного стиля воспитания в семье и прочее. А группа сверстников дает возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться учитывать мнения других и отстаивать свои, проявлять активность, сдерживаться. (7)

    Хорошие результаты наблюдаются, когда ребенок сначала проходит курс индивидуальной коррекции эмоционально-личностных особенностей, а потом включается в группу, но не всем детям требуется такая длительная работа.

     Арт-сессии продолжаются до 30 мин (так как дети еще маленькие) проводятся один раз в неделю длительность 10-15 занятий.

-Во время занятий используютсям разные материалы: гуашь, акварель, карандаши восковые и простые цветные, пластилин, газеты, журналы.

-Рисуночные сессии с  детьми не должны ограничиваться  обычным набором изобразительных  средств и традиционными способами  их использования. Ребенок более  охотно включается в процесс,  отличный от того, к чему он  привык.

Условия подбора техники приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

-   Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффективности.

- Ребенок не должен  испытывать затруднения при создании  изображения с помощью предлагаемой  техники. Любые усилия в ходе  работы должны быть интересны,  оригинальны, приятны ребенку.

- Арт-терапия предполагает  создание безопасных условий,  способствующих самовыражению и  спонтанной активности, вызывает  новые способы активности и  помогает их закрепить.

Функции и значение арт-терапии

Основные  функции арт-терапии:

-катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний)

-регулятивная (снятие нервно - психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного состояния)

-коммуникативно - рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки).

     Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель - гармоничное развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации, посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Различные варианты арт-терапии предоставляют  возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться  на более высокую ступень своего развития.

 

      Термин "Арт-педагогика"пока мало известен в педагогической среде, в то время как отдельные идеи этой развивающей области педагогического знания приобретают все большую популярность. Проблема интерпретации понятия «арт-педагогика», прежде всего, связана со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство».(1) 

 

Искусство во все времена было важнейшим  средством приобщения  к общечеловеческим ценностям через собственный внутренний опыт, через личное эмоциональное переживание, через личное участие в творческом процессе. Оно выражает и формирует отношение человека к окружающему миру, ко всем явлениям бытия, к самому себе, ненавязчиво вводит  в мир культурных ценностей и человеческих отношений, стимулирует развитие творческого начала. Оно уникальным образом даёт преобразующую силу внутренним ресурсам человека, способствует личностному росту и благотворно влияет на психику.

 

         Заметим, что сегодня в применении элемента «арт» педагогами ощущается некоторая метафоричность, поскольку в данном случае искусство не является непосредственной целью деятельности, а становится лишь средством решения профессиональных задач. Это впрямую относится к арт-педагогической деятельности, которая оперирует средствами искусства для решения профессиональных педагогоческих задач, не преследуя при этом специальных целей серьёзного художественного образования.

 

      Сущность арт-педагогики, которая в настоящий момент находится в стадии становления, интерпретируется отечественными авторами крайне разнообразно. Арт-педагогика -  современное, формирующееся практикоориентированное направление педагогической науки, изучающее природу, закономерности, принципы, механизмы привлечения искусства и художественной деятельности для решения профессиональных и художественных задач.

 

      В соответствии с этим арт-педагогическая деятельность – обобщающее понятие, которое включает всю совокупность педагогических действий по реализации педагогических замыслов и целей средствами искусства.В качестве основных сфер арт-педагогической деятельности можно рассматривать стимулирование и  организацию педагогом самостоятельного художественного творчества участников образовательного процесса, а также создание в образовательном пространстве системы нравственно-эстетического взаимодействия на основе интеграции искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания.           

 

        Арт-педагогика имеет с общей педагогикой единые конечные цели –  помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, научиться познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности. Иными словами, помочь развивающейся личности в её социализации и самореализации.(18) 

 

      Но есть у арт-педагогики и свои специфические, только ей присущие цели – это формирование этического и эстетического иммунитета личности в процессе развития ее духовно-нравственной культуры.

 

     Этический иммунитет определяется как интегральное качество личности, которое обеспечивает ее устойчивость перед безнравственными явлениями в микро- и макросреде, адекватность ее реакции на быстро изменяющуюся социальную ситуацию в обществе, мобилизацию ее духовных ресурсов для преодоления как материальных, так и мировоззренческих соблазнов, ведущих к негативной нравственной направленности.  

    

    Эстетический иммунитет – характеристика духовного новообразования личности, несущая в себе такие качества, как умение отличать красоту от красивости, гармонию от дисгармонии, хаоса, эклектики в искусстве, в человеке: в его поступках, поведении, творчестве; быть устойчивым к воздействию массовой, безликой эрзац-культуры.

 

      Особенностью арт-педагогики является то, что она оперирует средствами искусства и художественно – творческой деятельности, обладающими развивающим и воспитывающим потенциалом. Она не подменяет собой художественное образование и воспитание, а дополняет их и придаёт процессу развития, обучения и воспитания новую специфическую направленность. Арт-педагогика подразумевает использование в образовательном процессе изобразительных средств искусства, совместное художественное творчество педагога и ученика, «вплетенное» в самые разнообразные виды воспитательно-образовательного процесса..

Арт-педагогика имеет некоторые наиболее общие признаки, позволяющие заявлять о ней как о вполне очерченной области педагогической деятельности: 
- использование искусства и его средств (в совокупности с содержанием какого-либо дошкольного предмета) в целях освоения интеллектуального и духовного опыта человечества детьми; 
- интериоризация (внутреннее присвоение)  знаний, умений и навыков, создание для этого специальных условий; 
- отдание приоритета воспитанию в классической триаде «обучение-воспитание-развитие личности». 

 

Проблемы, которые решает арт-педагогика:

- облегчает процесс обучения  и ребёнку и педагогу;

- даёт социально приемлемый  выход агрессии и другим негативным чувствам, которые естественно возникают в процессе общения педагога с детьми;

- получает материал для интерпретации и диагностических заключений о воспитаннике. 

- позволяет прорабатывать учебный  материал с опорой на имеющийся  духовный и душевный опыт педагога  и воспитанника, что делает знания, умения и навыки личностно  значимыми.

- помогает наладить отношения  междупедагогом и детьми, создать наиболее благоприятные условия для ведения диалога, без чего нет продуктивного обучения.

- содействует сохранению целостности  человеческой  личности, воздействуя в первую очередь в процессе обучения на этическую, эстетическую, эмоциональную сферы личности.

- содействует адаптации личности  в социуме, следовательно, самопознанию, самоопределению, самореализации  через приобщение к плодам  творчества всего  Человечества в разных его ипостасях, через собственное творчество.

- развивает рефлексивную культуру, чувство внутреннего контроля, необходимого в процессе обучения.

- содействует развитию всех  органов чувств, памяти, внимания, воли, воображения, интуиции в процессе обучения, воспитания, развития средствами классического и народного искусства

    1.3 Идеи арт-педагогики 

        В качестве концептуальных идей артпедагогики выделяют следующее: идея гуманизации, идея креативности, интегративности и идея рефлексивности.

 

     Гуманизация- стержень нового педагогического мышления, основная установка которого восхождение к личности, к человеку как высшей ценности. Идея гуманизма - основополагающая для арт-педагогики, она превращается в принцип деятельности арт-педагога, если реализуется по отношению к каждому ребенку вне зависимости от художественных, интеллектуальных и других способностей ребёнка. Вера в индивидуальность ребёнка предполагает большую работу педагога над самим собой, над своим отношением к детям, которые не вызывают симпатии педагога. Приоритет отдаётся воспитательным  целям над целями обучения: насыщение процесса обучения вечными проблемами Добра и Зла, Любви и Мудрости, Красоты и Гармонии.   

Креативность  включает в себя четыре аспекта:

- креативная среда,

- креативная личность,

- креативный продукт,

- креативный процесс. 

Личность становится креативной, создавая в процессе творческой деятельности продукт лишь в условиях свободной  креативной среды. Творческая способность  не может возникнуть в результате принуждения. Поэтому перед арт-педагогом встает вопрос, как создать условия, стимулирующие благоприятное созидательное творчество. Безопасность креативной среды обеспечивается:

- принятием безусловной ценности  индивида. Человек может быть  самим собой – самовыражаться.;

-  созданием атмосферы, в которой отсутствует внешняя оценка. Это раскрепощает. Внешняя оценка обязывает защищаться.;

-  наличием эмпатийного понимания.

Спонтанность, т.е. искусство, которое  использует педагогь, не даёт конкретных решений, но расширяет пространство воображения ребёнка, учит его прислушиваться и доверять собственным ощущениям.

Идея рефлективности - это готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемно-конфликтные ситуации; умение обретать новые смыслы и ценности, адаптироваться в непривычных межличностных системах отношений, ставить и решать неординарные практические задачи. В качестве основного показателя рефлексивной культуры личности рассматривается ее способность работать в условиях неопределенности, что свидетельствует о взаимосвязи рефлексии и творчества личности, о значении рефлексии в формировании мотивации дошкольников к саморазвитию. 

Идея интегративности заложена в самой сущности арт-педагогики.           Прежле всего это интеграция искусства, педагогики, психологии и других областей человекознания. Гармоничное сочетание всех видов и форм организации разнообразной художественной  деятельности направлено на обогащение нравственно-эстетического обликаребенка. Кроме того речь идёт о  сочетании трёх модальностей (зрительных, слуховых и кинестетических ощущений) в становлении опыта ребёнка. У каждого доминирует своя модальность. Чтобы достичь понимания на бессознательном уровне, необходимо преподносить материал в трёх модальностях одновременно.        

 

       Концептуальные идеи гуманизма, креативности, интегративности и рефлексивности задают ориентацию для практической деятельности арт-педагога. Именно они лежат в основе арт-педагогического занятия, призванного обеспечить эмоциональное благополучие дошкольников средствами искусства.(1)

       

       В настоящее время арт-терапия в широком понимании включает в себя: изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно - прикладным искусством.) , библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию) , музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки) , вокалотерапию ( лечение пением) , кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями) .

1.4 Проблемы современной арт-педагогики

Информация о работе Арт-педагогика и арт-терапия в Доу