Арт-педагогика и арт-терапия в Доу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 19:44, курсовая работа

Краткое описание

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3-5
ИсториГлава 1.Теоритические основы арт-педагогики и арт-терапии.я арт-педагогики и арт-терапии………………………………..5-6
Понятие, задачи, функции и значение арт-терапии и арт-педагогики……………………………………………………………....6-13
1.3 Идеи арт-педагогики…………………………………………………13-15
1.4 Современные проблемы арт-педагогики……………………….…..15-18

Глава 2 Виды арт-педагогики в Доу.
2.1 Сказкотерапии и ее задачи…………………………………………….18-19
2.2. Музыкотерапия и ее направления…………………………………….19-23
2.3.Изотерапия и ее техники. ……………………………………………....24-28
2.4.Куклотерапия, ее методики и значение………………………….…….28-33
Заключение…………………………………………………………………..34
Список использованной литературы ………………………………….…..34-35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Office Word (3).docx

— 73.37 Кб (Скачать файл)

     Особую ценность имеет сочетание пения с танцевальными движениями, а также импровизация свободного танца под звуки классической музыки. Танец является формой социального контакта, через танец улучшаются способности к взаимоотношению, взаимопониманию. С помощью танцевально-двигательной терапии ребёнок может использовать движение для более полного выражения себя и для сохранения своей индивидуальности в контакте с другими детьми.[14, с.48]

     Следует отметить, что эти формы музыкотерапии просты и доступны в обстановке любого дошкольного учреждения.

2.3 Изотерапия в работе с дошкольниками

     Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения детей представляет изобразительное творчество.

     Современные исследователи указывают на большую роль изобразительного искусства и игры в формировании психики ребенка, как нормально развивающегося, так и с ограниченными возможностями здоровья (Медведева Е.А., Левченко Е.Ю., Смирнова Е.О.). В ситуации, когда вербальные контакты между детьми в группе затруднены, изотерапия выступает в роли средства общения, способствует сплочению и взаимодействию детей. Выражая себя через рисунок, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Это особенно важно в коррекционной работе с невротичными и тревожными детьми.

     Нельзя не согласиться с Л.Д.Лебедевой, которая указывает, что изотерапия создает положительный эмоциональный настрой в группе, облегчает процесс коммуникации со сверстниками, укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения, эстетического опыта и социализации ребенка.(12)

     Детский рисунок используется в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками, имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия, низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера, а также особенности межличностных отношений. Ценность изотерапии заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной, подгрупповой и групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.

Цикл изотерапевтических техник, направленных на коррекцию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

«Разноцветные листы»

Цель: совершенствование элементов саморегуляции, тренировка последовательности действий, погашение гиперактивности.

Инструкция: ребенку предлагается поочередно раскрасить красками листы бумаги (красным, желтым, синим, зеленым), после чего в этой же последовательности повесить листы на стену, закрывая один другим.   

«Рисунок глиной»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.

Инструкция: предложить ребенку окунуть пальчики в глину (пальчиковые краски) и рисовать по бумаге (оргстеклу). 

Тема рисунка может меняться.  

«Свободный рисунок в круге»

Цель: гармонизация эмоционального состояния, налаживание коммуникации, объединение.

Инструкция: детям предлагается по очереди рисовать красками друг к другу дороги в круге (большой лист бумаги в виде круга) 

«Водный салют»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие воображения

Инструкция: попросить ребенка рисовать красками на воде, разглядывать и анализировать получившиеся фигуры. 

«Мелки – наперегонки»

Цель: коррекция агрессии, снятие напряжения, гармонизация эмоционального состояния.

Инструкция: ребенок в разном темпе (медлено – быстро) делает мелками штрихи на листе 

«Разноцветные камушки»

Цель: снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.

Инструкция: попросить ребенка раскрасить морские камушки так, как он захочет. 

«Семья»

Цель: выявление эмоционального состояния ребенка, чувств и представлений, связанных с детско-родительскими отношениями.

Инструкция: ребенка просят раскрасить шаблоны фигур (женской, мужской, детской), при желании прокомментировать свою работу. 

«Мой страх»

Цель: коррекция страхов, снятие напряжения, развитие творческого воображения.

Инструкция №1: ребенку предлагается нарисовать свой страх (на что он похож), прокомментировать свою работу и спрятать в сундучок в кабинете психолога.

Инструкция №2: разорвать рисунок и выбросить в мусорное ведро.

Инструкция №3: превратить рисунок в смешной, пририсовав смешные детали.

Изобразительные способы  и техники должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные  способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во-вторых, имеет  значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при  его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а  значит, неосознанной информации.

В работе с детьми можно использовать следующие изобразительные техники: марания, штриховка, каракули, монотипия, рисование пальцами, рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами, рисование предметами окружающего пространства, трехмерные изображения из газет, фольги.

Дети выполняют задания  индивидуально, каждый создает свой рисунок или трехмерное изображение. Но особое удовольствие доставляет создание коллективных работ – общих картин, композиций, где объединяются изображения, созданные всеми детьми группы. В  процессе коллективного выполнения задания создаются условия для  развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предложения, отстаивать собственное пространство, идею.

Большое значение имеет внешний  вид коллективной работы – зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более  яркое впечатление, чем индивидуально  выполненная работа. Дети понимают, что все вместе могут получить более значительное изображение, чем  каждый в отдельности. Каждый может  видеть в ней что-то свое, давать ему свое название. Однако чувство  причастности создает ощущения единства с группой, право на пребывание в  ней здесь и сейчас.

Конечно, необходимо учитывать  готовность детей  к той или иной форме совместной деятельности. Для того чтобы и процесс, и результат детской коллективной деятельности были успешными, следует начинать с более простой совместно-индивидуальной формы работы, постепенно переходя к более сложным.

В результате арт-терапевтической  работы у детей удовлетворяется  интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится на неэффективное  напряжение, и дети становятся спокойнее  и расслабленнее. Демонстративность, негативизм, агрессия уступают место  инициативности и творчеству.

2.4 Куклотерпия и ее значение

        Впервые куклотерапия в отечественной литературе упоминается в статьях и книге И. Я. Медведевой и Т. JI. Шишовой, и возникновение этого вида терапии они связывают с психодрамой.(31).

        Однако, по словам авторов, их методика напоминает психодраму «только по формальным признакам: мы тоже пользуемся театральными средствами». Главное же отличие — «психодрама основана на психоанализе, мы же в своей работе, безусловно учитываем „нижние этажи" личности, никогда не обсуждаем это с детьми и стараемся не очень муссировать подобную тематику в беседах с родителями».

       Куклотерапия — это частный раздел арт-терапии (терапии искусством), основным приемом которого является использование идентификации и обособления как основных механизмов развития личности.

Под куклотерапией  понимается раздел частной психотерапии (арт-терапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного  воздействия куклу как промежуточный  объект взаимодействия ребенка и  взрослого (родителя, педагога, врача).

К. Краплак, давая  свою классификацию коррекционных  направлений в арт-терапии, относит  куклотерапию к имаготерапии. «Имаготерапия (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация  психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения  об образе, а также о единстве личности и образа, — пишет она. — Имаготерапия имеет различные  подвиды: куклотерапию, образно-ролевую  драмтерапию, психодраму.

 

    Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки). Технология проведения куклотерапии заключается в том, что с дорогим для ребенка персонажем разыгрывается история, связанная с травмирующей его ситуацией».

 

Методики, использующие кукол в рамках арт-терапии.

        Экспрессивная проективная арт-терапия (Л. Лебедева). Основная идея — изготовление и манипулирование бумажными пальчиковыми куклами. Самодельная кукла, надетая на палец, помогает ребенку рассказать какую-либо историю и как бы не от первого лица сообщить о своих проблемах и переживаниях. На каждом занятии изготавливаются новые бумажные куклы, одна или несколько, по желанию ребенка.

 

       Архетипическая марионетка (Т. Колошина, Институт психотерапии, Москва). Ребенку предлагается сделать куклу, которая больше всего похожа на некое определенное им состояние, или могла бы сыграть его в марионеточном театре, или помогла бы ему объяснить другим людям, что с ним происходит. Архетипический вариант работы с марионеткой состоит из двух этапов:

1)    изготовление куклы;

2)    последующая терапевтическая работа с ней.

         Иногда достаточно создать куклу - и последующая работа с ней оказывается излишней. Желательно, чтобы кукла была сделана за один сеанс: в следующий ребенок, вполне возможно, сам того не подозревая, продолжит делать другую марионетку. Архетипическая марионетка является символом, отвечающим на вопрос: «Что я есть?» Работая с ней, ребенок оказывается на таком уровне, где принятие себя, своей самоценности и самодостаточности становится неизбежным, что можно считать первым психологическим механизмом эффективности подобной работы.

 
         Кукол используют в игровой терапии и арт-терапии. В Институте сказкотерапии (Санкт-Петербург) создана своя методика работы: в сказкотерапии важен сам процесс изготовления куклы: очень часто человек персонализирует, воплощает в кукле сокровенную часть себя. Быть может, куклотерапия — это одно из семейств терапии творческим самовыражением?

    Г. Дворецкая указывает в качестве автора куклотерапии психотерапевта, профессора Халлима Калера.

 

     Однако исследовательская деятельность привела Калера к созданию кукольного теста, который включает в себя методы медитативной терапии с помощью особых мантр и диагностирует кармические причины заболеваний. Свой тест Калер начал применять в 1979 году. Возможно, этот тест и можно считать одним из методов куклотерапии.

Критерии оценки куклотерапии.

1.    Детям, имеющим проблемы, часто трудно пойти на контакт с незнакомым человеком. И здесь помогает кукла. Именно она привлечет к себе внимание ребенка (согласитесь, красивую или необычную куклу всегда хочется потрогать), первой «заговорить» с ней. Ребенок может взять в руки куклу и говорить от ее имени. Это используют психологи, проводящие тренинги.

2.    «Катарсис — это специальный прием терапевтического воздействия, заключающийся в разрядке, отреагирования аффекта, ранее вытесненного в подсознание и являющегося причиной невротического конфликта». Средствами для достижения катарсиса являются проигрывание и проговаривание своих проблем. Куклы и специально организованная среда для манипулирования ими являются хорошим средством для выражения своих проблем и поиска их решения.

 

3.    «Инсайт — внезапное и невыводимое из прошлого опыта понимание существенных отношений и структуры ситуации в целом, посредством которого достигается осмысленное решение проблемы». Изготовление куклы, манипулирование ею приводит к осознанию проблемы, размышлению над ней и поиску решения.

4.    Куклы, по мнению многих психологов и педагогов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.

5. Сублимация — один из механизмов психологической защиты, снимающий напряжение в ситуации конфликта путем трансформации инстинктивных форм психики в более приемлемые для индивида и общества. Вне психоаналитической трактовки термин используется для обозначения переключения активности субъекта на более высокий уровень». Манипулирование куклами с целью снятия нервного напряжения, агрессии можно считать сублимацией. Так, дети, злясь на своих родителей или братьев и сестер, бьют не их, а кукол.

Информация о работе Арт-педагогика и арт-терапия в Доу