Д. Буш и С. Хайт так
же указывают на преимущества использования
арт-терапии в школах и одно из
них состоит в кооперации разных
школьных работников, включая педагогов,
психологов и арт-терапевтов, а также
возможности более тесного контакта
арт-терапевта с родителями в
интересах сохранения и укрепления
здоровья детей.
В ряде американских арт-терапевтических
публикаций последнего времени активно
обсуждаются вопросы работы с
детьми и подростками с депрессивным
расстройством и чертами повышенной
агрессивности из числа посещающих
общеобразовательные и специальные
школы. Комментируя проблему агрессивного
и суицидального поведения несовершеннолетних
в школах США и задачи деятельности
работающих в школах клинических
арт-терапевтов, Л. Пфейффер отмечает,
что «предупреждение насилия
становится в школах проблемой номер
один». По всей стране в школы внедряются
специальные программы, но они нацелены
на тех учащихся, которые обнаруживают
явные признаки агрессивного поведения.
Имеется значительное количество
американских публикаций, отражающих
диагностические и развивающие
аспекты применения методов арт-терапии
в образовании. При этом нередко
используются оригинальные графические
методы, разработанные арт-терапевтами.
Наиболее показательными в этом отношении
являются работы арт-терапевата Р. Сильвер,
которая исследовала диагностические
и развивающие возможности арт-терапевтических
методов в образовательных учреждениях,
начиная с 1970-х годов. Ею разработаны
три графических теста, тесно
связанные с процессом арт-терапевтического
консультирования в школах, наиболее
известным из которых является «рисуночный
тест Сильвер» для оценки когнитивной
и эмоциональной сфер. Сокращенно
РТС , данный тест первоначально разрабатывался
и использовался Р. Сильвер в
качестве инструмента определения
и развития познавательных и творческих
способностей детей и подростков
с нарушениями в развитии, в
частности, учащихся с речевыми нарушениями
и глухонемых, а также детей
и подростков с задержкой психического
развития . Применяя РТС, автор обнаружила,
что многие такие дети и подростки
обладают значительными познавательными
и творческими способностями. Представление
о том, что познавательные способности
у детей и подростков, в особенности
тех из них, у кого имеются нарушения
речи, могут в значительной степени
быть связанными с образным мышлением,
побудили Р. Сильвер к разработке
и внедрению в образовательные
учреждения ряда развивающих программ,
основанных на использовании системы
упражнений изобразительного характера.
В целом, американская школа
арт-терапии нацелена на налаживание
эффективного диалога и сотрудничества
арт-терапевтов со школьными работниками
и обмена с ними информацией, соблюдение
правила конфиденциальности в отношениях
арт-терапевта с клиентами, необходимость
фокусировки на внутреннем мире клиентов
и нейтрализации внешних отвлекающих
факторов, включение арт-терапевтических
занятий в школьный график и введение
арт-терапевтов в штат работников школ,
необходимость в профессиональном
общении и супервизиях и другие
вопросы.
Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования
Основоположником российской
школы арт-терапи, по праву, можно
считать А.И. Копытина - его фундаментальные
работы известны и в России, и
за рубежом. А.И. Копытин - кандидат медицинских
наук, президент Арт-терапевтической
ассоциации, руководитель программы
базовой подготовки специалистов в
области арт-терапии и других
направлений терапии творческим
самовыражением. В его разработках
целью применения арт-терапии в
образовании является сохранение или
восстановление здоровья учащихся и
их адаптация к условиям образовательного
учреждения путем реализации психокоррекционного,
диагностического и психопрофилактического
потенциала. В некоторых случаях
арт-терапия может быть использована
в образовании в качестве инструмента
развития определенных психологических
и личностных качеств учащихся. Решение
задач развития должно рассматриваться
при этом в тесной связи с задачами
сохранения и восстановления их здоровья.
Последователи арт-терапевтической
школы А.В. Копытина пытаются соединить
психотерапевтические и образовательные
технологии и предлагают интересные
практические разработки.
Так, в частности, заслуживает
внимания предлагаемая А. В. Гришиной программа
развития творческой индивидуальности
подростков средствами арт-терапии
в учреждениях дополнительного
образования. Программа успешно
внедряется в учреждениях дополнительного
образования и автор рекомендует
ее к использованию педагогами изобразительного
искусства, она насыщена характерными
для арт-терапии элементами. Таковыми,
в частности, являются:
- рефлексивная ориентация занятий, предполагающая стимулирование подростков к анализу продуктов своей творческой деятельности с точки зрения отражения в них их личностных особенностей и переживаний;
- высокая степень спонтанности творческих актов со свободным выбором подростками как содержания, так и средств изобразительной деятельности, а также сознательный отказ педагога от оценки художественно-эстетических достоинств продуктов творческой деятельности подростков;
- большое внимание педагога к коммуникативным условиям деятельности группы, которые включают высокую степень взаимной толерантности участников занятий, эмоциональную гибкость самого педагога, принятие им особенностей творческой индивидуальности подростков и не навязывание им своего мнения.
Проведение занятий такого
рода требует от педагога специальных
знаний и навыков, характерных для
арт-терапевтической деятельности.
Таким образом, эта программа
может в большей мере рассматриваться
как арт-терапевтическая, но с превалированием
в ней задач развития, нежели художественно-образовательная.
Соответственно этому, ее реализация в
большей мере соответствовала бы
профессиональным возможностям тех
специалистов, которые получили достаточную
специальную арт-терапевтическую
подготовку (например, художественных
педагогов, закончивших программы
постдлипломного образования по
арт-терапии), чем педагогов без
подобной специальной подготовки.
Интересны так же разработки
Л. Д. Лебедевой , посвященные некоторым
вопросам использования арт-терапии
в образовании. Автор вводит в
терминологический аппарат педагогики
интересную трактовку понятия «терапия»,
переводя его не только как «лечение»,
но и как «уход, забота». На этом основании
она считает допустимым применение
арт-терапии педагогами и педагогами-психологами,
не имеющими какой-либо специальной
подготовки в области психологического
консультирования, психотерапии и арт-терапии.
Она, в частности, пишет, что «словосочетание
«арт-терапия» в научной, педагогической
интерпретации понимается как забота
об эмоциональном самочувствии и
психологическом здоровье личности,
группы, коллектива средствами художественной
деятельности». В то же время, она
приводит широкий спектр показаний
для проведения арт-терапевтической
работы в системе образования, включая
«дисгармоничную, искаженную самооценку»;
«трудности в эмоциональном развитии»,
импульсивность, тревожность, страхи,
агрессивность; переживание эмоционального
отвержения, чувство одиночества, депрессию,
неадекватное поведение, конфликты в межличностных
отношениях, враждебность к окружающим.
Применение методов арт-терапии
и артпедагогики в специальном
образовании рассматривается так
же в работе Е. А. Медведевой, И. Ю. Левченко,
Л. Н. Комиссаровой и Т. А. Добровольской
. Она представляет собой первую
в нашей стране попытку обобщения
опыта применения искусства в
качестве средства комплексного воспитательного,
развивающего и коррекционного воздействия
на детей с нарушениями в развитии
(дети с проблемами слуха, зрения, речи,
задержкой психического развития, нарушениями
поведения, умственной отсталостью, нарушением
опорно-двигательного аппарата). При
этом авторы рассматривают арт-терапию
как совокупность методик, построенных
на применении разных видов искусства
и позволяющих путем стимулирования
художественно-творческих проявлений
осуществлять психокоррекцию. Соответственно
такому пониманию арт-терапии они
включают в нее такие частные
ее формы, как изотерапию, библиотерапию,
кинезиотерапию, музыкотерапию, психодраму
и некоторые другие.
Достоинством арт-терапии
является “язык” визуальной и пластической
экспрессии. Согласно восточной мудрости,
“картина может выразить то, что
не выразит и тысяча слов”. По мнению
В.С. Мухиной и других исследователей,
рисунок для детей является не
искусством, а речью. Им свойственно
стремление рисовать. Это – своеобразное
экспериментирование с художественными
символами в качестве заместителей
реальных объектов. Посредством рисования
реализуется потребность личности
в самовыражении.
Исследования, проведенные
под руководством Л.Д. Лебедевой, показали,
что арт-терапевтические занятия
позволяют решать следующие важные
педагогические задачи5:
Воспитательные. Взаимодействие строится таким
образом, чтобы дети учились корректному
общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям
со сверстниками и взрослыми. Это способствует
нравственному развитию личности, обеспечивает
ориентацию в системе моральных норм,
усвоение этики поведения. Происходит
более глубокое понимание себя, своего
внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).
Складываются открытые, доверительные,
доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные. Достаточно успешно корректируется
образ “Я”, который ранее мог быть деформированным,
улучшается самооценка, исчезают неадекватные
формы поведения, налаживаются способы
взаимодействия с другими людьми. Хорошие
результаты достигнуты в работе с некоторыми
отклонениями в развитии эмоционально-волевой
сферы личности.
Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается
благодаря тому, что в процессе творческой
деятельности создается атмосфера эмоциональной
теплоты, доброжелательности, эмпатичного
общения, признания ценности личности
другого человека, забота о нем, его чувствах,
переживаниях. Возникают ощущения психологического
комфорта, защищенности, радости, успеха.
В результате мобилизуется целебный потенциал
эмоций.
Диагностические. Арт-терапия позволяет получить
сведения о развитии и индивидуальных
особенностях ребенка. Это корректный
способ понаблюдать за ним в самостоятельной
деятельности, лучше узнать его интересы,
ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость,
личностное своеобразие, а также выявить
проблемы, подлежащие специальной коррекции.
В процессе занятий легко проявляются
характер межличностных отношений и реальное
положение каждого в коллективе, а также
особенности семейной ситуации. Арт-терапия
выявляет и внутренние, глубинные проблемы
личности. Обладая многосторонними диагностическими
возможностями, она может быть отнесена
к проективным тестам.
Развивающие. Благодаря использованию различных
форм художественной экспрессии складываются
условия, при которых каждый ребенок переживает
успех в той или иной деятельности, самостоятельно
справляется с трудной ситуацией. Дети
учатся вербализации эмоциональных переживаний,
открытости в общении, спонтанности. В
целом происходит личностный рост человека,
обретается опыт новых форм деятельности,
развиваются способности к творчеству,
саморегуляции чувств и поведения.
Практические примеры арт-терапевтических технологий
Взоры многих современных
ученых, исследователей все больше
обращаются в сторону различных
видов искусства, в качестве адаптогенных,
профилактических, лечебных, коррекционных
средств. При этом внимание педагогов
обращается на поддержку в детях
стремления к творчеству – способности
выйти за пределы знаний и умений,
находить новые средства и способы
достижения поставленной цели. Благодаря
использованию неординарных(нетрадиционных)
методов в педагогической работе развиваются
творческие способности детей, формируется
иная психология ребенка, развиваются
аналитическое мышление, оценочная
деятельность к явлениям окружающего
мира, саморегуляция поведения.
Основываясь на коррекционно-личностном
и деятельном подходах в развитии,
арт-терапия преследует одну цель
– гармоничное развитие ребенка,
расширение возможностей его
социальной адаптации, посредством
искусства, участия в общественной
и культурной деятельности в
микро- и макросфере.
Педагоги, работающие с детьми
имеющими различные нарушения в
развитии используют данные методы на
доступном для каждого ребенка
уровне. Методы и направления арт-терапии
можно отнести к наиболее древним
и естественным формам коррекции
эмоциональных состояний. И в
настоящее время существует большое
количество направлений арт-терапии,
которая, в широком понимании включает
в себя :
- Арттерапию - традиционная трактовка: наиболее разработанный, чаще всего используемый и наиболее простой в техническом исполнении вид терапии искусством. Это живопись, скульптура, архитектура. В нее традиционно включают все виды рисунка (собственно рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаики, туда же можно отнести работу с гримом и бодиарт (как вид живописи «по всему телу» или «по лицу»), инсталляции, все виды лепки, коллажи, художественное фотографирование (фототерапия) и еще огромное количество видов художественного творчества, где что-то делается непосредственно руками.
- Музыкотерапию - это чрезвычайно богатое по силе воздействия, по широте возможностей, существующему эмпирическому материалу направление. Работая с музыкой надо все время помнить, что мы «беззащитны» перед ней: музыка воздействует на глубокие структуры мозга, минуя контроль сознания. Музыка использовалась, и будет использоваться как своеобразный катализатор, она применима в любых методологических системах. Музыка может сопровождать любой психологический процесс, а может воздействовать сама по себе, как лекарство. Вокалотерапия – частный случай – лечение голосом, использование вибрационных механизмов для сброса напряжения или диагностики.
- Библиотерапию (creative writing), основанное на литературе самовыражение через творческое «писание» , сочинение. При этом возможно совершенно свободное выражение (о чем хочу, что хочу и как хочу), так и заданные темы. В библиотерапии терапевтический эффект основан на законе Геннекена: главный герой любого литературного произведения всегда - автор. Сюда же относится и автобиографический метод, и сочинение драматических произведений, и стихосложение, ведение дневников, написание писем (хотя эпистолярный жанр в наше время явно вырождается) и многое другое.
- Драматерапию - одно из направлений, наиболее разработанных в настоящее время. Одна из причин широкого использования и эффективности драматерапии - постоянное (хроническое) невостребование в современном мире игрового потенциала человека, «недоигранность» детей и взрослых, потеря мощной народной игровой культуры как таковой. Метод необходимо включает и музыку, и танец, и грим, и рисование, и сочинительство, и многое другое. Во всех этих практиках ярко выражено театральное начало. Они построены на «отыгрывании» болезненных для пациента ситуаций и поиске оптимальных жизненных «ролей» . В психодраме буквально организуются импровизированные спектакли, в игротерапии эти же задачи решаются в процессе обычной детской игры.
- Куклотерапию (маскотерапия работа с куклами и марионетками) - может использоваться в разных направлениях арт-педагогики : психодраме, игротерапии, сказкотерапии и пр. Современные «куклотерапевты» едва ли не самым действенным способом работы с детьми считают кукольный театр. Взрослым этот вариант тоже предлагается, но реже. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо в обычных пьесах подходящего содержания. Роли, естественно, распределяются с чувством, толком и расстановкой. Прикладной вариант куклотерапии – изготовление кукол ( из ниток, лоскутков и пр.) – несет большой высвобождающий скрытую энергию заряд.
- Паркотерапию - использование исцеляющего и рекреационного воздействия на организм человека таких природно-досуговых многофункциональных комплексов, как сады и парки культуры. Сочетание эстетических ( ландшафтный дизайн, природная среда, близкая к естественной) и культурно-досуговых форм воздействия ( программы на открытых эстрадах, спортивные мероприятия и пр.) приобщают посетителей парков к здоровому образу жизни, что особенно актуально в условиях современных мегаполисов.
- Сказкотерапию - использование сказки для исцеления, излечения. Сказки можно сочинять, рассказывать, драматизировать, рисовать и т.д. Архетип сказки сам по себе является исцеляющим, что люди знали всегда. В сказкотерапии пациента «вписывают» в философскую сказку со счастливым концом, сказка служит средством встречи с самим собой. Дети приобретают знания о законах жизни и способах проявления созидательной творческой силы, о моральных нормах и принципах социальных взаимоотношений. В сказках не только отражены древние инициатические ритуалы, а еще и описываются положительные опыты проживания эмоциональных кризисов, характерных для развивающегося человека. Сказка учит ребенка продуктивно преодолевать страх.
- Игротерапию - использование естественного для ребенка занятия – игры – как способ моделирования отношений с окружающим миром и развитием личности. Игра позволяет сбросить напряжение, избавится от депрессии, побуждает активизироваться физически и познавательно в спонтанном выражении, погружает ребенка в атмосферу эмоционального комфорта.