Арт-терапия в коррекционной педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 17:59, реферат

Краткое описание

В Российской системе образования в наши дни наблюдаются перемены, представляющие собой очередной этап становления новой школы, ориентированной на активное вхождение России в мировое образовательное пространство. Именно поэтому происходят существенные изменения в подходе к педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: на первый план выдвигается новое содержание, новые подходы, новые права, отношения и типы поведения, а также новый педагогический менталитет.

Содержание

Введение 2
1. Арт-терапия: история и современность 4
2. Зарубежный опыт использования приемов арт-терапии в системе образования 7
3. Отечественный опыт внедрения технологий арт-терапии в системе образования 10
4. Практические примеры арт-терапевтических технологий 14
5. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике 17
Заключение 20
Список источников 21

Вложенные файлы: 1 файл

ИРИШКЕ.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)
  1. Применение технологий арт-терапии в коррекционной педагогике

 

Особенно ценно положительное  влияние арт-терапии на детей  с проблемами в развитии. Еще Л.С. Выготский в своих исследованиях  выявил особую роль художественной деятельности в развитии не только психических  функций, но и в активизации творческих проявлений в различных видах  искусства у детей, имеющих те или иные проблемы в развитии.

Так, занятия изобразительной деятельностью  способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно-потребностную  сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие. Раскрывая психологический механизм катарсиса в своей работе «Психология  искусства», Л.С.Выготский отмечал: «Искусство всегда несет в себе нечто  преодолевающее обыкновенное чувство. Боль и волнение, когда они вызываются искусством, несут в себе нечто  большее, нежели обыкновенную боль и  волнение. Переработка чувств в искусстве  заключается в превращении их в свою противоположность, т.е. положительную  эмоцию, которую несет в себе искусство».

Катарсис неразрывно связан с художественным восприятием, которое представляет собой сложнейшую работу чувств, мыслей, воображения, воспринимающего произведение искусства. Поэтому дети, особенно с  проблемами в развитии, не всегда готовы к этой работе. Необходимо обучить  детей приемам восприятия художественного  произведения, т.к. восприятие детей  с отклонениями в развитии имеет  свои особенности, обусловленные природой и характером нарушения. Общение  с произведением искусства помогает ребенку на время уйти от переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночеств, страхов и тревожности или от конфликтных межличностных и внутри семейных отношений.

Несомненную привлекательность  арт-терапии в глазах современного человека, пользующегося в основном вербальным каналом коммуникации, составляет то, что она использует “язык” визуальной и пластической экспрессии. Это делает ее незаменимым инструментом для  исследования и гармонизации тех  сторон внутреннего мира человека, для выражения которых слова  малопригодны.

Методы арт-терапии связывают  интеллект человека и его чувства, потребность в рефлексии и  жажду действия, план телесный и  план духовный.

Арт-терапия имеет широкие, большие возможности в работе с детьми-дошкольниками, у которых  присутствуют различные эмоциональные  проблемы, трудности в общении, негативные поведенческие реакции.

Искусство представляет ребенку практически  неограниченные возможности для  самосовершенствования и самореализации как в процессе творчества, так  и в его продуктах. Интерес  к продуктам творческой деятельности ребенка со стороны сверстников  и взрослых повышает его самооценку. А это является решением важнейшей  задачи: адаптации ребенка посредствам  искусств и художественной деятельности в макросоциальной среде.

Последние годы отмечены возросшим  интересом специалистов к механизму  воздействия искусства на ребенка  с проблемами в развитии в процессе воспитания и обучения, поэтому современная  специальная психология и педагогика в значительной степени ориентирована  на использование в коррекционной  работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка. Искусство  положительно влияет на ЦНС, что подтверждает в своих работах известные  психиатры А.Л.Гросман и В.Райков. Так, например, нормализация работы сердечно-сосудистой системы происходит под звуки  музыки, исполненной на кларнете и  скрипке.

В последнее время выделяется несколько  направлений коррекционной работы средствами искусства: психофизиологическое – коррекция психосоматических  нарушений; психотерапевтическое –  воздействие на когнитивную и  эмоциональную сферы; психологическое  – катарсистическая, регулятивная, коммуникативная функции; социально-педагогическое – развитие эстетических потребностей, расширение общего и художественно-эстетического  кругозора, активизация потенциальных  возможностей ребенка в творчестве. Практическая реализация данных направлений  осуществляется в рамках психокоррекционных или коррекционно-развивающих методик.

Отмечая необходимость формирования культуры у детей, имеющих различные  проблемы в развитии, Л.С.Выготский  указывал в частности на необходимость  создания специальных способов, средств  и условий, обеспечивающих развитие детей с разными отклонениями. Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, Э.И.Ильенков, М.С.Коган, Б.М.Неменский  и другие ученые так же отводят  искусству огромную роль в формировании личности ребенка. Они в своих  работах отмечали, что приобщение ребенка к искусству, «погружение» его в мир единства чувств и  мыслей, преобразующих человека, обогащает  его, раскрывает творческий потенциал. Таким образом, нельзя решать актуальные проблемы современности вне искусства  – мощнейшего средства воспитания и образования. В этой связи назрела  насущная потребность в дальнейшем развитии такой дисциплины, как арт-педагогика, ее отделение от чисто психотерапевтического  сегмента, а так же включение спецкурсов по арт-педагогике и арт-терапии  в систему подготовки специалистов образовательной и культурно-досуговой  сфер.

 

 

Заключение

 

Итак, исследования в области применений технологий арт-терапии в арт–педагогике показывают, что искусство развивает  личность, расширяет общий и художественный кругозор учеников, реализует познавательные интересы детей. Арт-педагогика позволяет  проблемным детям ощутить мир  во всем его богатстве и многообразии, а через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать. Искусство является, с одной стороны, источником новых позитивных переживаний  ребенка, рождает креативные потребности, способы их удовлетворения в том  или ином виде, а с другой стороны  является средством реализации социально-педагогических технологий.

В этой связи детальное  изучение и развитие арт-педагогики и арт-терапии может стать позитивным шагом к дальнейшему совершенствованию  альтернативных школ отечественного образования. Конечно, сказывается недостаток в  образовательных программах по данным дисциплинам, проблема требует детальной  проработки, определения границ наук, соблюдение профессиональной этики. Тема, несомненно, имеет практическую значимость для специалистов культуры и образования.

 

Список  источников

 

  1. Алексеева М. Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя. Учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка. М.: АПК и ПРО, 2003.
  2. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.
  3. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. М.: Медицина, 1989.
  4. Вачков И.В. Сказкотерапия: развитие самосознания через психологическую сказку. М., Ось-89, 2003
  5. Выготский Л.С. Психология искусства. –М., Искусство, 1986
  6. Заморев С.И. Игровая терапия. СПб, Речь, 2002
  7. Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Лань, 1999.
  8. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
  9. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
  10. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.
  11. Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.

 

1 Рудестам Р. Групповая психотерапия. СПб., 1999.

2 Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.

3 Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б.Д.Карвосарского СПб., 1999.

4 Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия вАликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера// Исцеляющее искусство. 1999. № 1.

5 Лебедева Л.Д. Педагогические аспекты арт-терапии// Дидактика 2000. № 1.

 


Информация о работе Арт-терапия в коррекционной педагогике