А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время
2.1 Семейное воспитание и его значение
2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания

Содержание: 

 

Введение

Глава 1. Макаренко  А.С. о воспитании детей в семье

1.1 Семейное  воспитание и его формы по  А.С. Макаренко

1.2 Методы и  средства воспитания детей в  семье в произведениях А.С.  Макаренко

Глава 2. Особенности  семейного воспитания в современное  время

2.1 Семейное  воспитание и его значение

2.2 Современные  проблемы и нарушения семейного  воспитания

Заключение

Список литературы

«Воспитание -- очень легкое дело, воспитание -- счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может  сравниться с работой воспитания».

«..Как правило, грубые окрики все более и более  притупляют желание слушаться родителей: тогда и появляется порой ремень, один из самых страшных пережитков старого в воспитании детей»..

А.С. Макаренко

Введение 

 

Актуальность исследования. Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С.Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.

Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием  проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович  Макаренко (1888--1939) был талантливым  педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического  воспитания подрастающего поколения  на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое  значение, изучается повсюду. За 16 лет  своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны  имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко  воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской  страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных  педагогов всего мира.

Процесс воспитания в семье - это важнейшее средство обеспечения существования преемственности  поколений, это исторический процесс  вхождения подрастающего поколения  в жизнь общества. Нам представляется актуальным провести изучение концепции  семейного воспитания А.С. Макаренко  и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.

Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.

Объект исследования: семейное воспитание.

Предмет исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.

В соответствии с поставленной целью и определенными  предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:

1.проанализировать  психолого-педагогическую литературу  по изучаемому вопросу, тем  самым определить теоретические  основы семейного воспитания  и охарактеризовать его формы  по трудам А.С. Макаренко;

2.рассмотреть  методы и средства воспитания  детей в семье в произведениях  А.С. Макаренко;

3.отметить  специфику семейного воспитания  и определить его значение;

4.рассмотреть  современные проблемы и нарушение  семейного воспитания.

Для решения  поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально - психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в семье.

В ходе выполнения данной работы мы опирались на научные  труды таких исследователей, как  А.С. Макаренко, Харчев А.Г. и др.

Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье 

 

1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко 

 

Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали  имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается  как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной  связи с другими видами социального  воспитания - школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в  той части, где они соприкасаются  со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах - социальной.Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и  его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение 1992. 200с.

Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

Определяющая  роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в  ней человека. К тому же, семья  для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде  сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным  выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего  поколения. Вот почему именно семья  формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

Содержание  воспитания в семье обусловливается  генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать  физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально  развитую личность, готовую к предстоящей  трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода  российского общества к семейному  воспитанию предполагает его осуществление  по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим  позициям.

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного  участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у  подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей - любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное  воспитание - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них  потребности в их приобретении и  постоянном обновлении.

Эстетическое  воспитание призвано развивать таланты  и дарования детей, дать им представление  о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое  воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению  здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой  и спортом, закаливание организма  и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной  жизни - профессиональной и социально-бытовой  деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это  лишь основные направления семейного  воспитания. В разных семьях они  в той или иной мере дополняются  экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями  воспитательного взаимодействия детей  и взрослых, реализуемого в системе  внутрисемейных отношений.

Считается, что  внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного  воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как  конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи  составляют брачные и родственные  связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Помимо них  семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические  и другие связи. Внутрисемейные отношения  также взаимосвязаны с национальными  и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в  себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении  и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают  первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит  своеобразное миниатюрное выражение  все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего  включения ребенка в их систему. Ведущая роль семейных отношений  в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности  других компонентов педагогического  воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей. Макаренко А.С. О воспитании в  семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

Итак, сложившиеся  в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются  в семейном воспитании.

1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко  

 

А.С. Макаренко  многое сделал для развития советской  теории семейного воспитания, был  зачинателем массовой пропаганды педагогически  обоснованных принципов воспитания в семье.

В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно  и нормально гораздо легче, чем  перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это  вовсе не такое трудное дело, как  многим кажется. По своей трудности  это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко  может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а  кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое». Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) - общее  название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью  достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается  в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое  русло. Он хорошо понимает проблемы современной  семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного  воспитания шли согласованно. Семья  для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо  в начальный период жизни ребенка  и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает  и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и  искусства. Это позволило педагогам  вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего  семьей. Чем лучше семья, и чем  лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой  и выросший в ней человек.

Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может  сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.-359 с.

В современной  практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический  и попустительский.

Авторитарный  стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот  главные средства этого стиля. У  детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему  сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и  агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку  А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом  подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления»  он считал самым страшным и диким  видом, Жестокость и террор - вот  основные черты такого отношения  родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков  главный принцип деспотических  отношений. Этот способ воспитания неизбежно  дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных  и, что нередко, самодурствующих  детей.

Информация о работе А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания