Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:08, курсовая работа
Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.
Введение
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время
2.1 Семейное воспитание и его значение
2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Заключение
Список литературы
А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания
Содержание:
Введение
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время
2.1 Семейное воспитание и его значение
2.2 Современные
проблемы и нарушения
Заключение
Список литературы
«Воспитание -- очень легкое дело, воспитание -- счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания».
«..Как правило, грубые окрики все более и более притупляют желание слушаться родителей: тогда и появляется порой ремень, один из самых страшных пережитков старого в воспитании детей»..
А.С. Макаренко
Введение
Актуальность исследования. Воспитание - часть социализирующего образования. Воспитание - это специально организованный процесс предъявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, то есть это процесс приобщения человека к общему и должному. На формирование личности ребенка значительное воспитательное влияние оказывает семья. Семья - это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание, волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. А.С.Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». Но ДОУ и школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Необходимо педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Одним из величайших педагогов, занимавшихся исследованием проблемы воспитания детей в семье, был А.С. Макаренко. Антон Семенович Макаренко (1888--1939) был талантливым педагогом-новатором, одним из создателей стройной системы коммунистического воспитания подрастающего поколения на основе марксистско-ленинского учения Его имя широко известно в разных странах, его педагогический эксперимент, имеющий, по словам А. М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. За 16 лет своей деятельности в качестве руководителя колонии имени М. Горького и коммуны имени Ф. Э. Дзержинского А. С. Макаренко воспитал в духе идей коммунизма более 3000 молодых граждан Советской страны. Многочисленные труды А. С. Макаренко, особенно “Педагогическая поэма” и “Флаги на башнях”, переведены на многие языки. Велико число последователей Макаренко среди прогрессивных педагогов всего мира.
Процесс воспитания
в семье - это важнейшее средство
обеспечения существования
Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.
В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектом исследования в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1.проанализировать
психолого-педагогическую
2.рассмотреть методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко;
3.отметить
специфику семейного
4.рассмотреть
современные проблемы и
Для решения поставленных задач и проверки исходных гипотез был применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально - психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, систематизация научных представлений по проблеме воспитания в семье.
В ходе выполнения данной работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как А.С. Макаренко, Харчев А.Г. и др.
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
Семейное воспитание
- это осознанные усилия взрослых по
взращиванию ребенка, которые направлены
на то, чтобы младшие соответствовали
имеющимся у старших
Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.
Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок - зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей - социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья - таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания. Макаренко, А.С. Цель воспитания: Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.
Содержание
воспитания в семье обусловливается
генеральной целью
Морально-нравственное
воспитание в семье представляет
собой стержневой компонент формирование
личности ребенка, как будущего активного
участника межличностного взаимодействия.
Оно предполагает формирование у
подрастающего поколения
Интеллектуальное воспитание - предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.
Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.
Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.
Трудовое воспитание
закладывает основу будущей самостоятельной
жизни - профессиональной и социально-бытовой
деятельности в интересах государства,
общества и собственной семьи. Это
лишь основные направления семейного
воспитания. В разных семьях они
в той или иной мере дополняются
экономическим, политическим, экологическим,
половым и другими
Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.
Помимо них
семья также включает в себя хозяйственно-экономические,
правовые, нравственные, эмоционально-психологические
и другие связи. Внутрисемейные отношения
также взаимосвязаны с
Итак, сложившиеся
в семье отношения между
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое». Макаренко А.С. О воспитании в семье: Изб. пед. произведения / [Вступит. статья Е. Медынского и И. Петрухина]. -М.:Учпедгиз, 1955.- 320 с.
Семейное воспитание
(воспитание детей в семье) - общее
название для процессов взаимодействия
родителей с детьми с целью
достижения желаемого уровня развития,
обучения и воспитания детей. Общественное,
семейное и школьное виды воспитания
осуществляются в неразрывном единстве.
Учитель начальной школы
Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.-359 с.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
В авторитарном
типе отношений родителей к ребенку
А. С. Макаренко выделял две