А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования стало исследование представлений А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и выявление современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и проблемы семейного воспитания.

Содержание

Введение
Глава 1. Макаренко А.С. о воспитании детей в семье
1.1 Семейное воспитание и его формы по А.С. Макаренко
1.2 Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко
Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время
2.1 Семейное воспитание и его значение
2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания.docx

— 47.22 Кб (Скачать файл)

«Авторитет  расстояния и чванства» проявляется  в том, считало А. Макаренко, что  родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам  стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление  чрезвычайно редкое: воспитание они  поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним  приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский  тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается  в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем  проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать  ребенка родители не замечают, что  воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений. Макаренко А.С. Книга для родителей: [Лекции о воспитании детей] / [Сост. и автор. вступит. статья К.И. Беляев]. - М.: Просвещение, 1969.-359 с.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают  самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец  гражданственности, трудолюбия, честности  и желания сделать их такими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее  и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

Разумная система  взысканий не только законна, но и  необходима, был убежден А. Макаренко. Она помогает оформиться крепкому человеческому  характеру, воспитывает чувство  ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам  и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье - это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние  родителей на сознание и поведение  детей. Они не отличаются от рассмотренных  выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

-влияние на  ребенка индивидуальное, основано  на конкретных поступках и  приспособлено к личности;

- выбор методов  зависит от педагогической культуры  родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений  о ценностях, стиля отношений  в семье и т. д. Макаренко,  А.С. Цель воспитания: Учебное  пособие / А.С.Макаренко - М.: Педагогика 1984. 380с.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей  и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все  родители используют общие методы семейного  воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ  от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны  средства решения воспитательных задач  в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов  родительского воспитания опирается  на ряд общих условий: Кулик Л.А. Семейное воспитание: Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.: Просвещение 2003. 175с.

1. Знание родителями  своих детей, их положительных  и отрицательных качеств: что  читают, чем интересуются, какие  поручения выполняют, какие трудности  испытывают, какие отношения с  одноклассниками и педагогами, взрослыми,  маленькими, что более всего ценят  в людях и т. д. Личный  опыт родителей, их авторитет,  характер отношений в семье,  стремление воспитывать личным  примером также сказываются на  выборе методов. Эта группа  родителей обычно выбирает наглядные  методы.

2. Если родители  отдают предпочтение совместной  деятельности, то обычно превалируют  практические методы. Интенсивное  общение во время совместного  труда, просмотров телепередач,  походов, прогулок дает хорошие  результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше  понять их. Нет совместной деятельности - нет ни повода, ни возможности  для общения.

3. Педагогическая  культура родителей оказывает  решающее влияние на выбор  методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях  педагогов, образованных людей  дети всегда лучше воспитаны.  Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного  воздействия - вовсе не роскошь,  а практическая необходимость.  «Педагогические знания родителей  особенно важны в тот период, когда отец и мать являются  единственными воспитателями своего  ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет  умственное развитие, духовная жизнь  детей в решающей мере зависит  от... элементарной педагогической  культуры матери и отца, которая  выражается в мудром понимании  сложнейших душевных движений  развивающегося человека», - писал  В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой  во многих семьях, где дети педагогически  запущенны, является стремление родителей  как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка -- дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, - строгая, до жестокости, власть над детьми с  раннего возраста. В детстве ребенок  познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий  с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими  словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют  пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов  семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Глава 2. Особенности семейного воспитания в современное время 

 

2.1 Семейное воспитание и его значение  

 

В настоящее  время российское общество переживает последствия ценностного кризиса, связанного с изменением общественно-политического  строя, интеграцией России в мировое  сообщество.

В связи с  этим закономерно возрастает интерес  исследователей к проблеме ценностей  и ценностно-смысловых ориентаций как отдельной личности, так и  различных социальных групп, в том  числе семьи.

В последнее  время с семьей происходят радикальные  изменения, отражающие общецивилизационные  тенденции и преобразования в  российском обществе. Исследователи  говорят о формировании нового типа направленности личности, характеризующегося ориентацией на такие ценности, как  материальная обеспеченность, предприимчивость, собственность, независимость, личный успех (Н.М. Лебедева, М.С. Яницкий и  др.), о «введении» в современную  семью принципа автономии личности (О.М. Здравомыслова), о том, что супруги  всё более стремятся к самоактуализации, саморазвитию, самосовершенствованию  за пределами семьи (Н.Г. Марковская), что, по мнению ряда учёных, создаёт  угрозу дестабилизации семьи, приводит к росту числа неблагополучных  семей. Марковская Н.Г. Место семьи  в системе ценностных ориентаций личности: Автореф. дне ..канд. социол. наук. М., 1990.

С другой стороны, общество ставит перед людьми среднего возраста (какими являются родители детей-подростков) задачи личностного развития, самоактуализации, профессионального и карьерного роста, установления связей вне семьи, поэтому «отстранение» родителей  от ребенка в этом возрасте, как  отмечают В.С. Собкин и Е.М. Марич, - закономерное явление.

Подобные изменения  в системе ценностно-смысловых  ориентаций родителей детей влияют на функционирование семьи, и в первую очередь - на воспитательную функцию. В  подростковом возрасте ребенок стремится  к автономии, но в то же время нуждается  в родителях, их помощи и эмоциональной  поддержке. Нарушения же семейного  воспитания, фрустрирующие данные потребности  ребенка, в этом возрасте напрямую связаны  с негативными последствиями  для эмоционального состояния ребенка, для его психического и личностного  развития (Д. Баумринд, А.И. Захаров, О.А. Карабанова, А.Е. Личко и др.).

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем.

И вместе с  тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько  вреда в воспитании детей, сколько  может сделать семья. Лазарев  А.А. Семейная педагогика: Учебное пособие / А.А.Лазарев - М.: Академия 2005. 314с.

В связи с  особой воспитательной ролью семьи  возникает вопрос о том, как сделать  так, чтобы максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание ребенка.

Для этого  необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главное в  воспитании маленького человека - достижение душевного единения, нравственной связи  родителей с ребенком. Родителям  ни в коем случае не стоит пускать  процесс воспитания на самотек и  в более старшем возрасте, оставлять  повзрослевшего ребенка наедине  самим с собой.

Именно в  семье ребенок получает первый жизненный  опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных  ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось  конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок  видит, что его мама и папа, которые  каждый день твердят ему, что лгать  нехорошо, сами того не замечая, отступают  от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень  трудно отступает от них.

«Семейное воспитание -- дело величайшей важности», -- писал А.И.Герцен (1812-1870). При этом он особенно выделял роль матери, которой, по мнению писателя, принадлежит «величайшее дело начального воспитания».

Одним из важнейших  условий воспитания детей Герцен считал установление в семье дружественных  отношений между родителями и  детьми, между всеми членами семьи, уважение и привязанность их друг к другу. Он полагал, что со временем это непременно перерастет в высшие социальные чувства -- в любовь к людям, к Родине. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. Вып 1. С.102 - 120.

Таким образом, семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных  матерей часто вырастают тревожные  дети; честолюбивые родители нередко  так подавляют своих детей, что  это приводит к появлению у  них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам  того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей  и т.д.

2.2 Современные проблемы и нарушения семейного воспитания 

 

Воспитательной  функции семьи придавалось большое  значение на всех этапах развития общества. На принципиально новой основе -- на равноправии и взаимоуважении супругов -- строились взаимоотношения  в семье, что создавало благоприятные  условия для установления справедливого  распределения труда между мужчиной и женщиной поведению домашнего  хозяйства и обоюдной ответственности  родителей за детей. Отмечая прогрессивные  изменения в развитии семьи, нельзя не обратить внимание на факторы, осложняющие  это развитие. Так, изменение положения  женщины в обществе вызвало противоречие между ее социальными ролями, которое  нередко порождает напряженность  и конфликты в семейных отношениях и негативно сказывается на воспитании детей. Занятость женщины в сфере  общественного производства ведет  к ослаблению контроля за поведением детей, недостаточному вниманию к их воспитанию. Кроме того, противоречие между профессиональной и семейной ролями женщины наряду с некоторыми другими обстоятельствами выступает  одной из причин снижения рождаемости. В связи с этим возникает проблема воспитания в семье одного ребенка. Известно предупреждение А. С. Макаренко  о том, что воспитание единственного  сына или дочери гораздо более  трудное дело, чем воспитание нескольких детей. Как правило, родители концентрируют  на одном ребенке максимум внимания, оберегают его от всевозможных трудностей, излишне опекают, находясь во власти слепой, неразумной любви. Трудность  воспитания ОДНОГО ребенка в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена в  отсутствии коллективного воздействия  на его личность. К тому же отсутствие сестер и братьев в семье обедняет жизнь ребенка, неблаготворно сказывается  на развитии его эмоциональной сферы, формировании чувств.

Информация о работе А. С. Макаренко о воспитании детей в семье и современные проблемы семейного воспитания