Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми.
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6
1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15
Выводы по первой главе………………………………………………….22
Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23
2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32
Выводы по второй главе………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 126.52 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста

 

2.1 Анализ состояния  изучаемой проблемы в практике  работы в учреждениях дошкольного образования 

 

Цель практической работы – экспериментальным путем определить влияния ознакомления детей с белорусскими народными играми на воспитание любви к родному краю.

Гипотеза: ознакомление старших дошкольников с белорусскими народными играми выступает одним из средств, способствующих эффективному патриотическому воспитанию.

База исследования: ГУО «Ясли-сад №24 г.Волковыска», старшая группа №6. Выборку испытуемых составили 20 воспитанников старшей группе в возрасте 5,5-6,5 лет.

Экспериментальное исследование проходило в ряд этапов: 

– 1-ый – констатирующий эксперимент: подбор методик диагностики, формирование выборки испытуемых, диагностика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников;

– 2-ой – формирующий эксперимент: разработка и апробирование системы педагогической работы с дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием различных народных игр;

– 3-ий – контрольный эксперимент: итоговая диагностика нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников, формулировка вывод экспериментального исследования.

Итак, начальный этап работы предполагал сбор данных о состоянии нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Для этого нами была использована специальная диагностическая карта, с помощью которой были изучены следующие показатели:

– название города; дом, адрес, адрес детского сада; достопримечательности родного города; герб города, его автор (родной город символика);

– предметы быта, жилище человека; русские народные традиции; народные умельцы города; народные игрушки, промыслы (история народной культуры, традиции);

– природные богатства города; любимый уголок природы; животные нашей республики; растительный мир (историко-географический и природный компоненты);

– отношение к окружающей природе; забота о своих близких; умение управлять своими чувствами; умение анализировать свои чувства и поступки (личностный компонент).

Уровни оценки усвоения материала по нравственно-патриотическому воспитанию были определены нами в ходе наблюдения за детьми в повседневной жизни группы (в быту, на занятиях, в игровой деятельности):

– высокий: ребенок знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей; проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь. Нацелен на самостоятельность.

– средний: ребенок знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, города. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

– низкий уровень: ребенок знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего города, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

Так, результаты наблюдения свидетельствуют о следующем (см. Приложение 1).

При изучении такого компонента, как знание родного города, символики, оказалось, что дети старшего дошкольного возраста лучше всего знают название города (100%).

При этом несколько затрудняются при формулировке ответа на вопрос о собственном адресе (55%), адрес же дошкольного учреждения, которое они посещают, вызывает у них значительные затруднения.

Достопримечательности города дети (40%) чаще называют те, которые непосредственно посещали на различные праздники, например, 9 мая, некоторые также обозначают мелкие архитектурные сооружения.

И никто из детей не знает изображения герба города, а также автора его создателя (100% детей затруднились дать ответ).

 При диагностике такого  критерия, как знание истории  народной культуры, традиций, дети чаще не владели информацией. Так, лучше всего дети называли атрибуты жилища и быта человека – 85% (видимо, некоторые воспитанники имеют опыт общения с бабушками и дедушками в деревне, где остались сохранными многие из данных атрибутов).

Также около 35% опрошенных были в состоянии назвать белорусские народные традиции, например, на Пасху освещать куличи и др. Однако при этом 45% детей не смогли ответить на данный вопрос.

На вопрос о народных умельцах города преимущественное большинство детей не смогли ответить на данный вопрос: у 90% воспитанников отсутствовал ответ. И лишь два ребенка (10%) назвали художников и руководителей студий.

Частичные знания у детей выявлены также при диагностике такого критерия, как народные игрушки и промыслы: 30% опрошенных смогли назвать ткачество, вышивку, бисероплетение (эти девочки посещают данные кружки и студии); 65% детей не смогли назвать ни одного известного им народного промысла.

При диагностике личностного компонента нравственно-патриотического воспитания дошкольников оказалось, что здесь дети в более значительной степени демонстрируют владение знаниями, умениями и навыками. Так, 85% опрошенных считают необходимым заботиться о своих близких, но также и об окружающей среде (75%).

При этом незначительные затруднения старшие дошкольники испытывают в ходе управления своими эмоциональными состояниями (успешно с этим справляются лишь 60% детей) и анализа чувств и поступков (успешно справляются с задачей 45% опрошенных).

И наконец, результаты диагностики историко-географического и природного компонента дети также демонстрировали положительное отношение к природе. Так, преимущественное большинство детей (90%) знают животных наших лесов, нашего края, выражают желание бережного ухода с ними.

Сознательное отношение к растительному миру выражено у старших дошкольников в меньшей степени: лишь 55% опрошенных считают необходимым бережно относиться к деревьям, кустарникам, цветам. Видимо, данный факт объясним тем, что не всегда дошкольник воспринимает растение как живое существо, считает его неодушевленным.

Многие дети (80%) назвали свой любимый уголок в городе, на природе.

Приведенные данные представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Результаты диагностики нравственно-патриотического воспитания детей на этапе констатирующего эксперимента

№ п/п

Критерий оценки

Уровни развития

высокий

средний

низкий

1

название города

20 (100%)

2

дом, адрес, адрес детского сада

6 (30%)

11 (55%)

3 (15%)

3

достопримечательности родного города

8 (40%)

7 (35%)

5 (25%)

4

герб города, его автор

20 (100%)

Итого

42%

23%

35%

5

предметы быта, жилище человека

17 (85%)

3 (15%)

6

белорусские народные традиции

7 (35%)

9 (45%)

4 (20%)

7

народные умельцы города

2 (10%)

18 (90%)

8

народные игрушки, промыслы

1 (5%)

6 (30%)

13 (65%)

Итого

31%

25%

44%

9

природные богатства города, области

8 (40%)

10 (50%)

2 (10%)

10

любимый уголок природы

16 (80%)

4 (20%)

11

животные нашей республики

18 (90%)

2 (10%)

12

растительный мир

11 (55%)

7 (35%)

2 (10%)

Итого

66%

29%

5%

13

отношение к окружающей природе

15 (75%)

5 (25%)

14

забота о своих близких

16 (85%)

3 (15%)

1 (5%)

15

умение управлять своими чувствами

12 (60%)

8 (40%)

16

умение анализировать свои чувства и поступки

9 (45%)

9 (45%)

2 (10%)

Итого

66%

31%

3%


 

 

Итак, диагностика нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показала, что дети слабо владеют знаниями о народных промыслах и ремеслах Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной степени информированы о символах родного города.

Однако у опрошенных при этом выявлено положительное отношение к окружающему растительному и животному миру; дети заботятся о своих близких, однако недостаточно умеют управлять своими эмоциями, регулировать свое поведение (последнее, на наш взгляд, объяснимо возрастом испытуемых: дошкольники еще не в состоянии сознательно управлять своей жизнью, часто зависят от воспитательных воздействий взрослого).

Однако нами была предпринята попытка повысить уровень патриотической воспитанности детей с помощью проведения с детьми старшего дошкольного возраста народных игр и их элементов.

Содержание данной работы представлено далее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Содержание  и методика патриотического воспитания  старших дошкольников на основе  ознакомления с белорусскими народными играми

 

При разработке содержания программы работы воспитателя старшей группы с детьми старшего дошкольного возраста по воспитанию у последних патриотических чувств автор курсовой работы использовала белорусские народные игры, содержание которых было разбито по направлениям (см.Приложение 2):

– народные игры, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря (содержание игр предоставлено родителям в информационном уголке группы для проведения в домашней обстановке);

– описание белорусских народных игр в повседневной жизни группы детского сада (в групповой комнате и на участке группы);

– считалки и скороговорки к народным играм.

Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.

Информация о работе Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста