Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 17:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать содержание и методику патриотиче-ского воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с белорусскими народными играми.
Задачи:
1. Раскрыть сущностную характеристику патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить и охарактеризовать уровень развития патриотизма старших дошкольников на основе разработанных показателей и критериев.
3. Экспериментальным путем определить влияние ознакомления детей с белорусскими народными играми на формирование патриотических чувств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования…………………………...6
1.1 Сущность патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та…………………………………………………………………………………...6
1.2 Возможности использования белорусских народных игр как средства патриотического воспитания детей дошкольного возрас-та……………….15
Выводы по первой главе………………………………………………….22
Глава 2. Методические аспекты использования белорусских народных игр как средства формирования патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………...23
2.1 Анализ состояния изучаемой проблемы в практике работы в учреждениях дошкольного образова-ния……………………………………………..23
2.2 Содержание и методика патриотического воспитания старших до-школьников на основе ознакомления с белорусскими народными играми…29
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы…………………...32
Выводы по второй главе………………………………………………….37
Заключение………………………………………………………………..38
Список используемой литературы……………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 126.52 Кб (Скачать файл)

Так, например, с детьми были проведены следующие игры, посвященные обрядовым праздникам и разным циклам земледельческого календаря: «Зимние святки», «Новый год», «Рождественский сочельник» и др.

Непосредственно с детьми в повседневной жизни ДУ проводились такие народные белорусские игры, как: «Пастух и стадо», «Муха», «Ручеек», «Пирог», «Капуста» и др. Кроме того, некоторые из названных игр проводились музыкальным руководителем с детьми во время музыкальных занятий и развлечений.

Практически каждая игра начиналась с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки. Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.

Взрослые пересчитывались – стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых – охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др. В Приложении 2 представлено также содержание различных считалок для детей.

Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: «кого выбираешь?», «что выбираешь?», «что возьмешь?».

Проводимая работа на доступном детям уровне знакомила их с народными играми, народным календарем, основами  православной культуры, традициями, бытом, обычаями  белорусского народа, крестьянским трудом, способствовала развитию познавательных  способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывала любовь к Отечеству, уважение к предкам,  интерес к самобытной белорусской культуре.

Кроме того, в ходе игровой деятельности решался ряд частных задач:

  1. Создана система работы по приобщению детей к истокам белорусской народной культуры, через  белорусские народные подвижные игры.

  1. Привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение белорусских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.

  1. Созданы условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.

  1. Воспитывался интерес  и любовь к белорусской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю,  к народным  играм и т.д.

Формирующий эксперимент предполагал также работу с родителями:

а) в уголки групп размещено содержание белорусских народных игр, названных выше;

б) проведено родительское собрание на тему: «Народные игры. Их роль в развитии дошкольника» (см.Приложение 3).

По окончании формирующего эксперимента с детьми снова была проведена диагностика по определению уровней нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Результаты повторной диагностики представлены в следующем параграфе.

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы 

 

Результаты итогового наблюдения позволили сделать следующие выводы (см. Приложение 4).

Дошкольники, как и прежде, знают название родного города, однако при этом владеют информацией о своем адресе, достопримечательностях города, в котором они живут. При этом большинство опрошенных детей назвали изображения герба города, а также его автора.

Также дошкольники стали более информированными относительно культурной истории Беларуси: 80% опрошенных знают народные белорусские традиции, 65% – разнообразие народных игрушек и промыслов.  Все 100 воспитанников старшей группы №1 знают предметы быта и жилища человека.

Как и на начальном этапе эксперимента, дети показали заинтересованное положительное отношение к природе, однако сейчас они уже более осознанно воспринимают объекты растительного и животного мира, природные богатства города и республики в целом.

Личностный компонент патриотического воспитания также претерпел определенные изменения: дошкольники по-прежнему осознают необходимость заботливого отношения к близким и родным людям, однако сейчас это осознание стало более выраженным и очевидным. Повысилось стремление осознанного отношения к окружающей действительности.

Приведенные данные представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 – Результаты диагностики нравственно-патриотического воспитания детей на этапе контрольного эксперимента

№ п/п

Критерий оценки

Уровни развития

высокий

средний

Низкий

1

название города

20 (100%)

2

дом, адрес, адрес детского сада

13 (65%)

6 (30%)

1 (5%)

3

достопримечательности родного города

12 (60%)

6 (30%)

2 (10%)

4

герб города, его автор

15 (75%)

4 (20%)

1 (5%)

Итого

75%

20%

5%

5

предметы быта, жилище человека

20 (100%)

6

белорусские народные традиции

16 (80%)

4 (20%)

7

народные умельцы города

9 (45%)

7 (35%)

4 (20%)

8

народные игрушки, промыслы

13 (65%)

7 (35%)

Итого

72%

23%

5%

9

природные богатства города, области

14 (70%)

6 (30%)

10

любимый уголок природы

18 (90%)

2 (10%)

11

животные нашей республики

18 (90%)

2 (10%)

12

растительный мир

14 (70%)

5 (25%)

1 (5%)

Итого

80%

19%

1%

13

отношение к окружающей природе

16 (80%)

4 (20%)

14

забота о своих близких

17 (85%)

3 (15%)

15

умение управлять своими чувствами

14 (60%)

6 (40%)

16

умение анализировать свои чувства и поступки

11 (55%)

8 (40%)

1 (5%)

Итого

70%

29%

1%


 

 

Итак, дети старшей группы №1 владеют представлениями родном городе, народной культуре и белорусских традициях, развиты историко-географический и природный, а также личностный компоненты патриотической воспитанности.

Однако сравним результаты диагностики нравственно-патриотического воспитания, полученные на начальном и заключительном этапах эксперимента.

Так, сравнительный анализ результатов изучения представлений старших дошкольников о родном городе, символике представлены в диаграмме 2.1.

 

Рисунок 2.1 – Сравнительный анализ результатов диагностики представлений о родном городе, символике

 

Так, высокий уровень повысился на 33%, средний уровень стал встречаться на 3% реже, низкий уровень – на 30% реже, то есть у детей обогатились знания о символике города, изображении его гимна, о достопримечательностях.

Сравнительный анализ результатов изучения представлений старших дошкольников об истории народной культуры, традиций представлены в диаграмме 2.2.

 

Рисунок 2.2 – Сравнительный анализ результатов диагностики представлений об истории народной культуры, традиций

 

Так, высокий уровень представлений о народных традициях стал встречаться на 41% чаще по сравнению с результатами констатирующего эксперимент; средний уровень стал встречаться на 2% реже, низкий уровень – на 39% реже, то есть у детей повысился уровень знаний о народных белорусских промыслах и традициях, народных мастерах, а также белорусских игрушках.

Сравнительный анализ результатов изучения представлений старших дошкольников об историко-географических и природных компонентах представлены в диаграмме 2.3.

 

Рисунок 2.3 – Сравнительный анализ результатов диагностики представлений об историко-географическом и природном многообразии

 

Здесь также прослеживается обогащение представлений детей о многообразии животного и растительного мира, а также осознанное отношение к нему: высокий уровень стал встречаться на 14% чаще, средний – на 10% реже и низкий остался на том же уровне.

Сравнительный анализ результатов изучения личностного компонента патриотического воспитания у старших дошкольников представлены в диаграмме 2.4.

 

Рисунок 2.4 – Сравнительный анализ результатов диагностики личностного компонента патриотической воспитанности у старших дошкольников

 

Так, высокий уровень развития личностного компонента стал встречаться на 16% чаще по сравнению с результатами констатирующего эксперимент; средний уровень стал встречаться на 2% реже, низкий уровень – также на 2% реже.

Итак, работа по повышению уровня патриотической воспитанности детей старшей группы №6 с использованием народных игр принесла положительный результат: улучшились результаты изучения всех компонентов нравственно-патриотической воспитанности испытуемых.

Поэтому гипотезу курсовой работы считаем доказанной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по второй главе

 

По результатам экспериментального исследования можно сделать следующие выводы:

Начальная диагностика нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста показала, что дети слабо владеют знаниями о народных промыслах и ремеслах Беларуси, не знают мастеров, в недостаточной степени информированы о символах родного города. Однако у опрошенных при этом выявлено положительное отношение к окружающему растительному и животному миру; дети заботятся о своих близких, однако недостаточно умеют управлять своими эмоциями, регулировать свое поведение (последнее, на наш взгляд, объяснимо возрастом испытуемых: дошкольники еще не в состоянии сознательно управлять своей жизнью, часто зависят от воспитательных воздействий взрослого).

Формирующий эксперимент предполагал работу, проводимую по следующим направления: проведение родителями народных игр, в которых принято было играть во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря; проведение белорусских народных игр в повседневной жизни группы детского сада; использование в работе считалок и скороговорок к народным играм. Работа с родителями: а) в уголки групп размещено содержание белорусских народных игр; б) проведено родительское собрание на тему: «Народные игры. Их роль в развитии дошкольника».

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента свидетельствует о том, что работа по повышению уровня патриотической воспитанности детей старшей группы №6 с использованием народных игр принесла положительный результат: улучшились результаты изучения всех компонентов нравственно-патриотической воспитанности испытуемых.

Информация о работе Белорусские народные игры как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста