Ход игры. Взрослый отходит от ребенка
на несколько шагов и манит его к себе,
ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой
хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель
его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший
Коля пришел!» Игра повторяется.
«Пришел Петрушка».
Материал. Петрушка, погремушки. Ход игры. Воспитатель
приносит Петрушку, рассматривает его
с детьми.
Петрушка гремит погремушкой, потом раздает
погремушки детям. Они вместе с Петрушкой
встряхивают погремушками, радуются.
«Выдувание мыльных пузырей».
Ход игры. Воспитатель на прогулке выдувает
мыльные пузыри. Пробует получить пузыри,
покачивая трубочкой, а не дуя в нее. Считает,
сколько пузырей может удержаться на трубочке
за один раз. Пытается поймать на лету
все пузыри, пока они не коснулись земли.
Наступает на мыльный пузырь и удивленно
спрашивает у детей, куда он пропал. Затем
учит каждого ребенка выдувать пузыри.
(Напрягать мышцы рта очень полезно для
развития речи.)
«Хоровод».
Ход игры. Воспитатель держит ребенка
за руки и ходит по кругу, приговаривая:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Кружим, кружим хоровод.
До того мы закружились,
Что на землю повалились.
БУХ!
При произнесении последней фразы оба
«падают» на землю.
Вариант игры:
Вокруг розовых кустов,
Среди травок и цветов,
Водим, водим хоровод.
Как заканчиваем круг,
Дружно прыгаем мы вдруг.
ГЕЙ!
Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают.
«Покружимся».
Материал. Два игрушечных
мишки. Ход игры. Воспитатель
берет мишку, крепко прижимает его к себе
и кружится с ним. Дает другого мишку малышу
и просит также покружиться, прижимая
к себе игрушку.
Затем взрослый читает стишок и действует
в соответствии с его содержанием. Ребенок
вслед за ним выполняет те же движения.
Я кружусь, кружусь, кружусь,
А потом остановлюсь.
Быстро-быстро покружусь,
Тихо-тихо покружусь,
Я кружусь, кружусь, кружусь
И на землю повалюсь!
«Прячем мишку».
Ход игры. Воспитатель прячет знакомую
ребенку большую игрушку (например, медведя)
так, чтобы она немного была видна. Говоря:
«Где мишка?», ищет его вместе с ребенком.
Когда малыш найдет игрушку, взрослый
прячет ее так, чтобы искать было сложнее.
После игры с мишкой прячется сам воспитатель,
громко произнося «ку-ку!» Когда ребенок
найдет его, он перебегает и прячется в
другом месте. В конце игры взрослый предлагает
спрятаться ребенку.
«Солнышко и дождик».
Ход игры. Дети присаживаются на корточки
позади стульев, расположенных на некотором
расстоянии от края площадки или стены
комнаты, и смотрят в «окошко»(отверстие
спинки стула). Воспитатель говорит: «На
небе солнышко! Можно идти гулять». Дети
бегают по всей площади. По сигналу «Дождик!
Скорее домой!» бегут на свои места и присаживаются
за стульями. Игра повторяется.
«Поезд».
Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть
в «поезд»: «Я – паровоз, а вы – вагончики».
Дети встают в колонну друг за другом,
держась за одежду впереди стоящего. «Поехали»,
- говорит взрослый, и все начинают двигаться,
приговаривая: «Чу-чу-чу». Воспитатель
ведет поезд в одном направлении, затем
в другом, потом замедляет ход, останавливается
и говорит: «Остановка». Через некоторое
время поезд опять отправляется в путь.
Эта игра способствует
отработке основных движений – бега и
ходьбы.
«Хоровод с куклой».
Материал. Кукла средних
размеров. Ход игры. Воспитатель
приносит новую куклу. Она здоровается
с детьми, гладит каждого по голове. Взрослый
просит детей по очереди подержать куклу
за руку. Кукла предлагает потанцевать.
Воспитатель ставит детей в кружок, берет
куклу за одну руку, другую дает ребёнку
и вместе с детьми двигается по кругу вправо
и влево, напевая простую детскую мелодию. Вариант игры.
Игра проводится с мишкой(зайцем).
«Догонялки»
(проводится с
двумя-тремя детьми). Ход игры. Кукла,
знакомая детям по игре «Хоровод с куклой»,
говорит, что хочет поиграть в догонялки.
Воспитатель побуждает детей убегать
от куклы, прятаться за ширму, кукла их
догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает:
«Вот мои ребятки».
«Солнечные зайчики».
Материал. Маленькое зеркальце. Ход игры. Воспитатель
зеркалом пускает солнечных зайчиков
и говорит при этом:
Солнечные зайчики
Играют на стене.
Помани их пальчиком,
Пусть бегут к тебе!
По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются
его поймать.
Игру можно повторить 2-3 раза.
«Игра с собачкой». Материал. Игрушечная
собачка. Ход игры. Воспитатель
держит в руках собачку и говорит:
Гав-гав! Кто там?
Это песик в гости к нам.
Я собачку ставлю на пол.
Дай, собачка, Пете лапу!
Затем подходит с собачкой к ребенку, имя
которого названо, предлагает взять ее
за лапу, покормить. Приносят миску с воображаемой
едой, собачка «ест суп», «лает», говорит
ребенку «спасибо!»
При повторении игры воспитатель называет
имя другого ребенка.
В особом внимании
и индивидуальном подходе нуждаются робкие,
застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно
в группе. Облегчить их душевное состояние,
поднять настроение можно «пальчиковыми»
играми. Кроме того, эти игры обучают согласованности
и координации движений.
« Собирание сокровищ».
Материал. Корзина. Ход игры. На прогулке
воспитатель собирает вместе с ребёнком
сокровища (камешки, веточки, стручки,
листья и т.д.) и складывает их в корзину.
Выясняет, какие сокровища вызывают у
малыша наибольший интерес (это подскажет
дальнейшие пути общения). Затем называет
какое-либо сокровище и просит достать
его из корзины.
«Кто в кулачке?»
Ход игры. Воспитатель раскрывает кисти
рук и шевелит пальцами. Затем плотно сжимает
кулаки таким образом, чтобы большие пальцы
оказались внутри. Показывает ребенку
несколько раз, как это сделать, и просит
его повторить. Возможно, придется помочь
ему убрать большой палец в кулак.
Читает стишок и вместе с ребенком выполняет
движения.
Кто залез ко мне в кулачок?
Это, может быть, сверчок? (Сжать пальцы
в кулак.)
Ну-ка, ну-ка, вылезай!
Это пальчик? Ай-ай-ай! (Выставить вперед
большой палец.)
«Игра с кистями рук».
Ход игры. (Выполняя движения, воспитатель
просит ребенка повторить их.) Взрослый
опускает пальцы вниз и шевелит ими –
это» струи дождя».
Складывает пальцы каждой руки колечком
и прикладывает к глазам, изображая бинокль.
Рисует пальцем – «кисточкой» кружки
на щеках, проводит сверху вниз линию по
его носу и делает пятнышко на подбородке.
Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши.
Чередуя такие действия, воспитатель создает
определенную последовательность звуков,
например: стук-стук, стук-хлоп, стук-стук-хлоп,
стук-хлоп-хлоп и т. п.
Приведенные ниже
игры не только ободрят робкого и развеселят
плачущего, но и успокоят слишком расшалившегося,
переключат внимание и помогут расслабиться
рассерженному, агрессивному, ребенку.
«Покатаемся на лошадке».
Материал. Лошадка-качалка
(если лошадки нет, можно посадить
ребенка на колени). Ход игры. Воспитатель
сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит:
« Маша едет на лошадке, (произносит тихим
голосом) нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Ноо-ноо». Взрослый:
«Чтобы лошадка бежала быстрее, громко
скажи ей: «Ноо-ноо, беги, лошадка!» (Сильнее
раскачивает ребенка.) Малыш повторяет
фразу вместе с воспитателем, затем самостоятельно.
Взрослый добивается, чтобы ребенок произносил
звук «н» протяжно, а все звукосочетание
- громко и четко.
«Подуй на шарик, подуй на вертушку».
Материал. Воздушный шарик,
вертушка. Ход игры. На уровне
лица ребенка подвешивается воздушный
шарик, а перед ним на стол кладут вертушку.
Воспитатель показывает, как надо дуть
на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетал,
и предлагает ребенку повторить действие.
Затем взрослый дует на вертушку, чтобы
она завертелась, ребенок повторяет.
«Забава с увеличительным стеклом».
Материал. Увеличительное стекло
(предпочтительно пластмассовое). Ход игры. На
прогулке воспитатель дает ребенку травинку.
Показывает, как смотреть на нее через
лупу. Предлагает ребенку посмотреть сквозь
увеличительное стекло на пальцы и ногти
– это обычно зачаровывает малыша. Прогуливаясь
по участку, можно исследовать цветок
или кору дерева, рассмотреть кусочек
земли: нет ли там насекомых и т. д.
«Вместе с мишкой».
Материал. Игрушечный медвежонок. Ход игры. Воспитатель
беседует «на равных» с мишкой и ребенком,
например: «Катя, тебе нравится пить из
чашки?», «Миша, нравится тебе пить из чашки?»
Делает вид, что поит мишку чаем. Затем
проделывает с мишкой другие манипуляции.
«Игра с куклой».
Материал. Кукла. Ход игры. Дайте
ребенку его любимую куклу (или мягкую
игрушку), попросите показать, где у куклы
голова, уши, ноги, живот и т. д.
«Соберем игрушки».
Ход игры. Пригласите ребенка помочь
вам собрать разбросанные игрушки, в которые
он играл. Сядьте рядом с малышом, дайте
в руки игрушку и вместе с ним положите
ее в коробку. Затем дайте другую игрушку
и попросите самостоятельно положить
ее в коробку. Пока вы складываете игрушки,
напевайте что-нибудь вроде: «Мы игрушки
собираем, мы игрушки собираем! Тра-ля-ля,
тра-ля-ля, их на место убираем».
Дети двух-трехлетнего
возраста еще не испытывают потребности
в общении со сверстниками. Они могут с
интересом наблюдать друг за другом, прыгать,
взявшись за руки, и при этом оставаться
совершенно равнодушными к состоянию
и настроению другого ребенка. Взрослый
должен научить их общаться, и основы такого
общения закладываются именно в адаптационный
период.
«Передай колокольчик».
Материал. Колокольчик. Ход игры. Дети
сидят на стульях полукругом. В центре
стоит воспитатель с колокольчиком в руках.
Он звонит в колокольчик и говорит: «Тот
кого я позову, будет звонить в колокольчик.
Таня, иди, возьми колокольчик». Девочка
становится на место взрослого, звонит
в колокольчик и приглашает другого ребенка,
называя его по имени (или показывая рукой).
«Зайка».
Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе
с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок-«зайка»
- сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог
поет песенку:
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной.
Ты не хочешь поиграть,
С нами вместе поплясать.
Зайка, зайка, попляши
И другого отыщи.
После этих слов дети останавливаются
и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает
ребенка, называя его по имени, а сам встает
в круг.
«Позови».
Материал. Мяч. Ход игры. Дети
сидят на стульях. Воспитатель рассматривает
вместе с ними новый яркий мяч. Вызывает
одного ребенка и предлагает поиграть
– покатать мяч друг другу. Затем говорит:
«Я играла с Колей. Коля, с кем ты хочешь
играть? Позови». Мальчик зовет: «Вова,
иди играть». После игры Коля садится на
место, а Вова зовет следующего ребенка.
Сгладить адаптационный
период помогут физические упражнения
и игры, которые можно проводить по несколько
раз в день. Также следует создавать условия
для самостоятельных упражнений: предлагать
малышам каталки, машинки, мячи.
«Мяч в кругу».
Ход игры. Дети (8-10 человек) садятся на
пол в круг и прокатывают мяч друг другу.
Воспитатель, показывает, как отталкивать
мяч двумя руками, чтобы он катился в нужном
направлении.
«Все дальше и выше».
Материал. Яркий мяч. Ход игры. Ребенок
сидит. Воспитатель, стоя на некотором
расстоянии, бросает ему мяч и приговаривает:
«Бросим дальше, бросим выше». Малыш ловит
мяч.
«Бегом к дереву».
Ход игры. В двух-трех местах участка
– к дереву, к двери, к скамейке – привязаны
цветные ленты. Воспитатель говорит ребенку:
«Я хочу побежать к дереву». Берет его
за руку и бежит вместе с ним. Затем бежит
с ребенком в другое, отмеченное лентой
место, всякий раз объясняя, что собирается
делать. После этого взрослый предлагает
малышу самостоятельно побежать к дереву,
к двери и т. д. Хвалит ребенка, когда он
достигнет места назначения.
«Мы топаем ногами».
Ход игры. Играющие становятся в круг
на таком расстоянии друг от друга, чтобы
при движении не задевать соседей. Воспитатель
вместе с детьми произносит текст медленно,
с расстановкой, давая им возможность
сделать то, о чем говорится в стихотворении:
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
(Дети берутся за руки, образуя круг.)
Мы бегаем кругом.
Через некоторое время воспитатель говорит:
«Стой». Все останавливаются.
«Мяч».
Ход игры. Ребенок изображает мяч, прыгает
на месте, а воспитатель, положив на его
голову ладонь, приговаривает: «Друг веселый,
мячик мой. Всюду, всюду он со мной! Раз,
два, три, четыре, пять. Хорошо мне с ним
играть!» После этого «мячик» убегает,
а взрослый ловит его.
Главной фигурой и центром внимания для
двухлетних детей всегда остается взрослый,
поэтому они с большим интересом наблюдают
за его деятельностью. Если малыши не расположены
в данный момент к подвижным играм, можно
почитать им сказку или поиграть в спокойные
игры.