Взаимодействие детского сада с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:05, доклад

Краткое описание

К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Мы бы хотели остановиться на одной из них, а именно: как сделать домашнюю предметную среду эффективно работающей на развитие дошкольника.

Вложенные файлы: 1 файл

Взаимодействие детского сада с семьей.doc

— 269.50 Кб (Скачать файл)

Взаимодействие  детского сада с семьей.

Актуальность  проблемы взаимодействия детского сада с семьей не подлежит сомнению. Разделенность  груза ответственности за образование  ребенка, взаимодополняемость детского сада и семьи - стратегическая линия  современного дошкольного образования. 
 
К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Мы бы хотели остановиться на одной из них, а именно: как сделать домашнюю предметную среду эффективно работающей на развитие дошкольника.

Прежде чем  предложить один из возможных подходов к решению этой проблемы, необходимо остановиться на укоренившихся в детских садах направлениях взаимодействия с семьей, на педагогических традициях (если не сказать, предрассудках). 
 
Первое направление - повышение уровня педагогической компетенции родителей через специальные лекции, семинары, пособия, раскрывающие особенности развития ребенка-дошкольника и предлагающие приемы соответствующей образовательной работы. Все это очень полезно, пока не выходит за рамки здравого смысла и не превращается в навязчивое стремление сделать из родителей педагогов или психологов. Во-первых, это невозможно, потому что у родителей есть своя работа, которой они отдают силы и время. Во-вторых, в исключительных случаях, когда родители слишком погружаются в профессиональную сферу педагогики и психологии (как правило, на уровне "полузнайства"), жизнь ребенка превращается в ад, поскольку разрушается целостная эмоциональная домашняя ситуация (ребенок и в детском саду, и в семье оказывается под давлением "педагогических" требований). 
 
Второе направление - привлечение родителей к работе детского сада посредством организации досуговых мероприятий (дней здоровья, совместных сезонных и тематических праздников для взрослых и детей, семейных клубов и т.п.). Это тоже полезная работа, но, к сожалению, она часто вырождается в чисто развлекательные мероприятия, критериями успешности которых для педагогического персонала детского сада становятся их внешняя броскость и массовость (это и есть превращение полезного дела в предрассудок). На подготовку таких мероприятий тратится много времени и сил воспитателей и детей (если подсчитать время, затраченное на репетиции, можно представить, сколько содержательной жизни отнято у тех и других). 
 
Признавая важность обоих направлений работы, если они не превращаются в педагогические предрассудки, хотелось бы обратить внимание еще на одно возможное направление взаимодействия детского сада с семьей, которое может помочь в решении поставленной проблемы. Казалось бы, какое тут особое направление. Если родители не имеют представления о том, как организовать предметную развивающую среду дома, можно предложить им рекомендации, содержащие перечни материалов. Однако практика показывает, что такие перечни - необходимое, но не достаточное условие. Важно, чтобы эти материалы "заработали". Действительно, во многих семьях предметные материалы, предназначенные для развития дошкольника, имеются, но они не задействованы в полную силу. Обычно родители, снабдив ребенка игрушками и развивающими пособиями, считают, что их миссия выполнена ("пусть играет"). 
 
Задача детского сада, порекомендовав родителям необходимый развивающий материал, помочь раскрыть его возможности - показать, как можно использовать его в непосредственном повседневном партнерстве с ребенком. 
 
Такое взаимодействие педагогов с родителями должно строиться как обычная содержательная работа, а не как массовое, зрелищное мероприятие. 
 
Учитывая, что у взрослых нет лишнего времени, эту работу надо сделать компактной, но эффективной. Было бы неоправда-но для каждой игрушки или развивающего материала создавать ситуации, привлекающие внимание родителей. 
 
Здесь мы усматриваем другой выход. В каждом виде детской деятельности есть некоторые ключевые точки ее усложнения. Как правило, они связаны с освоением детьми нового типа предметов (материалов), который поддерживает новые, более сложные способы деятельности. Такие предметы (материалы) в определенном смысле универсальны; они таят в себе множество возможностей их использования и как бы традиционно входят в жизнь ребенка. Однако кажущееся естественным присутствие этих простых предметов в каждом доме приводит к тому, что взрослые перестают замечать их развивающее значение, стремясь, вслед за сиюминутными движениями моды, к новым, экзотическим материалам, хотя развивающее значение последних неизмеримо ниже, а зачастую и вовсе отсутствует. 
 
Говоря о развивающем значении простых вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля с его "дарами"; ведь они не случайно остались в педагогике как "след" его системы. Конечно, в соответствии с современными научными знаниями, таких значимых для развития дошкольника предметов (материалов) мы в настоящее время найдем побольше. 
 
Можно привести примеры предметов (материалов), ключевых для разных видов детской деятельности: кукла и игровой макет - для игровой; пирамидка и мозаика -для познавательно-исследовательской; пластилин и конструктор - для продуктивной; мяч и скакалка - для двигательной активности и т.п. 
 
Определив для каждого вида деятельности небольшой круг ключевых предметов (материалов), необходимо построить вокруг них ключевые ситуации, в которые педагоги будут вовлекать родителей, открывая для них развивающие возможности этих предметов. 
 
Конкретная форма ключевых ситуаций зависит от специфики каждого вида деятельности. Например, это может быть непосредственное "втягивание" родителей в совместную деятельность с детьми (в сюжетную игру, рисование, конструирование), обсуждение с детьми и родителями продуктов детской деятельности и т.п. 
 
Характерной чертой этих ключевых ситуаций должна быть их камерность - расчет на очень небольшую подгруппу родителей (возможно, даже одного), чтобы голос каждого мог быть услышан. Еще одна характерная черта - лаконичность ключевых ситуаций. Следует придерживаться принципа: одна ключевая ситуация - один предмет (материал), чтобы родители могли "почувствовать" его. Чрезмерная перегруженность ситуации информацией может привести к распылению внимания и к нулевому эффекту. 
 
Выделив и описав такие ключевые ситуации, мы дали бы хорошую подсказку воспитателям для налаживания сотрудничества с семьей. 
 
Более того, ключевые ситуации могут быть адаптированы и для специалистов детского сада: педагогов по изобразительной деятельности, по физическому воспитанию, психологов. Это поможет более широко привлекать специалистов к работе с родителями, которой они обычно избегают из-за недостаточной методической оснащенности. 
 
Предлагая такой подход, мы имеем в виду не замену (а тем более разрушение) традиционных форм взаимодействия детского сада с семьей, а кропотливую работу по постепенному формированию новых традиций, уравновешивающих ранее сложившиеся.

Педсовет "Современные  проблемы взаимодействия детского сада и семьи"


Автор: Administrator   

30.09.2011 17:24

"Дошкольное  детство" - уникальный период в  жизни человека, когда формируется  здоровье, осуществляется развитие  личности.

В то же время  это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости  от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и  Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка".

Поэтому необходим  активный курс на создание единого  пространства развития ребёнка, как  в ДОУ, так и в семье.

Педагог в ДОУ должен работать таким  образом, чтобы родитель смог:

  • Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребёнка;
  • Достичь понимания того, что нельзя ребёнка сравнивать с другими детьми;
  • Узнать сильные и слабые стороны развития ребёнка и учитывать их;
  • Быть эмоциональной поддержкой ребёнку.

За тысячелетнюю историю человечества сложились  две ветви воспитания подрастающего  поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья  или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям.

Между тем, современная  наука располагает многочисленными  данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду или школе.

Для обеспечения  благоприятных условий жизни  и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Идея взаимосвязи  общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в "Концепции дошкольного воспитания", "Положение о дошкольном образовательном учреждении", Законе "Об образовании" и др.

Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они  обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте".

В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного  учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и  консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:

  1. Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
  2. Просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников.

Для определения  перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводились  анкетирование родителей, опросы.

Родителям была предложена анкета, проанализировав  которую мы увидели следующие  результаты.

Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:

  • 60% родителей пользуются своей интуицией
  • 46% пользуются педагогической литературой и литературой по психологии
  • 40% берут информацию у воспитателей.

Малым доверием пользуются консультации педагога (это  объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей.

От детского сада родители хотели бы получить:

  • 86% максимально полную информацию от ребёнка
  • 48% советы по общению с ребёнком
  • 22% советы психолога.

Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать  в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с  родителями других детей.

Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при  воспитании детей.

  • 31% - ребёнок плохо ест
  • 20% - не слушается родителей
  • 13% - родители проявляют неуверенность в себе, испытывают страхи.
  • Но за помощью к педагогам детского сада родители обращаются только в 35%, 58% - не обращаются, потому что:
  • 33% считают, что справятся сами
  • 17% не придают особого значения этим трудностям
  • 13% считают это неудобным, так как подобного рода консультации не входят в обязанности педагога.

Безусловно, что  решение этих сложных и многоплановых  вопросов не произойдёт само по себе. Для  этого необходима систематическая  и целенаправленная работа. 

 

 

 

Вот мы и плавно перешли ко второму направлению  взаимодействия с семьёй – это  просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами  необходимо знакомить родителей, чтобы  повысить их правовую культуру.

При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.

 

Повышение правовой культуры родителей

   
           

Декларация  прав ребёнка (1959г.) -10 принципов провозглашают  права детей на имя, гражданство, материнское обеспечение, соц. защиту и др.

 

Конвенция ООН  о правах ребёнка (1989г.) – 54 статьи указывают  права ребёнка с правами и  обязанностями родителей

           

 
 

Семейный кодекс РФ

 

Закон «Об образовании»

             

Изучение Конституции  РФ в части прав и обязанно-стей родителей и детей

 

Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии;

   
             

Повышение педагогической культуры родителей


Осуществляется  по следующим направлениям

Изучение закономерностей  развития ребёнка (особен-ностей физического и пси-хического развития на раз-ных возрастных этапах)

 

Знакомство  с современны-ми системами семейного  воспитания

           
 

Пропаганда  здорового образа жизни

   
           

Содействие  в приобщении де-тей к культурным и духовным ценностям


II. "Деловая  игра"

Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.

Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.

Ход игры.

1 часть.Теоретическая.

Вопросы для  первой группы:

  1. Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
  2. Перечислите формы работы с родителями.
  3. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
  4. Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?

Вопросы для  второй группы:

  1. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
  2. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
  3. Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
  4. В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
  • В его присутствии
  • Без него
  • В присутствии всех членов семьи

2 часть.

Если мы обратимся  к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают  что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума).

Поэтому работу с родителями мы разделим на два  блока: педагогическое просвещение  родителей и включение родителей  в деятельность ДОУ.

Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.

Блоки

Задачи

Формы

Педагогическое  просвещение родителей

Повышение педагогической грамотности родителей

Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация

Включение родителей  в деятельность ДОУ

Создание условий  для включения родителей в  планирование, организацию и контроль за деятельностью ДУ

Соревнования, кружки, выпуск Газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия


3 часть. Игровое упражнение "Современная  семья – какая она?"

Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.

Ход проведения.

  • Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
  • Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
  • Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
  • (Ведущий педагогического совета подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)

4 часть. Решение педагогических ситуаций.

Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.

  1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась. Вы выполнили бы просьбу родителя? Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
  2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика. Как Вы начнёте беседу?
  3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести. Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
  4. Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.Как вы будете просить родителей о помощи? А если они станут отказываться, какими будут Ваши действия?

5 часть  Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".

Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.

Ход упражнения.

Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись  в течении регламентированного  времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.

Содержание  текста на карточках.

Для первой группы.

  1. Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
  2. Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
  3. С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
  4. Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
  5. Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
  6. Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.

Для второй группы.

1. Трансляция  родителям положительного образа  ребёнка.

Цель: установление доверительных отношений с родителями

2. Трансляция  родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье.

Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству.

3. Ознакомление  с проблемами семьи в воспитании  ребёнка.

Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству.

4. Совместное  исследование и формирование  личности ребёнка.

Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами

6 часть. Подведение итогов.

"Ребёнок  должен с радостью идти в  детский сад и радостно возвращаться  домой. Нужно, чтобы ребёнку в детском саду было весело, хорошо, интересно, чтобы он дружил с ребятами, знал, что дома его ждут любящие взрослые".

Решение задач  сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом просвещении родителей; изучали  семьи, их воспитательные возможности; вовлечение родителей в образовательную работу детского сада.

Решение педсовета:

  1. С помощью анкетирования выявить темы, с которыми родители хотели бы ознакомиться в будущем году.
  2. Учитывая данные анкетирования разработать перспективный план работы с родителями на 2006-2007 уч. год
  3. Разработать конспект родительского собрания по итогам года. Провести итоговое родительское собрание.
  4. Оформить паспорт семьи.
  5. Сделать подборку нормативно-правовых документов для повышения правовой культуры родителей

Примерные ответы

1. Что такое  работа с родителями?

Работа с  родителями – это сложная и  важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в  семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.

2. Какие основные  задачи стоят перед дошкольным  учреждением по работе с родителями?

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  • Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии

3. Формы работы  с родителями.

I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей

  • родительские собрания
  • конференции
  • консультации
  • вечера для родителей
  • кружки для родителей
  • школа для родителей
  • клубы по интересам

- совм. мероприятии  педагогов, родителей и детей

  • Дни открытых дверей
  • кружки
  • КВН. викторины
  • Совместное творчество
  • праздники
  • род. собрания
  • выпуск Газеты
  • концерты
  • соревнования

2. Индивидуальные

  • беседы
  • посещения на дому
  • выполнение индивидуальных поручений

3. Наглядно-информационные

  • информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
  • информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование)

4. Анкетирование.  Что это такое? Назовите положительные  и отрицательные стороны анкетирования.

Слово "анкета" в переводе с французского языка  означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов  заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования  можно узнать состав семьи, особенности  семейного воспитания, положительныё  опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах  воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.

Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.

Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.

5. Посещение  на дому. В каких случаях целесообразно  посетить семью?

Особого внимания требуют:

  • дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
  • дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
  • дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
  • застенчивые дети

Посещение семьи  ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий  воспитания.

Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.

Не задавая  прямых вопросов взрослым, воспитатель  может выяснить:

  • микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
  • семейный уклад (есть ли традиции, какие)
  • организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.

6. Работа с  трудными семьями. Какую семью  Вы считаете трудной? Есть ли  у Вас такие семьи? Какую  работу необходимо проводить  с трудными семьями?

Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)

Другой тип  семьи – внешне благополучный, где  родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

7. Считаете ли  Вы эффективными такие формы  работы с родителями, как День  открытых дверей, открытое занятие,  выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?

День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют  анкеты по результатам посещения. Пишут  отзывы, пожелания педагогам.

Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.

Сотрудничество  педагогов и родителей позволяет  лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в  разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.

Интересной  формой сотрудничества может стать  выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети.

Предварительная работа

Педагогический  диктант

1. Сформулируйте  и запишите свои личные цели  в отношении работы с родителями

  • Привлечь родителей к проблемам воспитания детей в д\с
  • Материально-хозяйственная помощь
  • Правильная организация досуга детей и родителей
  • Соблюдение всех требований воспитателя
  • Нет целей
  • Другое………

2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами  Вы пользуетесь в повседневной  работе с родителями, стараясь  улучшить их взаимоотношения с детьми

3. Какими Вы хотите  видеть отношение родителей к  себе как к профессионалу? Совпадает  ли это с тем, как реально  ведут себя родители?

4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический  персонал может научиться у  родителей?

5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться  родители у специалистов д\с?

6. Что, по-вашему, необходимо  сделать для того, чтобы семья  понимала повседневную жизнь  детского сада и активно участвовала  в ней 

Тематический  педсовет в форме устного журнала "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия"

Тенькова Алена Николаевна, Учитель

Статья  отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Подготовительная  работа

  1. Выполнение тестовых заданий по семейной педагогике и домашнему воспитанию.
  2. Оценка воспитателями своих профессиональных умений и качеств, необходимых для общения с родителями.
  3. Анкетирование родителей на тему "Соответствие работы ДОУ международным стандартам, определяющим стиль работы персонала с родителями и детьми в детском саду.
  4. Оформление для родителей материала по теме педсовета.
  5. Цикл практических занятий "Общение с родителями".
  6. Планирование и проведение мероприятий (досуги, праздники, развлечения, консультации, родительские собрания), направленных на формирование партнерских взаимоотношений между коллективом ДОУ и родителями.

Неделя открытых дверей.

Повестка  дня 

  1. Вступительное слово заведующей ДОУ.
  2. Психологический тренинг "Поиск сокровищ".
  3. Справка по итогам тематической проверки "Организация сотрудничества с родителями".
  4. Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями".
  5. Сообщение на тему "Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход".
  6. Психологическая разминка "Очень я собой горжусь".
  7. Педагогическая мастерская. Решение педагогических задач.
  8. Страничка мудрых мыслей.
  9. Деловая игра "Аукцион педагогических идей". Вынесение решения педсовета.

Ход педсовета

Вступительное слово заведующей ДОУ. Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения, обеспечению благоприятных условий для повышения педагогической культуры родителей, посредством использования разнообразных форм взаимодействия. Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ.

В настоящее  время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей  и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт.

Первая  страница. Создание обстановки эмоционального комфорта.

Педагогам, для  того чтобы они почувствовали  себя свободно, раскованно, поняли, какой  по стилю и темпу будет работа, предлагается веселая разминка "Поиск сокровищ".

Методика  проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ". Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут.

Список "сокровищ": найдите человека

  1. чей день рождения наиболее близок к сегодняшней дате;
  2. с необычным хобби или увлечением;
  3. который любит ту же еду, что и вы;
  4. который родился в этом городе;
  5. который родился дальше всех от этих мест;
  6. у которого столько же колец на руках, сколько и вас.

После того как  все участники собрались вместе, ведущий задает вопросы: "Кто нашел  человека, который живет ближе  всех?" и т. п. по списку. Завершить  задание можно обобщением: "Что интересного вы узнали друг о друге?".

Вторая  страница. Информационная.

Старший воспитатель  знакомит с итогами тематической проверки "Организация сотрудничества с родителями". Третья страница. Диагностическая.

Педагогический  тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика  проведения.

Вниманию педагогов  предлагаются несколько простых  вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".

  1. Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
  2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
  3. Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
  4. Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
  5. Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
  6. Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
  7. Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
  8. Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
  9. Верите ли Вы, что существует проблема "воспитателей и родителей" и что они разговаривают на "разных языках"?
  10. Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
  11. Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
  12. Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
  13. Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
  14. У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
  15. Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
  16. Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка  ответов: "да" - 2 очка, "иногда" - 1 очко, "нет" - О очков.  
Полученные очки суммируются и определяется, к какой категории относится испытуемый.  
30-32 очка. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 очков. Вы  замкнуты, неразговорчивы. Новая работа  и необходимость новых контактов  надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников  является для Вас сложным и  не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 очка. Вы  в известной степени общительны  и в незнакомой обстановке  чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко  наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков. У  Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем  всегда можно найти "общий  язык". Вы охотно выслушиваете  родителей, достаточно терпеливы  в общении с ними, умеете отстоять  свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 очков. Вы  бываете весьма общительны. Постоянно  стремитесь вступить в беседу  с родителями, но часто эти  беседы носят бессодержательный  характер. Вы любите бывать в  центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 очков. Вы  чрезмерно общительны. Стремитесь  стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем.  Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З очка и менее. Ваша общительность носит болезненный  характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам  никакого отношения. Беретесь судить о  проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.

Четвертая страница. Домашнее задание.

Сообщение воспитателя  на тему "Вовлечение родителей в  жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход". В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений.

Проблемы действительно  есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а  в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие  во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться  это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада.

Можно выделить пять уровней участия семей в  жизни ДОУ:

  • оказание разовой помощи;
  • участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т. п.;
  • участие в качестве постоянных добровольных помощников;
  • участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает;
  • участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только то, что строить взаимоотношения  с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

По аналогии с известной пословицей "Можно  привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить" будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу.

Начнем с  родителей.

Становясь активными  участниками "общественной" жизни  и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:

  • они могут наблюдать за своими детьми на фоне их сверстников, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребенка, научиться и дома применять подходящие методы воспитания;
  • у родителей формируется более высокая оценка достижений своих детей и гордость за них;  
    появляется возможность поработать в профессиональной среде, что может побудить к получению дополнительного образования, поступлению на какие-либо курсы или даже превратиться в постоянную работу;
  • развивается более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста; формируется правильное понимание возможностей обучения и сложностей, которые с этим связаны;
  • возникает доверие к воспитателям и другим сотрудникам детского сада;
  • делается выбор детского сада для второго ребенка;
  • родители обучаются вилам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома;
  • взрослые знакомятся с друзьями своих детей, о которых знают из рассказов сына или дочери;
  • устанавливаются длительные дружеские связи с другими родителями.

А вот что  происходит с детьми, когда они  видят своих родителей в группе:

  • в их сознании возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым;
  • присутствие и участие родителей в занятиях доставляет детям особое удовольствие, благоприятствует их успехам;
  • у ребенка наблюдается буквально взлет чувства собственного достоинства, даже если участие членов семьи носит редкий и непродолжительный характер;
  • знакомство с другими взрослыми расширяет социальный опыт и дает положительные модели для подражания;
  • дети начинают признавать полномочия других взрослых (помимо воспитателей) и относятся к ним как к источнику знаний и опыта;
  • взаимодействие с семьями детей, которые представляют разнообразные культурные традиции, создает возможность для формирования толерантности;
  • дети из неполных семей смогут частично реализовать свою потребность в общении, внимании, ласке.

А вот некоторые  положительные моменты для педагогов  и всего детского сада, которые  возникают при привлечении к  работе в группе членов семей воспитанников:

  • изменение соотношения "взрослый-ребенок" в группе. Воспитатели получают возможность проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами;
  • возможность использования увлечений, талантов, знаний и интересов родителей в процессе занятий с детьми;
  • возможность закрепления знаний, получаемых в детском саду с помощью занятий дома;
  • происходит более тесное общение между родителями;
  • родители становятся участниками процесса принятия решений по вопросам жизни детского сада;
  • возможность понять, как родители мотивируют своих детей, увидеть, как мамы и папы помогают своим малышам решать задачи;
  • возможность узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми (например, приготовление пищи, игра на музыкальных инструментах).

Кроме того, что  у педагогов формируется чувство  уважения по отношению к семьям воспитанников, это положительно влияет на формирование отношения ребенка к детскому саду.

Следовательно, привлечение  родителей и других взрослых к  работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход.

Итак, связи  между семьёй и детским садом  строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ. Вниманию педагогов предлагается "Алгоритм взаимодействия с семьей" (С. В. Глебова "Детский сад - семья: аспекты взаимодействия").

Алгоритм взаимодействия с семьей

1-я  стадия 

Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом.

2-я  стадия

Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать  в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша.

З-я  стадия

Установление  общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований.

4-я  стадия

Упрочение сотрудничества в достижении общей  цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству.

5-я  стадия

Реализация  индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка.

6-я  стадия

Совершенствование педагогического сотрудничества. Готовые рецепты не предлагаются, тщательно анализируется процесс совместной деятельности. Это стадия развития педагогического сотрудничества, где идет реализация единых педагогических воздействий. Инициатором контакта является педагог.

Пятая страница. Психологическая зарядка.

Упражнение  направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.

  1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться и подмигивая левым, потом правым глазом повторить: "Очень я собой горжусь, я на многое гожусь".
  2. Положив на лоб левую ладонь, затем правую повторять: "Я решаю любые задачи, со мною всегда любовь и удача".
  3. Потирая ладонь о ладонь повторить: "Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь богаче".
  4. Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: "Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего".
  5. Руки в стороны, кулаки сжать, делая вращения руками: "На пути у меня нет преграды, все получиться так, как надо".
  6. Руки на поясе, делая наклоны вправо - влево, повторить: "Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу".
  7. Руки на поясе наклоны вперед-назад, повторять: "Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен - и я прекрасна".
  8. Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: "Я бодра и энергична, и дела идут отлично".
  9. Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: "Вселенная мне улыбается, и все у меня получается".

Шестая  страница. Практического мастерства.

  1. Воспитателям предлагается деловая игра "Сундучок педагогических находок", в процессе которой каждый участник делится одной из своих "находок" в области организации взаимодействия с родителями (специальные памятки, "вместе изготавливаем книгу", "Модель трех вопросов", достижения детей, нетрадиционные родительские собрания и т. д.)
  2. Решение педагогических задач.

Ситуация для  анализа 

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но ...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик:

- Сам, сам!  Сам! 

Мать строго говорит:

- Сиди спокойно  и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам".

Вопросы:

  1. Правильно ли поступила мама?
  2. Каковы последствия поведения мамы?
  3. Что бы вы посоветовали маме?

Ситуации для  анализа 

Воспитатели нередко  слышат от детей своей группы во время игры:

"Будешь слушаться,  куплю это", "Будешь хорошо  кушать, свожу в зоопарк", "Это  тебе за то, что хорошо себя  вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?"

Вопросы:

Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании.

Формированию  каких поступков эти методы способствуют?

Седьмая страница. "Страница мудрых мыслей".

Педагоги обмениваются подготовленными заранее высказываниями известных педагогов прошлого и  современности, помещая их на "Дерево мудрости".

Восьмая страница. Аналитическая. "Аукцион идей". Формулировка и принятие решения педсовета.

Проект решения  педсовета.

  1. Воспитателям всех возрастных групп составить перспективный план сотрудничества с родителями воспитанников на следующий учебный год.
  2. По итогам проведения тематической проверки считать работу педагогического коллектива по взаимодействию с родителями удовлетворительной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический  совет "Общение воспитателя с  родителями вопитанников"

Попова  Наталья Евгеньевна, старший воспитатель

Статья  отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

 

Форма проведения: деловая игра.

Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

План  педсовета:

  1. Выступление старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
  2. Итоги анкетирования педагогов и родителей.
  3. Деловая игра
  4. Домашнее задание – презентация статьи в родительский уголок.

Предварительная работа:

  1. Оформление информационного листа о планируемом педсовете.
  2. Доклад старшего воспитателя «Организация совместной работы педагога с родителями воспитанников»
  3. Деловая игра.
  4. Анкетирование педагогов и родителей.

Ход педсовета

Вступление  – заведующего детского сада

Современный детский  сад помогает благополучной семье  и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с  семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем педагогическом совете мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.

Слово для выступления  предоставляется старшему воспитателю  детского сада.

1. Выступление  старшего воспитателя «Организация  совместной работы педагога с  родителями воспитанников» 

На мгновение  включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.

У педагогов  и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли  счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.

Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Нетрадиционные  формы взаимодействия с семьей важны  и для улучшения отношения  между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой  он есть, безоговорочно. Они могут  увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.

К сожалению  грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых  садов, в которых общение педагогов  с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?

Это и желание  пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.

Кому принадлежит  ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить  его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах  воспитания и нуждах семьи, быть в  курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

Все это приводит нас к понятию «профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников» .

Какого же педагога можно назвать компетентным в  сфере общения с родителями?

В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки (Приложение 1), знания (Приложение 2), умения и навыки (Приложение 3). (Приложения 1-5)

Нарисуем портрет  педагога с высоким уровнем профессиональной компетентности в сфере общения  с родителями воспитанников (Приложение 4).

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Многие педагоги испытывают затруднения в общении  с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.

Вывод однозначный: над профессиональной компетентностью  педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать. Рассмотрим примерный кодекс общения (Приложение 5)

Педагогу в  работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно  выстроить систему, в которой  обе стороны взаимодействия (детский  сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.

Слово для подведения итогов анкетирования предоставляется  педагогу-психологу нашего детского сада.

2. Анализ  анкет педагогов и родителей

В ходе подготовки к педсовету была проведена диагностика  и самодиагностика организации  общения с родителями, выявившая положительные моменты и недостатки. Для анкетирования (Приложение 6) были использованы материалы, разработанные Е.П. Арнаутовой. Задачи анкетирования: анализ самим педагогом своих профессиональных затруднений в общении с родителями и определении тематики консультативной помощи; изучить особенности понимания и приятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.

3. Деловая  игра

Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, социального педагога и педагога-психолога. Начнем нашу игру с названия команд.

Информация о работе Взаимодействие детского сада с семьей