Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 14:05, доклад
К настоящему времени в отечественной и зарубежной педагогике разработаны разнообразные формы взаимодействия детского сада с семьей. Многие из них уже показали свою эффективность. Вместе с тем имеются и нерешенные проблемы в этой области. Мы бы хотели остановиться на одной из них, а именно: как сделать домашнюю предметную среду эффективно работающей на развитие дошкольника.
Взаимодействие детского сада с семьей.
Актуальность
проблемы взаимодействия детского сада
с семьей не подлежит сомнению. Разделенность
груза ответственности за образование
ребенка, взаимодополняемость детского
сада и семьи - стратегическая линия
современного дошкольного образования.
К настоящему времени в отечественной
и зарубежной педагогике разработаны
разнообразные формы взаимодействия детского
сада с семьей. Многие из них уже показали
свою эффективность. Вместе с тем имеются
и нерешенные проблемы в этой области.
Мы бы хотели остановиться на одной из
них, а именно: как сделать домашнюю предметную
среду эффективно работающей на развитие
дошкольника.
Прежде чем
предложить один из возможных подходов
к решению этой проблемы, необходимо
остановиться на укоренившихся в детских садах направлениях
взаимодействия с семьей, на педагогических
традициях (если не сказать, предрассудках).
Первое направление - повышение уровня
педагогической компетенции родителей
через специальные лекции, семинары, пособия,
раскрывающие особенности развития ребенка-дошкольника
и предлагающие приемы соответствующей
образовательной работы. Все это очень
полезно, пока не выходит за рамки здравого
смысла и не превращается в навязчивое
стремление сделать из родителей педагогов
или психологов. Во-первых, это невозможно,
потому что у родителей есть своя работа,
которой они отдают силы и время. Во-вторых,
в исключительных случаях, когда родители
слишком погружаются в профессиональную
сферу педагогики и психологии (как правило,
на уровне "полузнайства"), жизнь
ребенка превращается в ад, поскольку
разрушается целостная эмоциональная
домашняя ситуация (ребенок и в детском
саду, и в семье оказывается под давлением
"педагогических" требований).
Второе направление - привлечение родителей
к работе детского сада посредством организации
досуговых мероприятий (дней здоровья,
совместных сезонных и тематических праздников
для взрослых и детей, семейных клубов
и т.п.). Это тоже полезная работа, но, к
сожалению, она часто вырождается в чисто
развлекательные мероприятия, критериями
успешности которых для педагогического
персонала детского сада становятся их
внешняя броскость и массовость (это и
есть превращение полезного дела в предрассудок).
На подготовку таких мероприятий тратится
много времени и сил воспитателей и детей
(если подсчитать время, затраченное на
репетиции, можно представить, сколько
содержательной жизни отнято у тех и других).
Признавая важность обоих направлений
работы, если они не превращаются в педагогические
предрассудки, хотелось бы обратить внимание
еще на одно возможное направление взаимодействия
детского сада с семьей, которое может
помочь в решении поставленной проблемы.
Казалось бы, какое тут особое направление.
Если родители не имеют представления
о том, как организовать предметную развивающую
среду дома, можно предложить им рекомендации,
содержащие перечни материалов. Однако
практика показывает, что такие перечни
- необходимое, но не достаточное условие.
Важно, чтобы эти материалы "заработали".
Действительно, во многих семьях предметные
материалы, предназначенные для развития
дошкольника, имеются, но они не задействованы
в полную силу. Обычно родители, снабдив
ребенка игрушками и развивающими пособиями,
считают, что их миссия выполнена ("пусть
играет").
Задача детского сада, порекомендовав
родителям необходимый развивающий материал,
помочь раскрыть его возможности - показать,
как можно использовать его в непосредственном
повседневном партнерстве с ребенком.
Такое взаимодействие педагогов с родителями
должно строиться как обычная содержательная
работа, а не как массовое, зрелищное мероприятие.
Учитывая, что у взрослых нет лишнего времени,
эту работу надо сделать компактной, но
эффективной. Было бы неоправда-но для
каждой игрушки или развивающего материала
создавать ситуации, привлекающие внимание
родителей.
Здесь мы усматриваем другой выход. В каждом
виде детской деятельности есть некоторые
ключевые точки ее усложнения. Как правило,
они связаны с освоением детьми нового
типа предметов (материалов), который поддерживает
новые, более сложные способы деятельности.
Такие предметы (материалы) в определенном
смысле универсальны; они таят в себе множество
возможностей их использования и как бы
традиционно входят в жизнь ребенка. Однако
кажущееся естественным присутствие этих
простых предметов в каждом доме приводит
к тому, что взрослые перестают замечать
их развивающее значение, стремясь, вслед
за сиюминутными движениями моды, к новым,
экзотическим материалам, хотя развивающее
значение последних неизмеримо ниже, а
зачастую и вовсе отсутствует.
Говоря о развивающем значении простых
вещей, не мешает вспомнить Фридриха Фребеля
с его "дарами"; ведь они не случайно
остались в педагогике как "след"
его системы. Конечно, в соответствии с
современными научными знаниями, таких
значимых для развития дошкольника предметов
(материалов) мы в настоящее время найдем
побольше.
Можно привести примеры предметов (материалов),
ключевых для разных видов детской деятельности:
кукла и игровой макет - для игровой; пирамидка
и мозаика -для познавательно-
Определив для каждого вида деятельности
небольшой круг ключевых предметов (материалов),
необходимо построить вокруг них ключевые
ситуации, в которые педагоги будут вовлекать
родителей, открывая для них развивающие
возможности этих предметов.
Конкретная форма ключевых ситуаций зависит
от специфики каждого вида деятельности.
Например, это может быть непосредственное
"втягивание" родителей в совместную
деятельность с детьми (в сюжетную игру,
рисование, конструирование), обсуждение
с детьми и родителями продуктов детской
деятельности и т.п.
Характерной чертой этих ключевых ситуаций
должна быть их камерность - расчет на
очень небольшую подгруппу родителей
(возможно, даже одного), чтобы голос каждого
мог быть услышан. Еще одна характерная
черта - лаконичность ключевых ситуаций.
Следует придерживаться принципа: одна
ключевая ситуация - один предмет (материал),
чтобы родители могли "почувствовать"
его. Чрезмерная перегруженность ситуации
информацией может привести к распылению
внимания и к нулевому эффекту.
Выделив и описав такие ключевые ситуации,
мы дали бы хорошую подсказку воспитателям
для налаживания сотрудничества с семьей.
Более того, ключевые ситуации могут быть
адаптированы и для специалистов детского
сада: педагогов по изобразительной деятельности,
по физическому воспитанию, психологов.
Это поможет более широко привлекать специалистов
к работе с родителями, которой они обычно
избегают из-за недостаточной методической
оснащенности.
Предлагая такой подход, мы имеем в виду
не замену (а тем более разрушение) традиционных
форм взаимодействия детского сада с семьей,
а кропотливую работу по постепенному
формированию новых традиций, уравновешивающих
ранее сложившиеся.
Педсовет "Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи" |
|
|
|
Автор: Administrator | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.09.2011 17:24 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течении которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем. В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье. Педагог в ДОУ должен работать таким образом, чтобы родитель смог:
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная
наука располагает Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармонической личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи. Идея взаимосвязи
общественного и семейного Так, в законе "Об образовании" записано, что "родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте". В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Ещё Н.К.Крупская в своих "Педагогических сочинениях" писала: "Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада". Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н.К.Крупская, является то, что детский сад служит "организующим центром" и "влияет …на домашнее воспитание", поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. "…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила". Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать. Основными направлениями взаимодействия с семьёй являются:
Исходя из этих направлений, и осуществляется работа по взаимодействию с семьями дошкольников. Для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации проводились анкетирование родителей, опросы. Родителям была предложена анкета, проанализировав которую мы увидели следующие результаты. Отношение родителей к источникам информации, откуда они подчерпывают её:
Малым доверием пользуются консультации педагога (это объясняется тем, что психолог работает в детском саду первый месяц), советы других родителей, друзей. От детского сада родители хотели бы получить:
Мало заинтересованы родители в том, чтобы участвовать в самодеятельности детского сада, возможность большего общения с родителями других детей. Далее мы попытались определить трудности, которые испытывают родители при воспитании детей.
Безусловно, что решение этих сложных и многоплановых вопросов не произойдёт само по себе. Для этого необходима систематическая и целенаправленная работа.
Вот мы и плавно перешли ко второму направлению взаимодействия с семьёй – это просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры. Давайте сейчас вместе с вами попробуем определить, с какими нормативными документами необходимо знакомить родителей, чтобы повысить их правовую культуру. При ООН создан детский фонд – ЮНИСЭФ, который стал впервые осуществлять защиту прав ребёнка. Этим фондом был создан ряд документов.
Осуществляется по следующим направлениям
II. "Деловая игра" Цель: формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями; оптимальные пути разрешения конфликтов; поиск новых способов поведения в контактах с родителями; приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива. Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа. Ход игры. 1 часть.Теоретическая. Вопросы для первой группы:
Вопросы для второй группы:
2 часть. Если мы обратимся к вашим педагогическим диктантам, то мы увидим, что 75% педагогов считают что, чтобы семья понимала повседневную жизнь детского сада и активно в ней участвовала необходимо как можно чаще "включать родителей" в деятельность дошкольного учреждения, т.е. чтобы они принимали активное участие в работе ДОУ. А по анкетам родителей мы видим, что им не хватает специальных педагогических знаний (педминимума). Поэтому работу
с родителями мы разделим на два
блока: педагогическое просвещение
родителей и включение Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в первом и втором блоке. Запишите их.
3 часть. Игровое упражнение "Современная семья – какая она?" Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия. Ход проведения.
4 часть. Решение педагогических ситуаций. Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
5 часть Игровое упражнение "Определи логическую последовательность". Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей. Ход упражнения. Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор. Содержание текста на карточках. Для первой группы.
Для второй группы. 1. Трансляция
родителям положительного Цель: установление доверительных отношений с родителями 2. Трансляция родителям знаний, которые не6 могли быть получены ими в семье. Цель: ознакомление с проблемами семьи в воспитании ребёнка, формирование и подкрепление установки к сотрудничеству. 3. Ознакомление
с проблемами семьи в Цель: дать возможность родителям проявить свою готовность к сотрудничеству. 4. Совместное исследование и формирование личности ребёнка. Цель: воспитание доверия между родителями и педагогами 6 часть. Подведение итогов. "Ребёнок
должен с радостью идти в
детский сад и радостно Решение задач
сотрудничества требует, чтобы педагоги
участвовали в психолого- Решение педсовета:
Примерные ответы 1. Что такое работа с родителями? Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей. 2. Какие основные
задачи стоят перед дошкольным
учреждением по работе с
3. Формы работы с родителями. I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
- совм. мероприятии педагогов, родителей и детей
2. Индивидуальные
3. Наглядно-информационные
4. Анкетирование.
Что это такое? Назовите Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов. Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены). При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки. Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями. 5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью? Особого внимания требуют:
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания. Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма. Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями? Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию) Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно. Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми. 7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям? День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам. Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка. Сотрудничество
педагогов и родителей Интересной формой сотрудничества может стать выпуск Газеты. В создании газеты участвуют администрация д\с, педагоги, специалисты, родители и дети. Предварительная работа Педагогический диктант 1. Сформулируйте
и запишите свои личные цели
в отношении работы с
2. Напишите, пожалуйста, какими способами, методами, приёмами Вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми 3. Какими Вы хотите
видеть отношение родителей к
себе как к профессионалу? 4. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, педагогический персонал может научиться у родителей? 5. Напишите, пожалуйста, чему, на Ваш взгляд, могут научиться родители у специалистов д\с? 6. Что, по-вашему, необходимо
сделать для того, чтобы семья
понимала повседневную жизнь
детского сада и активно Тематический педсовет в форме устного журнала "Детский сад и семья: аспекты взаимодействия" Тенькова Алена Николаевна, Учитель Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями Подготовительная работа
Неделя открытых дверей. Повестка дня
Ход педсовета Вступительное слово заведующей ДОУ. Уважаемые коллеги! Наш педсовет посвящен решению одной из годовых задач дошкольного учреждения, обеспечению благоприятных условий для повышения педагогической культуры родителей, посредством использования разнообразных форм взаимодействия. Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-либо учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Современная семья все чаще нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических: Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Работа с семьей должна учитывать современные подходы к этой проблеме. Главная тенденция обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. Это подразумевает изменения в системе "воспитатель - родитель", требует усилий от педагогического коллектива ДОУ. В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого - К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие - говорили о необходимости приобретения родителями педагогически знаний, о важности и целенаправленности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. В этом современным родителям призваны оказать помощь педагоги дошкольных учреждений, несмотря на то, что информацию по вопросам воспитания ребенка можно получить сейчас разными путями. Это и периодические издания, и Интернет, и многочисленная популярная литература для родителей. Но только воспитатель ежедневно общается с детьми и родителями, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи. Он оказывает помощь родителям в различных формах. Однако педагоги не всегда готовы к этой деятельности в силу ряда причин. И наша сегодняшняя работа, я надеюсь, окажет вам практическую помощь в установлении контакта с родителями воспитанников, выявит трудности и имеющийся положительный опыт. Первая страница. Создание обстановки эмоционального комфорта. Педагогам, для того чтобы они почувствовали себя свободно, раскованно, поняли, какой по стилю и темпу будет работа, предлагается веселая разминка "Поиск сокровищ". Методика проведения. Участникам предлагаются карточки с перечнем "сокровищ". Нужно найти среди собравшихся соответствующего каждому пункту списка человека. Для этого они должны подходить к разным людям и опрашивать их. На эту работу отводится 5-7 минут. Список "сокровищ": найдите человека
После того как
все участники собрались Вторая страница. Информационная. Старший воспитатель знакомит с итогами тематической проверки "Организация сотрудничества с родителями". Третья страница. Диагностическая. Педагогический тренинг "Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями". Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению. Методика проведения. Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно "да", "нет", "иногда".
Оценка
ответов: "да" - 2 очка, "иногда"
- 1 очко, "нет" - О очков. 25-29 очков. Вы
замкнуты, неразговорчивы. Новая работа
и необходимость новых 19-24 очка. Вы
в известной степени 14-18 очков. У
Вас нормальная 9-13 очков. Вы
бываете весьма общительны. Постоянно
стремитесь вступить в беседу
с родителями, но часто эти
беседы носят 4-8 очков. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами. З очка и менее.
Ваша общительность носит Четвертая страница. Домашнее задание. Сообщение воспитателя на тему "Вовлечение родителей в жизнь группы, как средство создания дополнительных возможностей для всех участников образовательного процесса, позволяющих реализовать индивидуальный подход". В настоящее время, помимо финансовых и прочих материальных отношений, участие родителей в жизни группы во многом остается декларативным. Проблема не только в занятости или пассивности мам и пап, но и в самих педагогах. Некоторые из них вовсе не желают ежедневно видеть родителей в группе, объясняя это тем, что дети ведут себя неадекватно (без родителей они лучше), что не нужен контролер (и так одни проверяющие), что другие дети начинают капризничать, что родители не умеют общаться с детьми. Кроме того, существует реальная проблема нехватки времени, ощущение собственной несостоятельности у некоторых педагогов, - все это в совокупности может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений. Проблемы действительно есть, но их суть не в том, что родители не нужны или дети не адекватны, а в том, что мы, педагоги, не готовы и не умеем использовать их присутствие во благо детям, себе и самим родителям. Правильнее не отказываться, а учиться это делать, понимая, что участие родителей в жизни детского сада идет на пользу всем - детям, воспитателям, родителям, престижу профессии и детского сада. Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:
Выделение
уровней не означает, что каждая
семья в процессе взаимодействия
с детским садом будет По аналогии с известной пословицей "Можно привести лошадь на водопой, но нельзя заставить пить" будем помнить, что нельзя заставить принять полезность, можно только "вырастить" желание получить пользу. Начнем с родителей. Становясь активными участниками "общественной" жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя "хорошими родителями", поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения. Присутствие в группе родителей имеет для них следующие плюсы:
А вот что
происходит с детьми, когда они
видят своих родителей в
А вот некоторые
положительные моменты для
Кроме того, что
у педагогов формируется Следовательно, привлечение родителей и других взрослых к работе с детьми в группе создает дополнительные возможности для всех участников образовательного процесса и позволяет, наконец-то, реализовать сложный, с точки зрения педагогов, индивидуальный подход. Итак, связи между семьёй и детским садом строятся на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ. Вниманию педагогов предлагается "Алгоритм взаимодействия с семьей" (С. В. Глебова "Детский сад - семья: аспекты взаимодействия"). Алгоритм взаимодействия с семьей 1-я стадия Поиск контактов при первой встрече. Воспитатель должен проявить высокий педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, важно не оттолкнуть непродуманным вопросом. 2-я стадия Обсуждается, что необходимо развивать и воспитывать в ребенке, подчеркивать его индивидуальность, неповторимость. На этом этапе уже можно осторожно заговорить о нежелательных проявлениях в поведении малыша. З-я стадия Установление общих требований к воспитанию ребенка. Педагог побуждает родителей высказать свои взгляды на воспитание ребенка, выслушивает мнение родителей об используемых ими методах, даже если оно ошибочно. Не опровергает, а предлагает свои способы воздействия, призывает объединить усилия для выработки единых требований. 4-я стадия Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Согласившись на совместное сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи. Возможны споры, разногласия. Важно, чтобы они не помешали дальнейшему сотрудничеству. 5-я стадия Реализация индивидуального подхода. Педагог не демонстрирует свою всесильность, а доверительно сообщает о своих сомнениях, затруднениях, спрашивает совета у родителей и прислушивается к ним. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных, в том числе и на перевоспитание ребенка. 6-я стадия Совершенствование
педагогического Пятая страница. Психологическая зарядка. Упражнение направлено на овладение приемами релаксации и концентрации, способствующими повышению энергетического потенциала. Проводит музыкальный руководитель.
Шестая страница. Практического мастерства.
Ситуация для анализа Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но ...наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, "эту бесцельную возню", быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребенку колготы. Малыш поднимает крик: - Сам, сам! Сам! Мать строго говорит: - Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь "сам". Вопросы:
Ситуации для анализа Воспитатели нередко слышат от детей своей группы во время игры: "Будешь слушаться, куплю это", "Будешь хорошо кушать, свожу в зоопарк", "Это тебе за то, что хорошо себя вел" и т. д. Встречая родителей, дети сообщают, что хорошо себя вели, слушались, помогали малышам и тут же спрашивают: "А что ты мне за это купишь?" Вопросы: Каково ваше мнение о педагогической ценности подкупа, задабривания, применяемого некоторыми родителями в воспитании. Формированию каких поступков эти методы способствуют? Седьмая страница. "Страница мудрых мыслей". Педагоги обмениваются
подготовленными заранее Восьмая страница. Аналитическая. "Аукцион идей". Формулировка и принятие решения педсовета. Проект решения педсовета.
|
Педагогический совет "Общение воспитателя с родителями вопитанников"
Попова Наталья Евгеньевна, старший воспитатель
Статья отнесена к разделу: Работа с дошкольниками, Работа с родителями
Форма проведения: деловая игра.
Цель: Повысить уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
План педсовета:
Предварительная работа:
Ход педсовета
Вступление – заведующего детского сада
Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.
Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. И сегодня на нашем педагогическом совете мы обсудим профессиональную компетентность педагога в сфере общения с родителями.
Слово для выступления предоставляется старшему воспитателю детского сада.
1. Выступление
старшего воспитателя «
На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто не возможно.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями. Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщенным и интересным. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой — ищут и стремятся внедрять новые, эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей.
Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.
Нетрадиционные формы взаимодействия с семьей важны и для улучшения отношения между родителями и детьми. Родители учатся любить ребенка таким, какой он есть, безоговорочно. Они могут увидеть ребенка в обстановке, отличной от семейной, наблюдать за его общением со сверстниками, педагогами.
К сожалению грустная картина, которая была нарисована вначале, характерна для некоторых садов, в которых общение педагогов с родителями строится на взаимных претензиях. Да, трудностей на самом деле в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению. Из чего же складывается успех общения?
Это и желание пойти на контакт, наладить отношения, помочь друг другу, увидеть в другом равного себе партнера, услышать его, признать право другого на иную позицию и понять эту позицию. Общение будет успешным, если оно содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторон темах, если каждая из них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.
Все это приводит
нас к понятию «
Какого же педагога можно назвать компетентным в сфере общения с родителями?
В содержание профессиональной компетентности входят следующие личностные качества и установки (Приложение 1), знания (Приложение 2), умения и навыки (Приложение 3). (Приложения 1-5)
Нарисуем портрет
педагога с высоким уровнем
Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.
Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто-то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе.
Вывод однозначный:
над профессиональной компетентностью
педагогов в общении с
Педагогу в работе с семьей и в психолого-педагогическом просвещении родителей важно выстроить систему, в которой обе стороны взаимодействия (детский сад и семья) становятся равноправными, равноценными и автономными партнерами в обеспечении всестороннего развития ребенка. Это достаточно сложно, поскольку воспитатель в ситуации взаимодействия должен выступать в двух ролях: как «официальное лицо» - представитель образовательного учреждения и как доверительный собеседник, с которым поделиться, не опасаясь осуждения.
Слово для подведения итогов анкетирования предоставляется педагогу-психологу нашего детского сада.
2. Анализ анкет педагогов и родителей
В ходе подготовки к педсовету была проведена диагностика и самодиагностика организации общения с родителями, выявившая положительные моменты и недостатки. Для анкетирования (Приложение 6) были использованы материалы, разработанные Е.П. Арнаутовой. Задачи анкетирования: анализ самим педагогом своих профессиональных затруднений в общении с родителями и определении тематики консультативной помощи; изучить особенности понимания и приятия педагогами взаимодействия с родителями как диалога равноправных партнеров.
3. Деловая игра
Для проведения игры нам нужно разбиться на две команды. Наша деловая игра будет состоять из пяти частей: разминки, решения педагогических ситуаций, упражнений на развитие коммуникативности педагога, презентации статьи в родительский уголок и «банка идей» педсовета. За каждую часть игры командам будут выставляться баллы. Для игры нам понадобится экспертная комиссия в составе заведующего, социального педагога и педагога-психолога. Начнем нашу игру с названия команд.