Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:09, контрольная работа
Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.
Введение 3
1. Трудовая занятость и её обеспечение
1.1Формы трудовой занятости…………………………………………………… 5
2. Рынок труда: отечественный и зарубежный опыт………..........................6
2.1. Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования .10
Заключение …17
Список использованной литературы ..19
Содержание
Введение 3
1. Трудовая занятость и её обеспечение 4
1.1Формы трудовой занятости…………………………………………………… 5
2. Рынок труда: отечественный
и зарубежный опыт……….......................
2.1. Взаимодействие рынка труда и системы
Заключение …17
Список использованной литературы ..19
Введение
При смене политической и экономической формации в начале 90-х годов возникла острая необходимость регулирования общественных отношений, связанных с проблемой занятости и безработицы. Именно это заставило законодателя в 1991году принять первый в истории России Закон о занятости населения – попытка каким–то образом защитить категорию граждан, оказавшейся в сложном положении. Уже в 1992 году он претерпел существенные изменения о дополнения, но и сегодня не соответствует в полной мере требованиям практики. Такое положение объяснимо. Во-первых, в теории советского трудового права правовой статус безработного не подвергался исследованию. В условиях государственной политики всеобщей и обязательной занятости государство не нуждалось в подобном законе. Во-вторых, ныне действующий закон о занятости, хотя и построен на общих международно-правовых принципах, однако в них не учитываются в должной мере наши национальные традиции трудовых отношений. В области трудовых отношений сильней, чем где бы то ни было, проявляются исторические традиции каждого народа, каждой страны. Но, тем не менее, Закон «О занятости населения в Российской Федерации» с учетом всех его положительных и отрицательных моментов живет и действует.
Проводимые в России преобразования
направлены на формирование социально
ориентированной рыночной экономики.
Одним из важных факторов, обеспечивающих
достижение этой цели, является эффективное
использование трудового
Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда и т.д. Но и очевидна не развитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий и т.д. Соблюдение социальных прав, предоставление работникам гарантий по условиям и оплате труда, противодействие росту безработицы – характерные черты организации цивилизованного рынка труда. Государство должно быть заинтересованно в экономической и социальной стабильности общества и способно своими решениями обеспечить высокий уровень правовой защиты законных интересов всех участников рынка труда. В связи с этим особо интересует вопрос социально-правовой защиты самих безработных граждан, как особой категории граждан, не сумевших противостоять сложившейся ситуации, либо по каким-то другим обстоятельствам, оказавшимся в таком положении.
1. Трудовая занятость и ее обеспечение
Среди крупных социально-экономических и правовых проблем в России, требующих нового осмысления и практического решения, безусловно, находятся вопросы трудовой занятости населения и ее обеспечения. В законодательстве, к сожалению, до сих пор отсутствует легальное определение «обеспечение трудовой занятости», много сомнений в отношении понятия «занятость», а в науке пока нет единого взгляда на суть этих вопросов.
Занятость – это естественное неотъемлемое состояние любого человека, означающее «делать что-то», «занятие» и т. д.
В отношениях между гражданами, государством и иными субъектами, занятость выступает (проявляется) в различных формах или видах. Прежде всего, следует выделять легальные и нелегальные формы (виды) занятости. В зависимости от различных критериев классификации они могут быть подразделены на самостоятельные различные формы (виды), а те, в свою очередь, на дробные формы и виды.
Трудовая занятость – это занятость граждан в сфере общественного и личного труда в не противоречащих законодательству формах и как направленная на получение заработка (трудового дохода) или иного вознаграждения, так и не имеющая такой цели.
Из приведенного определения
видно, что нужно различать, в
свою очередь, как минимум два
вида (подвида) трудовой занятости (в
зависимости от ее цели). Каждый из них
имеет свои формы. Так, основными
формами второго вида являются: воспитание
детей, уход за больным членом семьи,
благотворительная
.
1.1 Формы трудовой занятости
Формы трудовой занятости в экономическом значении – это установленные законом (или, во всяком случае, не противоречащие ему) сферы приложения труда, показывающие, где и как граждане реализуют право на труд. Ими, например, являются: работа по найму в организациях независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования; предпринимательская деятельность; членство в производственных кооперативах (артелях); занятость в подсобных промыслах с реализацией продукции по договорам; ведение крестьянского (фермерского) хозяйства и другое.
Приведенное определение
трудовой занятости в сфере производства
или в экономическом значении
в принципе одновременно является и
понятием полной трудовой занятости. Полагаем,
что основное отличие между ними
состоит лишь в степени удовлетворения
потребности трудоспособного
Термин «обеспечение занятости» встречается достаточно часто в действующем законодательстве. Употребляется он и в литературе, однако практически почти нигде не расшифровывается.
С экономической точки
зрения структура занятости
Вот почему, на наш взгляд,
если под обеспечением занятости
понимать все то, что направлено
на ее достижение, то применительно
к приведенной структуре
Теперь постараемся выделить
границы обеспечения занятости
в воспроизводственном процессе
рабочей силы. Он, как известно, характеризуется
единством его фаз –
Конечно, отнесение к категории «обеспечение занятости» только двух элементов структуры занятости (привлечение и высвобождение трудовых ресурсов) и нескольких фаз воспроизводства рабочей силы (формирование и обмен) весьма условно и вовсе не означает, что отношения по обеспечению занятости не возникают в собственно занятости и на фазе использования рабочей силы. Здесь также необходимы меры, направленные на сохранение, содействие и поддержание уже достигнутой занятости в процессе использования трудовых ресурсов.
2. Рынок труда: отечественный
и зарубежный опыт.
Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.
Внимание, уделяемое зарубежными
странами активным программам на рынке
труда, и перераспределение
Исходя из вышесказанного, полезным представляется обзор тех мероприятий активной позиции занятости на рынке труда, которые используются в зарубежных странах, а также краткий анализ того, насколько возможно применение аналогичных мер на рынке труда России. Начать рассмотрение хотелось бы с наиболее очевидной, но вместе с тем одной из самых эффективных мер содействия в трудоустройстве, осуществляемого специализированной общенациональной службой. Ее основная задача - сокращение времени поиска вакансий, безработными и работников предпринимателями, а также уменьшение несоответствия между трудящимися и рабочими местами. Служба занятости способствует тому, чтобы работодатели наняли людей, оптимально подходящих их требованиям, а работники нашли место с лучшими условиями труда и/или более высокой заработной платой.
Таким образом, главной обязанностью
бюро по трудоустройству является обеспечение
встречи покупателей и
Интересен опыт Франции, где
агентства занятости организуют
специальные кружки для безработных,
проводящие 2-3 раза в неделю занятия
на тему «Как искать работу», на которых
обсуждаются различные варианты
предстоящих переговоров с