Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования - отечественный и зарубежный опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 12:09, контрольная работа

Краткое описание

Переход России к рыночному пути развития неизбежно привел к появлению безработицы, являющейся неотъемлемой чертой рыночной экономики. В этих условиях мы должны изучать и применять богатый опыт зарубежных стран по сокращению безработицы и смягчению ее последствий, говорящий о том, что на рынке труда совершенно необходимым является позиция активной занятости, основная цель которой заключается в содействии скорейшему возвращению безработных к активному труду путем таких разнообразных мер, как помощь в трудоустройстве, дополнительное содействие занятости для лиц с ограниченными возможностями на рынке труда, организация общественных работ и временной занятости, развитие предпринимательства и самозанятости, профессиональное обучение и консультирование.

Содержание

Введение 3
1. Трудовая занятость и её обеспечение
1.1Формы трудовой занятости…………………………………………………… 5
2. Рынок труда: отечественный и зарубежный опыт………..........................6
2.1. Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования .10
Заключение …17
Список использованной литературы ..19

Вложенные файлы: 1 файл

МАЛЫШЬ ТВОЕЕЕЕЕ ТУТ!!!!.docx

— 51.02 Кб (Скачать файл)

Данные программы разрабатываются  и принимаются на уровне законодательных  органов или осуществляются путем  совместного участия государства  и предпринимателей в организации  профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Они ориентированы, в первую очередь, на лиц, потерявших работу в  связи с тем, что их прежняя  профессия устарела, на тех, кто не может больше трудиться по своей  специальности из-за болезни, на молодежь, не получившую необходимого профессионального  образования, на женщин-домохозяек, решивших вернуться на рынок рабочей силы. Обычно кандидатов для прохождения обучения подыскивает государственная служба занятости. Она же устраивает учебу и предоставляет стипендии. Профессиональная подготовка может проходить в специальных центрах или в рамках программ непрерывного обучения на предприятии. В центрах учеба строится так, чтобы обеспечить людей профессией широкого профиля. Ее высокая эффективность гарантируется применением индивидуальных планов, учитывающих способности и знания каждого учащегося, модульным принципом построения учебных программ и современным оборудованием мастерских, включая компьютеры. Для составления учебных курсов привлекаются ведущие специалисты университетов и промышленных фирм. Оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для работников их класса в частном секторе. Общая продолжительность обучения варьируется от нескольких недель до 3 лет в зависимости от степени сложности профессии и индивидуальной подготовки и возможностей ученика. Такие центры могут быть как государственными, так и частными.

3. Взаимодействие рынка  труда и системы профессионального  образования.

Сейчас всемерно стимулируется  участие работодателей в профессиональной подготовке трудящихся. Так, законодательством  Франции предусмотрено, что предприятия, имеющие 10 и более наемных работников, должны выделять на эти цели 1,2 процента от фонда заработной платы. Аналогичные  меры действуют и в других странах (Великобритания, Италия, Швеция). «Закон о совместной профессиональной подготовке», принятый в США в 1982г., ставит обучение в тесную связь с частными компаниями. Представители бизнеса организуются через Частные отраслевые советы для управления программой и выделения специфических профессий, необходимых для каждого региона в отдельности, чтобы безработные могли получить навыки, в наибольшей степени соответствующие нуждам предпринимателей. Самым эффективным подходом является профессиональная подготовка на рабочем месте, которая включает соглашение с работодателем о проведении обучения людей на фирме с гарантией последующего найма тех, кто успешно закончит курс. Главное преимущество этого метода, конечно, возможность трудоустройства. В то же время при обучении на рабочем месте компания обычно отбирает наиболее способных учеников, а саму профессиональную подготовку фирмы осуществляют, в основном, в периоды благоприятной экономической конъюнктуры. В Швеции местные учебные центры тоже иногда договариваются с частными предприятиями об обязательном трудоустройстве в них учащихся. Но, как правило, преобладает свободный выбор выпускниками места будущей работы, что обосновывается тем, что слишком узкая специализация учеников в интересах сиюминутных потребностей той или иной фирмы опасна, если образовательная программа будет ограничена рамками конкретного рабочего места.Кроме того, государство пытается стимулировать обучение и переобучение безработных через выплату им пособий в форме вложения средств  в ту профессиональную подготовку, которую они выберут; через снятие налогов на деньги предприятий, идущие на обучение персонала. Аналогичные меры предусмотрены и российским законодательством: безработные граждане имеют также право на бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку по направлению службы занятости. Но претворение этих мер в жизнь затруднено по целому ряду причин. Во-первых, существующая сеть обучения и переобучения кадров ориентирована, главным образом, на массовые профессии в целях смягчения их дефицита, а не на потребности рынка рабочей силы, предполагающего гибкость реагирования на изменения ситуации в области спроса и предложения труда. Кроме того, она традиционно рассчитана на первичную подготовку молодежи и повышение квалификации в пределах специальности, но не на профессиональную переподготовку взрослого населения, оставшегося без работы и заработка. Наконец, у государственной службы занятости еще нет собственной учебно-курсовой сети, эффективных методик обучения и опытного персонала инструкторов и преподавателей. Осложняют выполнение программ по профессиональной подготовке и переподготовке также недостаток информации о том, какие специальности требуются и в каком количестве; отсутствие просьб от лиц, потерявших работу, о переобучении (все еще ожидающих, когда на них появится спрос на рынке труда, чего, возможно, никогда не случится); финансовые ограничения. Последний фактор следует подчеркнуть: особое внимание должно быть уделено тщательному отбору кандидатов для прохождения профессиональной подготовки и самих обучающих программ.

Опыт зарубежных стран  показывает, что только кооперация университетов, технических училищ и промышленных компаний позволяет  решить задачу подготовки современных  кадров. Она включает открытие учебных  центров, особенно в области новейших технологий, организацию и осуществление  целевых научных программ, совместную разработку учебных курсов, создание системы непрерывного обучения и  переобучения на рабочем месте. Установление тесных связей между вузами, техникумами  и ПТУ, с одной стороны, и производством, с другой, что ключ к выводу из кризиса всей системы профессиональной подготовки и переподготовки в нашей  стране. Сотрудничество в области разработки и освоения новых технологий на основе контрактов, создание совместных внедренческих фирм, взаимные услуги в обеспечении учебных мастерских современным оборудованием, в организации практики учащихся, в развитии постоянно действующей системы обучения и переобучения персонала все это позволит повысить качество трудовых ресурсов и одновременно облегчить проблему трудоустройства выпускников, уменьшая как молодежную, так и структурную безработицу.

В России на рынке образования(в настоящее время) все заметнее новый игрок — работодатель. Выпускники вузов сегодня оказались крайне востребованным «товаром», и опрошенные представители компаний единогласно говорят, что активно привлекают на работу молодых специалистов. Это объясняется как экономическим подъемом в стране, так и   необходимостью компенсировать естественное выбытие опытных кадров. При этом нанимать молодых специалистов в последние годы стали не только компании из сферы торговли, услуг, финансов, но и предприятия реального сектора. Последние опять начали привлекать молодых специалистов из профильных технических вузов, выпускники которых еще недавно редко находили себе работу по специальности. Работодатели говорят даже о конкуренции между компаниями, стремящимися взять на работу наиболее способную молодежь.  Однако подавляющее большинство компаний сегодня не рассчитывают, что полученное в вузе образование позволит молодому специалисту немедленно включиться в работу. Выпускник вуза воспринимается работодателями лишь как исходный материал для подготовки полноценного специалиста. И такая ситуация ставит перед вузами новые задачи. Собственно, полученные в вузе знания рассматриваются компаниями лишь как отправная точка для дальнейшего обучения молодого специалиста; все более важным фактором при оценке потенциального сотрудника становится его способность и желание адаптироваться, учиться, профессионально развиваться.

«Проще научить, чем переучивать»

Ни одна компания не ждет, что только что закончивший вуз  молодой специалист сможет сразу  включиться в работу. По мнению работодателей, для того чтобы выпускник вуза превратился в полноценного сотрудника, требуется несколько лет, и это  нормально. Более того, во многих компаниях  дополнительное обучение и адаптация вчерашнего выпускника расценивается не как досадная необходимость, а как дополнительная возможность сформировать его в соответствии с собственными требованиями — привить молодым специалистам элементы корпоративной культуры, обучить их специфике работы. Опытному сотруднику сложнее подстроить себя под стандарты компании, такой человек приходит со своим опытом, со своими предубеждениями. А молодой специалист — как чистый лист: он строится под компанию, он быстро понимает правила игры, быстрее вживается в компанию, хотя при этом у него, конечно, меньше специальных знаний. В целом работодатели сегодня удовлетворены тем объемом базовых знаний, которые вчерашние выпускники получают в вузах. Более того, считается, что теория в ведущих российских вузах дается лучше, чем в иностранных. Гораздо меньше работодатели довольны специальными знаниями выпускников, которые, по мнению респондентов, зачастую оторваны от реалий современного бизнеса и производства. Многие компании, особенно в промышленности, жалуются на низкий уровень специальной подготовки в вузах. Респонденты отмечают снижение качества технического образования, недостаток практических знаний у выпускников, а также узкий профессиональный кругозор молодых специалистов.

По словам представителей промышленных компаний, сейчас в отличие  от советских времен первыми осваивают  новейшие технологии производства не профильные вузы, а предприятия, работающие в условиях рынка. «Раньше молодой специалист приходил и говорил: 'Вот у нас в этой области такие-то достижения есть. А почему у вас на заводе это не внедрено?'. А сейчас мы им говорим: 'Чему вас учили? Это раньше у нас так было, теперь по-другому'. Порой нам не о чем с ними говорить, они не могут принести ничего нового». Помимо общих и специальных знаний работодатели сегодня ожидают от молодых специалистов еще и определенных профессиональных навыков — умения пользоваться компьютером, знания иностранных языков, способности работать в коллективе и эффективно представлять себя и результаты своего труда. Главная претензия работодателей к вузам — оторванность знаний, получаемых молодыми специалистами, от практики. Проявляться это может по-разному — как в неумении обращаться с современным оборудованием, так и в психологической неподготовленности к реалиям тяжелого промышленного производства, к руководству рабочими, к нормам поведения в бизнес - среде. Выходом из такой ситуации большинство работодателей считают, во-первых, увеличение сроков и углубление содержания производственной практики, во-вторых, пополнение преподавательских кадров знающими современную конкретику специалистами из реального бизнеса и производства: зачастую сами преподаватели плохо знакомы с положением дел в той отрасли, специалистов для которой они готовят.  Пожалуй, у работодателей складывается убеждение, что необходима модификация российского высшего образования. Наши вузы, традиционно ориентирующиеся на знания и в этом качестве способные добиваться значительных результатов, необходимо нацелить еще и на повышение конкурентоспособности выпускника в рыночной среде.    Большинство крупных компаний понимают актуальность данного вопроса и уже взаимодействуют с вузами в деле подготовки молодых специалистов. Наиболее массовой моделью взаимодействия является целевая подготовка специалистов, которая финансируется самим будущим работодателем; в некоторых случаях работодатели и вузы совместно разрабатывают программы, нацеленные непременно на удовлетворение потребностей конкретного предприятия.  Следует так же сказать и о программах общественных работ. Впервые возникнув в США (30-н годы ХХ века), общественные работы в те годы носили общенациональный характер и включали в себя труд, не требующий высокой квалификации. Сейчас они редко охватывают всю страну, чаще имея дело с отдельными категориями населения, районами или периодами времени (межсезонье, спад деловой активности).Программы общественных работ это, во-первых, трудоемкие общественные работы, которые нацелены на мобилизацию излишней рабочей силы в сельской местности для создания базовой инфраструктуры (дорог, ирригационных сооружений), защиты земель и проведения лесопосадок. В городах к работам такого рода можно отнести прокладку тротуаров, строительство и ремонт общественных зданий и сооружений (школ, больниц, библиотек, музеев, систем канализации и водоснабжения и другое). Во-вторых, существуют также так называемые социальные общественные работы, оплачиваемые муниципальными властями, услуги по уходу за престарелыми, инвалидами, детьми, больными. Чаще всего общественные работы длятся неполный рабочий день, чтобы трудящиеся могли часть своего времени использовать на профессиональную подготовку или на поиск постоянного места. Участники этих программ обычно получают минимальную заработную плату, позволяя критикам говорить, что такие мероприятия переводят людей из положения безработных в сверхзанятость. Их оппоненты отвечают, что в современных экономических условиях эти программы являются одним из немногих способов создания дополнительных рабочих мест, в то же время давая средства существования беднейшим слоям населения. К тому же психическое состояние занятых гораздо лучше, чем безработных, а деньги здесь, в отличие от пособий по безработице, выплачиваются не безвозмездно. Наконец, согласно расчетам немецких специалистов, каждые 100 рабочих мест в сфере общественных работ ведут к возникновению 30-40 рабочих мест в других отраслях. Вместе с тем нельзя не согласиться, что главной отрицательной чертой государственных программ общественных работ является то, что 90 процентов всех затрат на них в период спада дает отдачу через 2,5 года и более после прохождения низшей точки кризиса. Для преодоления этого недостатка в США, например, требуют, чтобы общественные работы начинались не позднее, чем через 90 дней после утверждения планов. Кроме того, предпочтение отдается небольшим проектам, поскольку на их выполнение идет меньше времени, что облегчает свертывание программы при улучшении экономической конъюнктуры. Наконец, к недостаткам существующих общественных работ следует отнести также то, что они практически не создают условий для профессиональной ориентации и подготовки участвующих в них работников, не способствуя, таким образом, их дальнейшей занятости. Но, несмотря на все сказанное, проведение общественных работ в России в настоящее время может быть достаточно эффективным, поскольку превышение спроса на рабочие места по сравнению с возможностями экономики удовлетворить этот спрос не дает оснований рассчитывать  на значительное расширение числа вакансий, предлагающих постоянную работу, прежде всего в тех регионах и отраслях экономики, где безработица особенно велика. Кроме того, сокращая безработицу, программы общественных работ могут предоставить трудовые ресурсы для охраны окружающей среды, развития инфраструктуры, снизить социальное напряжение и удержать работников от ухода с рынка труда.

В России мелкое производство в разнообразных формах имеет  большие перспективы. Известно, что  только 3-5 процентов людей имеет  склонности и способности к открытию своего дела. Исходя из этого, функцией службы занятости является отбор из числа обратившихся в нее тех, кто может создать свою фирму. Большую помощь в выявлении способностей, необходимых предпринимателю, оказывает метод тестирования, позволяющий рекомендовать или нет, гражданину заниматься бизнесом, а также решить вопрос о предоставлении ему кредита. Приоритетным направлением активной позиции занятости остается облегчение проблемы трудоустройства молодых людей, ибо они вдвое чаще, чем взрослые, оказываются в рядах безработных, а молодежная безработица социально взрывоопасна. Молодежи предоставляется первоочередное право при приеме на государственные курсы профессиональной подготовки и переподготовки. Так, в Великобритании в 1983 г. вступила в действие программа профессионального обучения молодых людей, предусматривающая профессиональную подготовку и работу на производстве для выпускников школ. Во Франции для молодежи от 16 до 21 года, бросившей учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Специалисты считают, что весьма эффективно чередование занятий в старших классах и на профессиональных курсах.Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места. Так, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 процентов. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование. А в Великобритании, Италии, Швеции государство покрывает до 80 процентов издержек фирмы при трудоустройстве молодежи 16-18 лет без среднего образования. Кроме того, в большинстве стран ОЭСР продолжают действовать программы создания дополнительных рабочих мест для молодых людей, финансируемые из государственных источников (общественные работы).

Уровень материального обеспечения  молодежи, охваченной программами профессиональной подготовки и занятости, различается  по странам, но везде  определяется, исходя из следующих принципов: выплаты должны быть адекватны разумному уровню жизни; они должны привлекать людей к программе, но не быть столь высоки, чтобы не было необходимости искать другую работу; выплаты должны формировать правильное представление о потенциале трудящихся, чтобы они не хотели слишком многого в будущем. Высокий уровень безработицы среди молодых людей 16-24 лет может быть вызван не только их слабой подготовкой или отсутствием рабочих мест, но и самим процессом поиска работы с перспективой. Увольнение же работников в возрасте 55 и выше ставит более серьезные проблемы, а трудоустройство решается намного сложнее из-за слабой адаптации пожилых людей к растущим требованиям современного производства. Государство старается стимулировать их найм с помощью субсидий предприятиям, как это делается, например, в ФРГ для привлечения трудящихся старше 50 лет. В тщательном внимании на рынке труда нуждаются инвалиды и хронические больные, для которых могут открываться особые мастерские, как в Швеции, или квотироваться рабочие места, как во Франции.

В России риск безработицы  наиболее высок для молодых людей  и лиц, испытывающих потребность  в социальной реабилитации. Ясно, что  в сложившихся условиях, когда  закрытие нерентабельных производств  и высвобождение трудящихся неизбежны, столь же неизбежно осложнение нахождения рабочего места для тех, кто не имеет объективных возможностей на равных конкурировать на рынке  труда. Все это не оставляет сомнений в том, что специальные программы  по поддержанию занятости в нашей  стране просто необходимы, даже несмотря на их негативные стороны, о которых  говорилось ранее. Что же может предложить российская служба занятости? Разумеется, это те меры, которые используются для сокращения безработицы вообще, но могут быть применимы и по отношению  к отдельным группам безработных, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности  в поиске работы. Большое внимание уделяется молодежи, для улучшения положения на рынке труда которой предусматриваются самые разнообразные мероприятия: компенсация работодателям расходов, связанных с привлечением и использованием труда молодых людей, в том числе на создание специальных ученических рабочих мест; открытие специализированных молодежных центров по трудоустройству, социальной и психологической адаптации выпускников учебных заведений; широкое информирование выпускников учебных заведений о возможностях получения дополнительной профессии (специальности) для нахождения работы; организация временной занятости молодых людей; реализация проектов развития молодежного предпринимательства, самозанятости, создание обучающих курсов и оказание финансовой поддержки по открытию собственного дела; совершенствование механизма квотирования рабочих мест для выпускников учебных заведений.

 
Заключение. 

      Процесс становления рынка труда в переходной экономике России и формирования новых социально-трудовых отношений пронизывает всю экономическую структуру общества. Рыночные отношения, призванные повысить эффективность общественного производства, вместе с тем ведут к обострению социальных противоречий, расслоению населения, что чревато социальным взрывом. Опыт цивилизованного развития рынка труда и рыночных отношений в целом предусматривает наличие и функционирование системы надежной социальной защиты наиболее уязвимых социально-демографических групп населения. Роль государства в условиях социальной рыночной экономики заключается в обеспечении гарантий социального мира, одной из форм которых является проведение активной политики занятости. Такая политика предусматривает определяющую роль государства в обеспечении занятости путем поддержки рабочих мест, организации подготовки и переподготовки кадров, профориентации и специальных форм работы с незанятым населением.

Информация о работе Взаимодействие рынка труда и системы профессионального образования - отечественный и зарубежный опыт