Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа
Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.
Семью можно определить как обладающую исторически определенной организацией малую социальную группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [35, с. 21].
В нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи характерны атмосфера родственных эмоциональных связей, насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца.
Важной и неотъемлемой частью семейной педагогики является любовь родителей к детям. Дефицит родительской любви, особенно в младенчестве, часто ведет к невротическим последствиям в подростковом возрасте. Для полноценного развития ребенку необходима любовь обоих родителей. Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влияниям [21, с. 98].
Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишенный этого чувства, позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость. Чувство собственного достоинства помогает ребенку правильно оценить свои поступки и поступки других с точки зрения их гуманности: сам остро чувствуя унижение или несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.
Представление о себе, уважение или неуважение к себе, то есть самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослыми, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для ребенка является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должна фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих [23, с. 100].
Большое внимание на развитие у ребенка нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.
Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности [21, с. 88].
Известно стремление младших школьников к самостоятельности. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой ребенок проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Ребенок еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего школьника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработке настойчивости.
Таким образом, овладение младшими школьниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно-волевых качеств, как самостоятельность и настойчивость [23, с. 102].
Семья располагает благоприятными
условиями для привлечения
Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них, помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые может предоставить им только семья: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т. д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно-волевое развитие [20, с. 73].
Используя труд в качестве средства нравственного воспитания, родителям необходимо анализировать мотивы, побуждающие ребенка выполнять данный вид труда. Создать наиболее действенный для ребенка мотив – значит вызвать у него волевые усилия, направить их на те цели, достижение которых взрослый считает полезным для нравственного развития школьника.
Решающей в воспитании ребенка является нравственно-психологическая атмосфера семьи, отношения между поколениями и между самими супругами. Как отмечал В.А. Сухомлинский, главная школа воспитания детей - это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери. «Воспитание детей - это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью - любовью отца к матери и матери к отцу, глубокой верой в достоинство и красоту человека. Прекрасные дети вырастают в тех семьях, где мать и отец по-настоящему любят друг друга и вместе с тем любят и уважают людей» [31].
Образ жизни родителей, их поведение в значительной степени влияют на воспитание детей.
Существенным фактором воспитания являются материальные и бытовые условия семьи. Социальное расслоение общества привело к тому, что рядом соседствуют семьи богатые и нищие, в них растут дети, роскошно обеспеченные и обездоленные. Разница проявляется во всем: в питании, одежде, доступе к искусству, в воспитании духовных ценностей.
Эффективность воспитания детей в семье зависит от единства требований к ребенку со стороны родителей и педагогов (воспитателей детского сада, учителей школы).
Педагогу необходимо знание общих тенденций развития семьи и факторов, влияющих на социализацию личности в семье, знания в области социальной педагоги для выработки стратегии и тактики педагогически грамотного воздействия на конкретную семью, оказания ей квалифицированной психолого-педагогической и социальной помощи [21, с.89].
1.3 Школа как воспитательная организация
Современная школа представляет
собой сложную социально-
1) знанием объективных
закономерностей
2) четким представлением социальных функций школы в современных условиях;
3) пониманием особенностей и тенденций развития современной семьи;
4) практической
Ведущим и основополагающим условием успешной работы педагога является авторитетность его личности для детей.
Можно выделить четыре уровня образовательно-воспитательных целей школы:
1) цели государственной образовательной политики;
2) региональные социально-воспитательные цели;
3) цели как планируемые результаты развития личности школьника
Цели высшего уровня — это цели государственной образовательной политики. Они определены во многих документах [29, с. 123].
Второе место в целях воспитания отводится ориентации на национальную культуру как среду, способствующую духовному и нравственному развитию ребенка. При этом семья играет приоритетную роль в воспитании детей.
Третий уровень целей касается средств и способов воспитания; их определяет (выбирает) конкретная школа, отдавая предпочтение тому или другому средству или создавая комплексную программу развития.
Цели воспитания как планируемые результаты развития личности школьника отражаются в моделях личности выпускников конкретного образовательного учреждения как определенная комбинация вышеперечисленных целей.
Понятие «воспитание» признается важнейшей составной частью целостного процесса образования. В содержании любой образовательной технологии отражены процессы воспитания [27, с. 16].
Единой для всех школ концепции воспитания нет и быть не может. Каждый тип образовательного учреждения и определенное учреждение могут иметь свою концепцию и программу воспитания с учетом многих объективных и субъективных факторов: специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения; их традиций; культуры; кадрового потенциала, финансово-экономических возможностей и т.д.
Так же как и в обучении,
в технологиях школьного
В опыте российской школы достаточно много разнообразных воспитательных методических средств и организационных форм. Однако все это многообразие представляет собой малоэффективную эклектическую смесь, поэтому лучшие воспитательные технологии имеют определенную структуру, состоящую из следующих технологических компонентов и подструктур:
1) общей концептуальной основы;
2) общих целевых ориентаций;
3) комплекса методических
средств, адекватных
4) подсистемы деятельности,
обеспечивающей реализацию
5) подсистемы отношений между всеми участниками воспитательного процесса и освоенной ими окружающей средой;
6) управления, обеспечивающего интеграцию компонентов в целостную систему [24, с. 71].
Разнообразие методов и форм — один из путей активизации и интенсификации воспитания. Воспитывать — значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в любой школе всегда была и останется очень важной сферой деятельности учителей. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого учителя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для учеников стороны личности самого учителя, наконец, позволяют пережить счастливые минуты единения, совместных переживаний, человеческой близости, что часто делает учителя и учеников друзьями на всю жизнь.
Однако чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу. Выделяют виды внеурочной деятельности, которые возможны в школе, а именно: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Все они тесно связаны с учебным процессом, с содержанием обучения и воспитания в школе и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей [24, с.75].
Педагог должен многое знать
и уметь для методически
Для успеха дела при использовании разных форм работы с детьми педагог должен представлять их скрытые возможности и на основе этого наиболее оптимально их организовывать. Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). На этом основании можно выделить такие обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия [27, с. 45].
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Многие из них проводятся как в масштабе всей школы, так и в рамках класса или двух параллельных классов, лишь в начальной школе или только со старшеклассниками. В современной школе классные руководители, учителя организуют вместе с детьми следующие дела: праздники, вечера, ярмарки, «огоньки», дискотеки, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе, периодическая уборка школы; конкурсы, дни и недели знаний по учебным предметам; экскурсии в музеи, на предприятия, по достопримечательностям родного города, экскурсионные поездки в другой город, страну, выход в театр, реже в кино; прогулки, походы в лес, к памятникам культуры и истории, многодневные походы и поездки (в основном летом); спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности на улице, во дворе, в подъезде; выпуск и конкурсы стенгазет, праздничных плакатов, открыток и многое другое [27, с.46].
Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе