Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить особенности педагогического взаимодействия семьи и школы по воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
1. Теоретически обосновать взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе: охарактеризовать семью как социальный институт и школу как воспитательную организацию; рассмотреть научно-практические подходы к организации взаимодействия семьи и школы.
2. Описать формы и методы организации воспитательного взаимодействия семьи и школы.
3. Изучить организационно-педагогическую работу школы с родителями.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 85.47 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью конференции  является то, что она принимает  определенные решения или намечает мероприятия по заявленной проблеме [22, с. 60].

Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях) вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.

Презентации опыта семейного воспитания проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов. На такие мероприятия приглашаются родители детей разновозрастных групп [22, с. 61].

Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания - одна из форм повышения уровня педагогической культуры родителей. Она позволяет им участвовать в обсуждении важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.

Встречи родительской общественности с администрацией учреждения. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предметам, выслушивают пожелания родителей. В процессе обсуждения проблем возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы [28, с. 57].

Индивидуальные консультации - одна из важнейших форм взаимодействия педагога с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с детьми. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и педагогом. Педагог должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы его познакомить в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

- особенности здоровья ребенка;

- его увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в  семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивации учения;

- моральные ценности семьи [22, с. 61].

Тематические консультации. В каждом классе есть дети и семьи, которые переживают одну и ту же проблему, испытывают идентичные затруднения личностного плана и учебного. Иногда эти проблемы носят конфиденциальный характер, и тогда их можно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет, и понимание проблемы и друг друга направлено на ее совместное решение.

Для того чтобы тематическая консультация состоялась, родители должны быть убеждены в том, что эта проблема их касается и требует безотлагательного  решения. Родителей приглашают для  участия в тематической консультации с помощью специальных приглашений. В тематической консультации должны участвовать специалисты по решению проблемы, которые могут найти оптимальный вариант ее решения. Это социальный педагог, психолог, сексолог, представитель правоохранительных органов и т. д. В ходе тематической консультации родители получают рекомендации по проблеме, которая их волнует [28, с. 60].

Беседа в воспитательном арсенале педагога имеет огромное значение. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не увлекаться назидательными советами.

Посещение воспитанника на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью [8, с. 58].

Родительский комитет. Родительский актив - это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации коллективных творческих дел, решению проблем коллектива.

Родительские чтения - очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их больше всего волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов определяются книги, где можно найти ответ на поставленный вопрос. Родители читают книги, а затем используют рекомендованную литературу в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги [22, с. 62].

Родительские вечера - форма работы, которая сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер - это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Формы вечеров позволяют не только высказать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские тренинги. Это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут активно в них участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5-8 занятий.

Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который  дает возможность родителям на время  ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.

Родительские ринги - одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос [22, с. 62].

Организация совместной деятельности родителей и детей. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения - это сотрудничество и расширение полей позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей. В учреждениях образования сложились разнообразные виды сотрудничества с семьей:

- в познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие  отчеты по предметам, дни открытых  дверей, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады,  выпуск предметных газет, творческие  отчеты. Родители могут помочь  в оформлении, подготовке поощрительных  призов, оценке результатов, непосредственно  участвовать в мероприятиях, создавая  собственные или смешанные команды.  Это могут быть конкурсы: «Семья-эрудит», «Семейное увлечение»; читательские конференции «Круг семейного чтения»;

- в трудовой деятельности: оформление  кабинетов, благоустройство и  озеленение помещений, посадка  аллей, ярмарка-распродажа поделок,  выставки «Мир моих увлечений»;

- в досуге: совместные праздники,  подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов,  спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы, слеты, экскурсионные  поездки, домашние клубы выходного  дня, где родители организуют  деятельность детских групп, сформированных  с учетом интересов и симпатий. Широкое распространение получают  семейные праздники и фестивали:  День матери, День отца, День бабушек  и дедушек, День моего ребенка;  игровые семейные конкурсы: «Спортивная  семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями). Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях и т. п. [22, с. 63].

Таким образом, эффективность воспитательной системы образовательного учреждения характеризуется среди прочих факторов и тем, что родители, наряду с педагогами и детьми, рассматриваются в качестве субъекта целостного образовательного процесса. При этом целесообразно использовать комплекс приемов и методов: наблюдение за поведением и учебой детей, воспитательной общественной деятельностью родителей, посещение семей, индивидуальные беседы с родителями в школе, учет сведений, полученных от родительской общественности, анкетирование [28, с. 95].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Одной из существенных сторон совместной деятельности семьи и школы является единый подход к реализации целевых установок и повышения содержательности образовательно-воспитательной работы с учащимися. Семья должна помогать школе, готовить образованных и инициативных граждан нашей страны. Важно, чтобы родители хорошо осознавали целевые установки воспитания, в основе которого лежит необходимость формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом воспитании. Некоторые родители основные усилия сосредоточивают лишь на повышении успеваемости детей и не придают должного значения другим сторонам их развития.

Воспитание предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей учащихся. Поддерживая связи с семьей, учителя  имеют возможность глубже изучать  интересы и увлечения детей и  способствовать их развитию. В то же время школа нуждается в том, чтобы родители поощряли творческие занятия детей, с пониманием относились к их участию в работе кружков  по интересам, техническому моделированию, помогали им в создании домашних рабочих  уголков.

Цель воспитания в семье  выражает то, чем должен стать ребенок  к восемнадцати годам. В отдаленной перспективе все родители хотят  видеть своего ребенка: здоровым, образованным, воспитанным, подготовленным к жизни, счастливым Воспитание в школе происходит в форме внеурочной воспитательной работы. Это словесно-логические формы, образно-художественные, трудовые, игровые (досуговые), психологические.

Формы организации могут  быть как индивидуальные, так и  коллективные. Выбирать их следует исходя из конкретных условий.

К таким формам относятся  родительские собрания, конференции, индивидуальные и тематические консультации для родителей, лектории, презентации опыта семейного воспитания, диспуты и дискуссии, беседы, посещения воспитанников на дому, родительский комитет, родительские чтения, вечера, тренинги, ринги, организация совместной деятельности родителей и детей.

К основным условия эффективности  воспитательного процесса следует  отнести следующие моменты: отношение  к ребенку, процесс развития ребенка, поведение родителей с ребенком, императивы семейного воспитания.

Для развития ребенка необходимо воспитывать его как в семье, так и в школе, основываясь на принципы взаимосвязи, взаимопреемственности и взаимодополнения в воспитательной деятельности. Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Они призваны всемерно укреплять авторитет школы и учителя, воспитывать детей в духе уважения и любви к труду, подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору профессии. Школа должна использовать помощь со стороны семьи.

Взаимодействие этих двух институтов социализации в воспитательном процессе - главная задача развития ребенка  сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Изд. центр Академия, 1999. – 672 с.
  2. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика / Ю.П. Азаров. – М.: Политиздат, 1985. – 238 с.
  3. Арнаутова, Е.П. В гостях у директора: беседа с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей / Е.П. Арнаутова. – М.: Линка-Пресс, 2004. – 208 с.
  4. Арнаутова, Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника: программно-метод. пособие для преподавателей пед. училищ и колледжей / Е.П. Арнаутова. – М.: ИнтелТех, 1994. – 38 с.
  5. Бикеева, А.С. Семья особого назначения, или Рецепты позитивного родительствования на каждый день / А.С. Бикеева // Воспитание школьников. – 2012. – №9. – С. 69 – 71.
  6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – СПб: Питер, 2008. – 400 с.
  7. Венгер, Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе / Л.А. Венгер, Т.Д.Марцинковская, А.Л. Венгер. – М.: Знание, 1994. – 192 с.
  8. Воликова, Т.В. Учитель и семья: учеб. пособие для студ. вузов / Т.В.Воликова. – М.: Просвещение, 1979. – 127 с.
  9. Гейко, В.А. Роль семьи в развитии школьных успехов / В.А. Гейко // Начальная школа. – 1999. – №3. – С. 60 – 61.
  10. Гребенщиков, И.В. Школа и семья / И.В. Гребенщиков. – М.: Просвещение, 1985. – 96 с.
  11. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
  12. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей / Т.А. Данилина, Н.М. Стенина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. – 112 с.
  13. Дармодехин, С.В. Семья в системе социальных отношений современного общества / С.В. Дармодехин // Мир психологии. – 2008. - №3. – С. 158 – 169.
  14. Дементьева, И.Ф. Социализация детей в семье: теория, факторы, модели / И.Ф. Дементьева. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 232 с.
  15. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 2006. – 176 с.
  16. Жбанкова, И.И. Проблема взаимодействия / И.И. Жбанкова. – Мн.: Народная асвета, 1971. – 220 с.
  17. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды / А.В. Запорожец. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 1287 с.
  18. Ильчевская, Н.А. Актуализация ценностей семейного воспитания в русской семье / Н.А. Ильчевская // Воспитание школьников. – 2012. - №8. – С. 64 – 69.
  19. Камаева, В.И. Растим личность вместе / И.В. Камаева // Воспитание школьников. – 2012. - №9. – С. 56 – 58.
  20. Коробицына, Е.В. Формирование позитивных взаимоотношений родителей и детей 5-7 лет. Диагностика, тренинги, занятия / Е.В. Коробицына. – Волгоград: учитель, 2009. – 133 с.
  21. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М.: Изд. центр Академия, 1999. – 232 с.
  22. Левченко, Е.Е. ДЮЦ – семья – социум: плодотворное сотрудничество / Е.Е. Левченко // Воспитание школьников. – 2012. - №7. – С. 57 – 63.
  23. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И.М.Марковская. – СПб: Речь, 2005. – 150 с.
  24. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Роспедагентство, 1996.- 638 с.
  25. Помощь родителям в воспитании детей / под ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Высшая школа, 1992. – 165 с.
  26. Реан, А.А. Развитие и социализация личности в семье / А.А. Реан. – СПб: Питер, 1998. – 180 с.
  27. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе / М.И.Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с.
  28. Семенов, В.Д. О педагогическом взаимодействии / В.Д. Семенов. – М.: Магистр, 1992. – 110 с.
  29. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов. – М.: Изд.центр Академия, 2002. – 576 с.
  30. Собкин, В.С. Отношение родителей дошкольников к школьному образованию / В.С. Собкин, А.И. Иванова, К.Н. Скобельцина // Педагогика. – 2012. - №4. – С. 20 – 26.
  31. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.nsportal.ru
  32. Урбанская, О.Н. Работа с родителями младших школьников: пособие для учителя / О.Н. Урбанская. М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
  33. Фельдштейн, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д.И. Фельдштейн. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. – 160 с.
  34. Хайкина, С.В. Организационные основы взаимодействия образовательного учреждения и семьи / С.В. Хайкина // Педагогика. – 2012. - №4. – С. 34 – 37.
  35. Харчев, А.Г. Семья как объект философского и социологического исследования / А.Г. Харчев. – М.: Наука, 1974. – 150 с.

Информация о работе Взаимодействие семьи и школы в воспитательном процессе