Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:06, курсовая работа
Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.
Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.
Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков
1.1 Наркомания как социальная и медицинская проблема
1.2 Причины наркомании среди детей и подростков
Глава 2. Организация взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков
2.1 Социальные институты и их роль в процессе профилактики наркомании
2.2 Содержание социально-педагогической профилактики наркомании и взаимодействие социальных институтов
Заключение
Список литературы
Не ускользает от угрозы наркомании и интеллектуальная молодежь. Они читают специфическую, психоделическую литературу, а также узнают о действии психоделических веществ в интернете. Из любопытства или желания перешагнуть за рамки своего мышления такие молодые люди пробуют наркотик, убедившись что сделали все чтобы в итоге не подсесть и уверенными, что это будет только один раз. Но даже в случае успеха, подросток испытывает желание попробовать что-то еще, и постепенно эт остановится нормой для него. Для молодых людей которые желали достичь состояния нирваны прибегнув к помощи наркотиков это является подменой духовной практики. которая принята в мировых религиях. Это можно сравнить с различными способами управления полетом: долгое обучение плавному управлению парапланом или же затяжной прыжок с похищенным парашютом, который может и не раскрыться.
Наркомания у детей и подростков имеет самую опасную причину - удовольствие. В первый раз попробовав наркотик и испытав приятные ощущения, подросток начинает стремится получить их еще и еще. Без приема очередной дозы он уже не чувствует себя счастливым, и снова возращатся к приему наркотика. Постоянные приемы препарата становятся причиной возникновения зависимости, причем, не только физической, называемой ломкой, но и психической зависимости от удовольствия, приносимого наркотиком.
Глава 2. Организация взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков
2.1 Социальные институты
и их роль в процессе
Социальные институты- это социальные структуры, характеризующиеся своими возможностями влиять на поведение людей с помощью установленных правил и установок. к профилактике наркомании имеют отношения такие институты как школа, семья, сми и различные учреждения дополнительного образования.
Еще со времен Аристотеля школа должна была не только обучать и воспитывать, но и предостерегать ребенка от проблем с которыми ему предстоит столкнуться. Именно поэтому школа берет на себя наибольшую ответсвеность за спасение детей от пагубных привычек. Целью профилактической работы в школе является создание благоприятных условий для формирования неприязни к наркотикам у детей.
Работа по профилактике наркомании
в школе обширна и проходит
по всем фронтам. Учителя-предметники
обеспечивают организацию профилактической
работы на уроке (использование антинаркотических
материалов в качестве фрагментов урока,
проведение тематических уроков),тогда
как классные руководители благодаря
более тесному общению с школьным коллективом
обладают возможностью наиболее комплексного
подхода к решению проблемы (организация
внеклассных мероприятий, работа с родителями,
медико-психолого-
Большую роль в профилактике
наркомании играют средства массовой
информации, они формируют большую часть
общественного мнения. Очевидно, что та
мощь и изобретательность, которые демонстрирует
пресса в продвижении товаров крупных
зарубежных компаний, может быть использована
и в борьбе с наркоманией, но, к несчастью,
социальная реклама в России мало развита,
и лишь недавно начали использоваться
новые приемы антинаркотической пропаганды.в
сети интернет увеличилась антинаркотическая
пропаганда путем создания тематических
сайтов.В газетах и молодежных журналах
появились статьи о пагубном влиянии наркотических
средств. Нередко через антинаркотические
СМИ изготовители социальной рекламы
пытаются доказать, что употреблять наркотики
- это плохо. Вместо того чтобы объяснять
людям, что не употреблять - это хорошо.
Пока мы окончательно не поймем разницу
между этими двумя подходами - так и будем
вызывать смех у подрастающего поколения
москвичей.
Грамотная и правильная антинаркотическая
работа со СМИ часто отстает в этом процессе,
не вызывает особый интерес у молодых
людей, поскольку сделана некачествено.
Это делает пропагандистский компонент
антинаркотической профилактики сухим,
скучным и нередко вызывает отторжение
у детей, подростков и молодежи. Антинаркотическая
профилактика и профилактика ВИЧ-инфекций
должна сопровождаться во всех образовательных
учреждениях, где ведется эта работа, методически
точно выверенным, информационно насыщенным
и ярким визуальным рядом, который может
бить точно в цель, формируя антинаркотические
установки на малоосознаваемом уровне.
Представителям СМИ и всем субъектам профилактики
наркомании нужно объединить свои усилия
и направить их на поиск новых форм, методов
и средств подачи материалов, затрагивающих
тему наркоагрессии, чтобы данные репортажи
и статьи не казались занудными нравоучениями,
а были бы захватывающими, живыми и увлекательными.
Отдельного внимания заслуживает
банк антинаркотической социальной рекламы
antipropaganda.ru, который создан и функционирует
при финансовой поддержке
Федерального агентства по
печати и массовым коммуникациям. Это
уникальный сайт, информацию о котором,
как и о вышеназванных, необходимо распространять
в молодёжной среде через печатные и электронные
молодёжные и студенческие издания г.Москвы,
через лидеров молодёжных объединений.
Роль различных спортивных
секций и учреждений дополнительного
образования заключается в прививании
у молодых людей к постоянным занятиям
и здоровому образу жизни, а также в воспитании
нравственности. Формирование привлекательного
имиджа здорового образа жизни, здоровая
состязательность и свободный творческий
поиск, удовлетворение естественного
стремления человека к экспериментированию
и двигательной активности, поиску новых
необычных ощущений и переживаний делают
занятия физической культурой и спортом
реальной альтернативой миру наркотиков. Однако по данным социологических
исследований, более 3 млн детей отлучены
от занятий физической культурой в школе,
а в спортивных секциях занимаются не
более 20% учащихся. Весьма примечателен
тот факт, что в ряде регионов, где профилактическая
работа строится в основном с акцентом
на проведении физкультурно-массовых
мероприятий, рост числа наркоманов среди
несовершеннолетних из года в год не увеличивается.
К основным причинам, сдерживающим
использование ФКС в профилактике наркомании,
следует отнести:
- отсутствие должного финансирования;
- нехватку спортивных баз;
- недооценивание возможностей
спортивной деятельности со стороны госструктур
вне сферы ФКС;
- недостаток информации и пропаганды
здорового образа жизни;
- снижение вклада научных и
образовательных учреждений в развитие
спорта и переподготовку специалистов;
- отсутствие целенаправленной
работы по физическому воспитанию, особенно
в дошкольных учреждениях;
- низкие темпы развития клубной
системы занятий ФКС с учетом потребностей
и возможностей населения;
- недостаток квалифицированных
кадров и низкий уровень их материального
обеспечения.
Программа профилактики наркомании
должна состоять из трех взаимосвязанных
блоков: психолого -педагогической диагностики
особенностей личности, средств и методов
формирования интереса к систематическим
занятиям ФКС и блока дифференцированного
применения ФКС для коррекции психоэмоционального
состояния; повышения уровня двигательных
способностей и функционального состояния
организма. В ходе учебно-воспитательного
и учебно-тренировочного процессов подбор
средств и методов тренировок необходимо
осуществлять исходя из интересов и потребностей
подростков, применяя дифференцированный
подход при формировании группы занимающихся:
- учебный материал должен быть
понятен и доступен подросткам, но осваивать
его они должны с определенным усилием,
поскольку в противном случае процесс
обучения теряет свою привлекательность;
- усложнение упражнений, увеличение
нагрузки осуществляются постепенно,
по мере формирования интереса к занятиям
и повышения уровня подготовленности;
- важно своевременно применять
методы принуждения, наказания, поощрения;
- в процессе занятий необходимо
осуществлять контроль за выполнением
заданий тренера, следить за дисциплиной, внешним видом,
посещаемостью.
Важное значение в учебно-воспитательном
и учебно-тренировочном процессах, направленных
на профилактику приема психоактивных
веществ, отводится коррекции психоэмоционального
состояния детей и подростков, используя
для этого следующие методические приемы:
- создание педагогических условий,
в которых тревожные подростки могли бы
действовать уверенно, без лишнего напряжения
и страха (облегченные условия выполнения
упражнений);
- при неуверенности учащегося
иметь несколько вариантов выполнения
задания, поощряя их за трудолюбие, самостоятельность
и т.п.;
- предоставление агрессивным
подросткам ведущих ролей при проведении
эстафет, сдаче нормативов, показе упражнения,
тестировании;
- извлечение максимальной пользы
из неудачного выполнения упражнения
агрессивными подростками;
- проведение групповых бесед,
акцентируя внимание на положительных
сторонах деятельности учащихся, поддержание
инициативы, самостоятельности и взаимопомощь
при освоении новых двигательных навыков.
Основными средствами вовлечения
детей и подростков в физкультурно-спортивную
деятельность являются:
- на начальном (побуждающем)
этапе - беседы, убеждения, просмотр видеофильмов,
ознакомление с особенностями и характеристиками
видов спорта;
- на этапе формирования устойчивого
интереса к ФКС - беседы, контроль за посещаемостью
занятий, успеваемостью в школе, дисциплиной,
выполнением поручений тренера-учителя,
участие в соревнованиях и их судействе
и т.д.;
- на этапе стойко сформировавшегося
интереса к занятиям физической культурой
или виду спорта - контроль тренера и педагогов
за деятельностью подростков, поощрения,
награждения, участие в соревнованиях,
ходатайство о снятии с учета в органах
милиции. Формирование привлекательного
имиджа здорового образа жизни, здоровая
состязательность и свободный творческий
поиск, удовлетворение естественного
стремления человека к экспериментированию
и двигательной активности, поиску новых
необычных ощущений и переживаний делают
занятия физической культурой и спортом
реальной альтернативой миру наркотиков.
в проведении профилактики наркомании необходимо работать не только с подростками, но и с их семьями. Родители также должны рассказывать детям о вреде наркотиков начиная с младшего школьного возраста. Так же они должны вовремя заметить проблемы ребенка и оказать помощь, чтобы избежать возникновения стрессовых ситуаций у ребенка. Семья, как институт социализации, призвана обеспечить адаптацию подростка к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики подростковой наркомании роль семьи в настоящее время особенно важно, т. к. самоустранение семьи в вопросах профилактики наркозависимости и делегирование антинаркотического воспитания специалистам лишает этот процесс индивидуализации, что снижает его эффективность. Большинство семей весьма успешно фильтрует внешние наркогенные угрозы (доступность наркотиков, активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов, неадекватная антинаркотическая или даже пронаркотическая пропаганда, зараженность ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно нейтрализует все внутренние - генетические, характерологические, возрастные и социальные, обусловленный жизненным опытом, риски, присущие подростку и делающие его особенно уязвимым. для эффективности профилактики родители должны работать вместе с другими социальными институтами.
2.2 Содержание социально-
Социально-педагогическая помощь употребляющим наркотики или склонным к употреблению молодым людям- это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в различных формах. Прежде всего воспитательно-профилактическая работа предполагает смещение акцентов с общей профилакти на индивидуально-профилактическую работу с детьми и их семьями.
Задачами индивидуально-
При проведении воспитательно-профилактической работы с лицами, употребляющими наркотики или склонных к их употреблению, важно четко следовать следующим принципам:
Употребление наркотиков в среде подростков сопровождается обычно деформацией социальных связей, отчуждением ребят от основных институтов социализации, прежде всего семьи и школы, которые, в свою очередь, могли послужить причиной употребления наркотических веществ.
Поэтому важным направлением совершенствования работы с детьми и подростками в рамках социально-педагогического аспекта является организация работы по преодолению негативных воздействий социальной среды, главнейшим элементом которой является семья ребенка.
Во все времена, начиная с
античности, проблемы семьи занимали
передовые умы человечества. Общество
постоянно меняется, вместе с ним
меняется и семья. На современном
этапе его развития возникают
проблемы, которых не было раньше. Семья
– это живая, постоянно меняющаяся
система. Она меняется не только под
воздействием социально-экономических
условий, но и в силу внутренних процессов
развития. В настоящее время, наряду
с традиционными функциями
Организация и совершенствование
работы с семьей – важное направление
повышения эффективности