Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 19:06, курсовая работа

Краткое описание

Наркомания - это болезнь, которая проявляется влечением к постоянному приему в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической и физической зависимости от них с развитием синдрома лишения (абстиненции) в случае прекращения их приема.
Наркотики - это сильнодействующие природные, а также синтетические вещества, парализующие деятельность центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, иногда - неадекватное поведение и галлюцинации, а при передозировке - потерю сознания и смерть.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы профилактики наркомании среди детей и подростков
1.1 Наркомания как социальная и медицинская проблема
1.2 Причины наркомании среди детей и подростков
Глава 2. Организация взаимодействия семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков
2.1 Социальные институты и их роль в процессе профилактики наркомании
2.2 Содержание социально-педагогической профилактики наркомании и взаимодействие социальных институтов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик готовый.docx

— 52.37 Кб (Скачать файл)

Совершенствование организации работы с семьей может идти на федеральном, региональном уровнях, уровне отдельных  микрорайонов, образовательных учреждений. Главный ориентир в этой работе –  направленность семьи на «живое»  общение с ребенком, совместную деятельность и организацию совместного досуга.

Как показывают исследования института  педагогики и психологии Ярославского государственного университета им. К.Д.Ушинского, исследования ученых Л.В. Байбородовой, Е.А. Ермолиной и И.И. Заярной, подростки, употребляющие наркотики или склонные к употреблению, имеют много свободного времени, причем ничем не заполненного. Поэтому следующим направлением совершенствования воспитательно-профилактической работы является организация досуга подростков. В понятие «досуг» входит широкое пространство и время жизнедеятельности ребенка за пределами учебной деятельности. Досуговая сфера жизнедеятельности подростков может выполнять следующие функции: восстановление физических и духовных сил подростков, развитие их способностей и интересов и свободное общение со значимыми для ребенка людьми. Отличительная особенность сферы досуга – добровольный, в зависимости от интересов и потребностей ребенка, выбор форм досуговой деятельности.

Большую роль в организации досуга подростков на сегодняшний день могут  сыграть учреждения дополнительного  образования, которые предоставляют  ребенку широкие возможности  для разнообразной деятельности в различных образовательных  областях, детских объединениях, группах. Профилактика наркомании через включение  ребенка в деятельность учреждений дополнительного образования подкрепляется  возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения  для каждого конкретного ребенка. Подростки обычно легко адаптируются в условиях доброжелательной, психологически комфортной обстановки. Этот комфорт  подкрепляется возможностью свободной  смены вида деятельности: всегда можно  найти ту нишу, в которой ребенок  ощутит ситуацию успеха, укрепит свое личностное достоинство. Цель дополнительного  образования в решении проблем  занятости детей, учитывая его своеобразие, - органическое сочетание видов организации  досуга (отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество) с различными формами образовательной деятельности.

Дополнительное образование традиционно  широко взаимодействует с организациями  и учреждениями иных предметных и творческих сфер. Это и учреждения культуры, научные учреждения и организации, сфера профессионально-технического образования, промышленные предприятия, другие образовательные учреждения.

Решению проблемы занятости детей  и подростков и профилактики отклоняющегося поведения способствует и расширение, создание секций-комплексов, именно в  них подросток может выбрать  себе занятие по душе после основной учебной деятельности: музыкальная, художественная, спортивная и др. На базе подобных секций возможна реализация программ индивидуальной и групповой  социально-педагогической профилактики и коррекции, которые должны быть рассчитаны как на взрослых воспитателей, родителей, учителей, так и подростков.

 

Заключение.

Наркомания затрагивает  все сферы человеческой жизнедеятельности, препятствует духовному, эмоциональному, интеллектуальному развитию. Человеческое сознание сужается до удовлетворения только одной потребности – поиска и приема наркотиков. Наркоман представляет опасность для общества не только различными формами девиантного поведения, связанного с фактом приобретения и употребления наркотиков, распространение наркомании приводит к социодеструктивным функциям в обществе и представляет прямую угрозу для общества.

Поэтому профилактическая работа должна проводиться по специально разработанным  программам с учетом особенностей их семейной и социальной ситуации. В  ходе выполнения профилактических программ должна предоставляться точная и  достаточная информация о наркотиках и их влияние на психическое, психологическое социальное и экономическое благополучие человека. Предоставлять такую информацию должны СМИ и школьные медицинские службы. Семьи детей должны активно взаимодействовать с педагогами для получения этой информации.  Информация должна быть уместной, достоверной, особенно в части последствий злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, не только для самого наркомана, но и для общества.

В профилактике наркомании важную роль играет пропаганда здорового образа жизни, поэтому школа и родители должны взаимодествовать с различными секциями и кружками,а в идеале создавать их на базе школы. Средства массовой информации так же должны участвовать в пропаганде здорового образа жизни среди молодежи.

Работа по профилактике наркомании ведется всеми перечисленными социальными  институтами. Только при правильном их взаимодействии эта работа будет  иметь успех.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1.  Ахмерова С.Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2.  Ахмерова С.Г. Основы здорового образа жизни: Базовый учебник для самостоятельного изучения медико-биологических дисциплин. - Уфа, 2008.

3.  Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2008.

4.  Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2010.

5.  Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2009.

6.  ДанилинА., Данилина И. Как спасти детей от наркотиков. - М.,2008.

7.  Дудко Т.Н., Валентик Ю.В., Вострокнутов Н.В. и др. Концептуальные основы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ. - М., НаркоНет, 2009.

8.  Егоров А.Ю. Возрастная наркология. - М.,2009.

9.  Еникеева Д.Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков. - М.,2008.

10.  Ковалев С.В. Семь шагов к пропасти: НЛП-терапия наркотических зависимостей. - М. - Воронеж, 2008.

11.  Колесов Д.В. Антинаркотическое воспитание. - М. - Воронеж, 2010.

12.  Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. - М.,2009.

13.  Концепция профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде МО РФ. - М.,2008.

14.  Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. - М., 2008.

15.  Курек Н.С. Нарушение психической активности и злоупотребление ПАВ.- СПб., 2008.

16.  Лапшина Д. Будущее России // Молодежная газета. - 8 сентября, 2010.

17.  Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб., 2009.


Информация о работе Взаимодействие семьи, школы и социума в процессе профилактики наркомании среди детей и подростков