Взаимодействие социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx.doc

— 108.66 Кб (Скачать файл)

Однако нелишне еще  раз заметить, что родительское участие  в делах класса не может подменять  работу педагога. Здесь, как и везде, нужно чувство меры. Активность родителей  не должна подавлять и самостоятельность  детей. Но такие случаи настолько  редки, что тут "перебора" можно  не опасаться.

Говоря о взаимодействии семьи и школы, хочется сказать  еще об одном важном обстоятельстве - о возросшей в последнее время  необходимости компенсировать недостатки семейного воспитания. Что имеется  в виду прежде всего?

В школах, как правило, каждая четвертая семья неполная. Чаще всего  нет отца. Но и далеко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное  влияние. Значительное число детей, особенно мальчиков, обделены мужским  вниманием. Нередко в роли главы  семьи выступает женщина. В школе, как известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-мужчин. Второй путь (он может быть очень продуктивным, как показывает практика) - включение в работу с младшеклассниками и подростками юношей десятых-одиннадцатых классов.

Есть еще один существенный недостаток современной (особенно городской) семьи - малое количество детей, что  приводит к детскому одиночеству. Ребенок  не может полноценно развиваться, если он не проявляет заботы о младших  и не испытывает влияния со стороны  старших братьев и сестер. Этот недостаток школа тоже может смягчить, сгладить, предоставив каждому ребенку  множество товарищей различных  возрастов. Но это может произойти  только в той школе, где педагоги целенаправленно и планомерно работают над созданием единого разновозрастного коллектива.

Но как бы ни старалась  школа компенсировать недостатки семейного  воспитания, как бы ни пыталась семья  выправить огрехи воспитания школьного - они друг друга заменить не могут. При всей близости семья и школа  имеют свои сугубо специфические  воспитательские задачи и функции, только им свойственные. Например, семья  формирует у ребенка начальные  нравственные понятия и установки, вырабатывает основные жизненные потребности, готовит к будущей семейной жизни. Школа дает систематические знания основ наук, учит жить и работать в коллективе, развивает общественную активность будущих граждан, оказывает  квалифицированную психологическую  и социальную поддержку, если это  необходимо.

3.Социально-психологические  особенности детей из неполных  семей

 Важнейшим институтом  социализации подрастающего поколения  является родительская семья,  в которой формируются основы  характера человека, его ценностные ориентации, нормы поведения и взаимодействия с окружающими. Серьезные социально-экономические и духовно-нравственные трудности нашей жизни являются существенным фактором, который дестабилизирует традиционные семейные отношения. Тенденции развития современной семьи выглядят так: резкое падение количества заключаемых браков, увеличение числа людей, не стремящихся иметь семью, снижение детности семей.

 Подробную схему анализа  семьи предложил известный психиатр  Е.А. Личко. Его описание семьи включает следующие характеристики и их варианты:

структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная  семья (наличие отчима вместо отца или  мачехи вместо матери);

функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. Таким образом, неполная семья  − это группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним  или несколькими несовершеннолетними  детьми. Неполная семья возникает  в силу разных причин: рождения ребенка  вне брака, смерти одного из родителей, расторжения брака либо раздельного  проживания родителей. В соответствии с этим выделяются основные типы неполной семьи: внебрачная, осиротевшая, разведенная, распавшаяся. Различают также отцовскую  и материнскую семьи, которые  и составляют абсолютное большинство  среди неполных семей. Наиболее часто  встречающаяся причина возникновения  неполной семьи в наше время –  развод, который, по мнению В.А. Сысенко, является стрессовой ситуацией, угрожающей душевному равновесию одного или обоих партнеров и, особенно, детей.

 Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».

 По данным Е.О. Смирновой  и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.

 Психологическая поддержка  детей и подростков из неполных  семей, в том числе, и с  отклонениями в поведении должна  быть направлена, прежде всего,  на восстановление их нормального  психолого-социального статуса,  на их адекватную самореализацию  за счет проработки психологических  трудностей и проблем: информационных, поведенческих, мотивационных, эмоциональных,  характерологических.

 Цель нашей работы – исследование социально-психологических особенностей детей из неполных семей.

 Задачи: определить личностные характеристики  детей из неполных семей, особенно  касающиеся эмоциональной сферы,  общения и социально-психологической адаптации; выявить наиболее часто возникающие трудности и проблемы у таких детей.

 На  основании теоретического обзора  нами были выделены следующие  направления диагностики: личностные  особенности (коммуникативные, организаторские  способности, способности к самоуправлению); мотивация; социально-психологическая  адаптация, предпочитаемая временная  перспектива.

 В исследовании участвовали  99 человек в возрасте от 15 до 19 лет, учащиеся 10−11 классов Муниципального  бюджетного образовательного учреждения  средней общеобразовательной школы  № 168 и 1−2 курсов специальности  «Оператор связи» Профессионального  лицея № 51 г. Новосибирска. Общая  характеристика выборки: 37 испытуемых  мужского пола, 62 – женского пола. Количество подростков из полных  семей – 65, количество подростков  из неполных семей – 34. Математическая  обработка данных осуществлялась  по программе Statistica 6.0 с расчетом r − коэффициента ранговой корреляции Спирмена и U-критерия оценки значимости различий Манна−Уитни.

 Основная задача нашего  исследования − определить личностные  характеристики детей из неполных  семей. Поэтому все нижеизложенные  основные результаты относятся  к выборке (n = 34) подростков из  неполных семей.

 Установлено по методике  диагностики полимотивационных тенденций «Я-концепции», что в выборке подростков из неполных семей наибольшую выраженность имеют показатели оптимистической (1.3),коммуникативной (0.9) и трудовой мотивации (0.9), при этомнормативная мотивация (−0.6) большинством подростков отвергается. Таким образом, для детей из неполных семей особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, направленность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, при этом они менее склонны соблюдать требования социума, слабо выражены ответственность, долженствование, необходимость.

 Среди социально-психологических  мотиваторов активности личности как в полных, так и в неполных семьях наиболее представленатенденция к аффилиации (67% и 56%, соответственно).

 По методике Зимбардо определения временной перспективы в выборке подростков из неполных семей преобладает ориентация нанегативное прошлое и фаталистическое настоящее. В выборке детей из полных семей более выражена ориентация на позитивное прошлое и будущее. Таким образом, дети из неполных семей в основном имеют общее пессимистическое отношение к прошлому, травмы и боль которого накладывают серьезный отпечаток на их взаимоотношения с окружением и жизненные планы, либо считают, что все события их жизни предопределены судьбой, и они не в силах что-либо изменить.

Для выявления взаимосвязей исследуемых факторов в выборке  подростков из неполных семьей был  рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена и установлены следующие значимые взаимосвязи. Альтруистическая мотивация прямо связана с негативным прошлым (r = 0,65, p < 0,01).

 Иначе говоря, дети  из неполных семей, пережившие  в детстве много событий, имевших  негативную эмоциональную окраску,  больше ориентируются на других  людей, готовы думать о других  даже в ущерб себе. Оптимистическая  мотивация прямо связана с  тенденцией к аффилиации (r = 0,74, p < 0,01), т.е. эти дети выделяются верой в лучшее, пассивным ожиданием благополучия при наличии желания признания со стороны окружения.

 Высоким показателям  фаталистического настоящего соответствуют  низкие показатели акизитивной (материальной) мотивации (r = −0,65, p < 0,01). Убежденность в предопределенности будущего и невозможности изменить его собственными действиями определяет низкую значимость интереса к материальной стороне жизни.

 Высоким показателям  позитивного прошлого соответствуют  низкие показатели мотивации  избегания неприятностей (r = −0,73, p < 0,01). Позитивный опыт прошлого  позволяет предположить, что у  подростка формируется чувство  внутренней защищенности, которая,  в свою очередь, помогает человеку  увереннее сталкиваться с жизненными  трудностями и преодолевать их.

 Социально-психологическая  адаптация прямо связана с  фактором «принятие решений» (r = 0,69, p < 0,01) и самоуправлением (r = 0,60, p < 0,01). Самоприятие прямо связано с организаторскими способностями (r = 0,68, p < 0,01). Высоким показателям неприятия себясоответствуют низкие показатели как коммуникативных (r = −0,61, p < 0,01), так и организаторских (r = −0,62, p < 0,01) способностей.

 Интернальность прямо связана с фактором «анализ противоречий» (r = 0,62, p < 0,01). Высокие показатели внешнего контролясвязаны с низкими показателями самоконтроля (r = −0,65, p < 0,01).

 Прокомментируем эти  взаимосвязи. Если дети из неполных  семей способны самостоятельно  принимать решения, переходить  от планов к действиям и  управлять своими формами активности: общением, поведением, деятельностью  и переживаниями, то процесс  социально-психологической адаптации  проходит более успешно.

 Если эти дети принимают  себя со всеми своими достоинствами  и недостатками, то они активны,  инициативны, склонны организовывать  игры, мероприятия, настойчивы в  деятельности, которая их привлекает. В то же время, если эти  дети недовольны собой, не принимают  себя такими, какие они есть, у  них возникают трудности в  общении, установлении контактов,  они чувствуют себя скованно  в новой компании, коллективе, предпочитают  проводить время наедине с  собой, ограничивают свои знакомства, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды, проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.

 Способность принимать  ответственность за свои действия  и чувства позволяет успешнее  ориентироваться в ситуации, а  также анализировать и разрешать  возникающие противоречия. Усиленный  контроль со стороны взрослых  ведет к снижению самоконтроля, т.е. даже при самостоятельной  постановке цели подросток не  организует и не выстраивает  выполнение своего плана в  реальном поведении, деятельности.

 При сопоставлении  результатов исследования для  выборок детей из полных и  неполных семей (n = 99) были получены  значимые различия по шкале  методики самоуправления «принятие  решений» (U = 731, p < 0,05), − группа  детей из полных семей значимо  превосходит группу детей из  неполных семей по этим показателям.  Иными словами, дети из полных  семей успешнее ориентируются  в ситуации и приводят в  действие свои планы.

 Результаты нашего  исследования в целом совпадают  со взглядами и выводами других авторов, в частности с данными Е.О. Смирновой и В.С. Собкина о том, что детям из неполных семей не хватает: уверенности в себе и решительности в действиях и поступках, способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне, гибкости и непринужденности в отношениях. Кроме того, наши результаты аналогичны заключению В.С. Мухиной о том, что психологический климат неполной семьи во многом определяется болезненными переживаниями, возникшими вследствие отсутствия одного из родителей.

 Проведенное исследование  в какой-то степени дополняет  приведенные мнения, объясняя частично  причины нерешительности таких  детей действием предпочитаемой  временной перспективы, т.е. погруженностью  в травмирующее прошлое или убеждением в предопределенности будущего, независимо от индивидуальной активности личности.

 Были получены результаты, демонстрирующие, что дети из  неполных семей, имеющие негативное  прошлое, больше ориентированы  на других людей. Мы можем  предположить, что пережитая ими  психологическая травма способствует  проявлениям сочувствия, желания  быть полезным другим даже  в ущерб себе. Вполне вероятно, что они более склонны проявлять  заботу и сопереживание, чем  дети с позитивным прошлым,  поскольку на собственном опыте  познали боль.

 Наше исследование  затронуло также мало освещенные  в научной литературе особенности  мотивационных компонентов Я-концепции личности детей из неполных семей. Важное место занимает выявление и определение деятельности и навыков, которые позволят им в дальнейшем справиться с этими трудностями и, возможно, в будущем создать полноценную, счастливую семью.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей