Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа
Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54
Однако нелишне еще раз заметить, что родительское участие в делах класса не может подменять работу педагога. Здесь, как и везде, нужно чувство меры. Активность родителей не должна подавлять и самостоятельность детей. Но такие случаи настолько редки, что тут "перебора" можно не опасаться.
Говоря о взаимодействии семьи и школы, хочется сказать еще об одном важном обстоятельстве - о возросшей в последнее время необходимости компенсировать недостатки семейного воспитания. Что имеется в виду прежде всего?
В школах, как правило, каждая четвертая семья неполная. Чаще всего нет отца. Но и далеко не все семьи, где есть отцы, испытывают их положительное влияние. Значительное число детей, особенно мальчиков, обделены мужским вниманием. Нередко в роли главы семьи выступает женщина. В школе, как известно, мужчин тоже немного: это, как правило, преподаватели труда, физкультуры, начальной военной подготовки. Чем можно компенсировать этот недостаток? Прежде всего, привлечением к участию в жизни школы родителей-мужчин. Второй путь (он может быть очень продуктивным, как показывает практика) - включение в работу с младшеклассниками и подростками юношей десятых-одиннадцатых классов.
Есть еще один существенный
недостаток современной (особенно городской)
семьи - малое количество детей, что
приводит к детскому одиночеству. Ребенок
не может полноценно развиваться, если
он не проявляет заботы о младших
и не испытывает влияния со стороны
старших братьев и сестер. Этот
недостаток школа тоже может смягчить,
сгладить, предоставив каждому ребенку
множество товарищей различных
возрастов. Но это может произойти
только в той школе, где педагоги
целенаправленно и планомерно работают
над созданием единого
Но как бы ни старалась
школа компенсировать недостатки семейного
воспитания, как бы ни пыталась семья
выправить огрехи воспитания школьного
- они друг друга заменить не могут.
При всей близости семья и школа
имеют свои сугубо специфические
воспитательские задачи и функции,
только им свойственные. Например, семья
формирует у ребенка начальные
нравственные понятия и установки,
вырабатывает основные жизненные потребности,
готовит к будущей семейной жизни.
Школа дает систематические знания
основ наук, учит жить и работать
в коллективе, развивает общественную
активность будущих граждан, оказывает
квалифицированную
Важнейшим институтом
социализации подрастающего
Подробную схему анализа
семьи предложил известный
структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или только отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери);
функциональные особенности:
гармоничная семья; дисгармоничная
семья. Таким образом, неполная семья
− это группа ближайших родственников,
состоящая из одного родителя с одним
или несколькими
Психологические исследования (А.И. Захарова, А.С. Спиваковской, Е.О. Смирновой, B.C. Собкина, Й. Лангмейера, З. Матейчека и др.) свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, обладают рядом психологических особенностей: более низкой школьной успеваемостью, склонностью к невротическим нарушениям и противоправному поведению, проявлениями инфантильности, негативным отношением к родителям, нарушениями полоролевого поведения, тягостным чувством отличия от сверстников, неустойчивой, заниженной самооценкой с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватной требовательностью к матери и высоким желанием изменений ее поведения, активным поиском «значимого взрослого».
По данным Е.О. Смирновой и B.C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств; жизненного тонуса; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли.
Психологическая поддержка
детей и подростков из
Цель нашей работы – исследование социально-психологических особенностей детей из неполных семей.
Задачи:
определить личностные
На
основании теоретического
В исследовании участвовали
99 человек в возрасте от 15 до 19
лет, учащиеся 10−11 классов Муниципального
бюджетного образовательного
Основная задача нашего
исследования − определить
Установлено по методике диагностики полимотивационных тенденций «Я-концепции», что в выборке подростков из неполных семей наибольшую выраженность имеют показатели оптимистической (1.3),коммуникативной (0.9) и трудовой мотивации (0.9), при этомнормативная мотивация (−0.6) большинством подростков отвергается. Таким образом, для детей из неполных семей особенно значимы вера в лучшее, ярко выражена потребность в общении и взаимодействии с окружающими, направленность на труд, а также следование собственным нравственным нормам, при этом они менее склонны соблюдать требования социума, слабо выражены ответственность, долженствование, необходимость.
Среди социально-
По методике Зимбардо определения временной перспективы в выборке подростков из неполных семей преобладает ориентация нанегативное прошлое и фаталистическое настоящее. В выборке детей из полных семей более выражена ориентация на позитивное прошлое и будущее. Таким образом, дети из неполных семей в основном имеют общее пессимистическое отношение к прошлому, травмы и боль которого накладывают серьезный отпечаток на их взаимоотношения с окружением и жизненные планы, либо считают, что все события их жизни предопределены судьбой, и они не в силах что-либо изменить.
Для выявления взаимосвязей исследуемых факторов в выборке подростков из неполных семьей был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена и установлены следующие значимые взаимосвязи. Альтруистическая мотивация прямо связана с негативным прошлым (r = 0,65, p < 0,01).
Иначе говоря, дети
из неполных семей, пережившие
в детстве много событий,
Высоким показателям
фаталистического настоящего
Высоким показателям
позитивного прошлого
Социально-психологическая адаптация прямо связана с фактором «принятие решений» (r = 0,69, p < 0,01) и самоуправлением (r = 0,60, p < 0,01). Самоприятие прямо связано с организаторскими способностями (r = 0,68, p < 0,01). Высоким показателям неприятия себясоответствуют низкие показатели как коммуникативных (r = −0,61, p < 0,01), так и организаторских (r = −0,62, p < 0,01) способностей.
Интернальность прямо связана с фактором «анализ противоречий» (r = 0,62, p < 0,01). Высокие показатели внешнего контролясвязаны с низкими показателями самоконтроля (r = −0,65, p < 0,01).
Прокомментируем эти
взаимосвязи. Если дети из
Если эти дети принимают
себя со всеми своими
Способность принимать
ответственность за свои
При сопоставлении
результатов исследования для
выборок детей из полных и
неполных семей (n = 99) были получены
значимые различия по шкале
методики самоуправления «
Результаты нашего
исследования в целом
Проведенное исследование
в какой-то степени дополняет
приведенные мнения, объясняя частично
причины нерешительности таких
детей действием
Были получены результаты,
демонстрирующие, что дети из
неполных семей, имеющие
Наше исследование
затронуло также мало
Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей