Взаимодействие социального педагога с неполной семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Семья во все времена находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. И это не удивительно. Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и закладывается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................2
ГЛАВА І ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С РЕБЁНКОМ ИЗНЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ......................................................................7
1. Неполная семья, как объект социальной работы……………………...7
2. Особенности работы социального педагога в неполной семье..........11
3.Социально-психологические особенности детей из неполных семей .......................................................................................................................18
ГЛАВА II ОБОСНОВАНИЕ И ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЁНКА ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ...........26
2.1.Содержание работы социального педагога в общеобразовательной школе......................................................................................................................26
2.2. Программа деятельности социального педагога с неполными семьями.......................................................................................................... 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................54

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx.doc

— 108.66 Кб (Скачать файл)

Положение семьи определяется уровнем жизни, который она может  обеспечить.

В понятия уровень жизни  входят два показателя: прожиточный  минимум и средний уровень  доходов. В исследованиях Л. Я. Олиференко и Т. И. Шульга отражены статистические данные за последние годы. В среднем 28% населения страны имели реальные денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. К началу 2002 года к категории  «хронически бедных» были отнесены 55% российских семей, имеющих несовершеннолетних детей. Ниже черты бедности находились 70% населения страны [128].

Важным элементом семейного  неблагополучия до сих пор выступает  жилищная проблема. В 2002 году на учете  для улучшения жилья состояло шесть млн. российских семей (13%) от общего количества, в том числе триста две тысячи молодых семей, триста семьдесят две тысячи многодетных[28]. Невозможность решения жилищной проблемы для молодых семей, приводит к увеличению числа сложных семей, что в свою очередь служит причиной нарушения психологических отношений. Материальные и психологические  трудности, переживаемые молодыми семьями, привели к возникновению совершенно новых проблем воспитательного  характера. Многие родители перестают  быть авторитетом и образцом для  подражания своих детей.

Неблагоприятный социально-психологический  климат отражается на детско-родительских отношениях, тем самым осложняет  процесс их социализации.

Таким образом, рассматривая социализацию как процесс усвоения ребенком социокультурного опыта посредством  воспитания, ученые подчеркивают, что  он не просто усваивает этот опыт, а  преобразует его в свои ценности и ориентации. Проведенный анализ психолого-педагогических исследований проблемы социализации дошкольников в  семьях группы риска позволил сделать  выводы, что при деструктивной  модели семейного воспитания процесс  социализации детей нарушается и  требует педагогического руководства.

Одним из отрицательных последствий  трансформации брачно-семейных отношений  в ходе к адаптации к социальным переменам, происходящим сейчас в обществе, является увеличивающееся число  разводов, неполных семей, одиноких матерей.

Накапливающиеся в психологии факты подтверждают влияние развода  на развитие и поведение детей. Основными  факторами, оказывающие отрицательное  воздействие на социализацию ребенка, являются, во-первых, отсутствие отца с его специфической ролью и обязанностями, выступающего объектом для идентификации, источником безопасности и уверенности, во-вторых, неустойчивое эмоциональное и психическое состояние матери, ее ошибочное поведение. Данные факторы обуславливают нарушения интеллектуального (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформациям личности и нарушению процесса полоролевой идентификации, а также к разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья.

Для решения данных проблем  наиболее интересной представляется одна из социально-педагогических технологий, а именно, социально-педагогическая поддержка. Анализ теоретической литературы показал, что понятие «социально-педагогическая поддержка» используется в науке  широко и многозначно. В нем выделяются признаки, относящиеся к разным областям научного знания: педагогика, социальная педагогика, психология, социология. Поэтому  целесообразно говорить о «социально-педагогической поддержке» детей как об социально-педагогическая помощи детям, заключающаяся в выявлении, определении и разрешении проблем  ребенка.

Социально-педагогическая поддержка  представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям  в самостоятельном индивидуальном выборе - нравственном, гражданском, профессиональном, само-определении, а также помощь в определении препятствий (трудностей,

проблем) самореализации в  учебной, коммуникативной, трудовой и  творческой деятельности. Поэтому создание условий для того, чтобы ребенок  смог выбраться из жизненного тупика и при этом еще обрел опыт осознанного  действия в подобных ситуациях, - это  образовательный минимум, на который  социально-педагогическая поддержка  рассчитана.

Следовательно, особенности  социализации детей, воспитывающихся  в неполной семье, обуславливают  их социально-педагогическую поддержку, которая направлена на главное - устранение препятствий, мешающих успешной социализации личности ребенка.

ТЕМА:СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Азаров Ю.Л. Семейная педагогика. - М., 1990. - с. 176.

2. Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. -М., 1999. 348 с.

3. Аликина Е. Социально-психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в сельской школе. // Социальная педагогика. 2007.-№ 4.- С.55.

4. Баженов В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков. Киев.: Радянська школа, 1986. - 130 с.

5. Ю.Башкатов И. Притеснение ребёнка в семье. // Социальная педагогика.-2003.-№3.- С.83.

6. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Монография. Краснодар, 2001. - 220 с.

7. З.Белкин A.C. Педагогика детства (Основы возрастной педагогики). -Екатеринбург.: Сократ, 1995 151 с.

8. Белоусова О.В., Галстукова О.В. Социальный педагог в школе. УЦ Перспектива, М., 2008.- С. 3-4.

9. Бестужев-Лада И.В. Что делать родителям в школе? // Классный руководитель. 1997.- №1,- С. 94-97.

10. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Психология человеческой судьбы. М., 1998.- 413 с.

11. Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.- 421 с.

12. Бондаренко P.A. Педагогические условия полоролевой социализации подростков. Автореф. дис. канд. пед. наук., - Ярославль, 1994. - С. 17.

13. Бородулина Ф.В. Социализация подростка: современные направления исследования. // Мир образования образование в мире. - 2004.- №1.- С. 47

14. Белкин A.C. Ситуация успеха. Как её создать: книга для учителя (мастерство учителя: идеи, советы, предложения). М., Просвещение, 1991. - 176 с.

15. Белоногова В.Н. Гуманизация взаимодействия школы и семьи как фактор становления личности школьника.: Дисс. . канд. пед. наук.- Магнитогорск, 2000.

16. Беляев В.И., Салтанов E.H. Социальная педагогика: методология, теория, история.- М., РГСУ Союз, 2004. 413 с.

17. Березина В. Ермоленко Г. Социальный педагог в школе. // Воспитание школьников,- 1994.- №2 С.2-3.

18. Борытко Н.М., Соловцова И.А., Байбаков A.M. Педагогика. Учебник для студентов педагогических специальностей. 4 2.- Волгоград, 2007.- С. 72, 7477, с. 80-83.

19. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. М.: Эдиториал УРСС, 1999. -212 с.

20. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. М., Просвещение, 1988. — С.111.

21. Вервекина Ю. Родительский клуб Мы вместе. // Воспитательная работа в школе. 2007.- №3. - С. 25.

22. Вершинин В. Малообеспеченная семья: тайны семейной дидактики. // Народное образование. 2002.- №6. С. 170 - 174.

23. Волгина М.Н. Психологическое сопровождение подростка из неполной семьи. // Воспитание и развитие личности. М.: Институт развития личности РАО, 1997. - С. 43-44.

24. Вульфов Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания. // Педагогика. 1992.- №5/6 С. 45-49.

25. Гарбузов В.И. Нервные дети. Ленинград. Медицина, М., 1990г- С.96.

26. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Рекомендации социальным педагогам. //Народное образование. 2002.- №6. - С.161 - 169.

27. Дарган И. Профилактика отклоняющегося поведения ребенка в начальной школе. // Воспитание школьников.- 2006.- №8,- С.38.

28. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания. М.2000.-С.74.

29. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. -М., Генезис, 2004.- 232 с.

30. Дементьева И.Ф. Неблагополучные семьи как социальная проблема. Семья в России. Семья и права ребёнка. М., 2003. - С.80-95.

31. Дружинина H.H. Педагогическая поддержка подростков из неполных семей как фактор их успешной социализации.: Дисс. . канд. пед. наук. М., 2006. -С.21-26, 31-36,120, 129, 170-172, 220.

32. Иванов A.B. Защита ребёнка как педагогическое понятие. // Гуманизация воспитания в современных условиях / под ред. О.С. Газмана, И.А. Костенчука. -М: 1995.-С. 47-64.

33. Иванова H. Неблагополучные семьи как причина трудной жизненной ситуации детей. // Социальная педагогика. 2008.- №2. - С. 25.

34. Иванова Н., Фролова Т. Педагогический смысл помощи и поддержки. // Воспитание и поддержка детей в образовании. М.: УВЦ Инноватор, 1996. -С.32-36.

35. Капустина З.Я. Организационно-педагогические основы деятельности социального педагогаобщеобразовательной школы.: Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1999.- 142 с.

36. Калашникова С., Зикратов В. Муниципальная система раннего выявления семейного неблагополучия. // Социальная педагогика.- 2008.- №3. С.44.

37. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии. // Теоретический и практический аспект экономического развития. М.: ТЕИС, 1997.- С. 38-39.

38. Капралова P.M. Работа классного руководителя с родителями. М.: Просвещение, 1980. - 190 с.

39. Климантова Г.И., Федотовский Т.А. Проблемы детской безнадзорности и беспризорности в РФ: социально-политические последствия технологии решения. // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2003. - №14. -С.207.

40. Ковалёв C.B. Психология семейных отношений.- М., 1987. С.4.

41. Ковалёва А.И. Социализация личности. Норма и отклонения. М., 1996.

42. Кожарская, В., Шурмина, И., Щипицина, Е. Отраслевая модель ранней профилактики социально опасного положения и социального сиротства. // Социальная педагогика. 2007 - №2. С. 24-29.

43. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: доп. учеб. пособие по дисциплинам Социология, Криминология и профилактика преступлений. М-во внутр. дел РФ, Казан, юрид. ин-т. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Казань: КЮИ МВД России, 2006.- 378 с.

44. Конвенция о правах ребёнка. // Семейный кодекс РФ. М.: Бек, 1996. - 143 с.

45. Кон И.С. Психология старшеклассника. -М., 1982.- 238 с.

46. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М.: Просвещение, 1979.- С.-190.

47. Коновалова Е.А. Система работы с неблагополучными семьями. // http: www. goo.kz /files/articles / art 150 /dok.

48. Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Народное образование. 2001. - №3.-С.24

49. Кумарина Г.Ф. Коррекционно-развивающее образование: актуальные проблемы теории и практики. // Социальная педагогика. 2007- №4.- С. 33-38.

50. Кумарина Г.Ф. Школьная дезадаптация и способы предупреждения. // Социальная педагогика.- 2007.- №3. С.79.

51. Макаренко A.C. Книга для родителей. М., 1985. - 320 с.

52. Неупокоева Н. Семья и школа: открытая диалоговая форма общения. // Социальная педагогика.- 2008.- №1.- С.29.

53. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детства. М.: Народное образование, 2002. - С. 34.

54. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Дементьева И.Ф. В помощь социальным педагогам образовательных учреждений. Часть 2. Технология работы с детьми, подростками и неблагополучными семьями. М., ИПК и ПРНО МО, 2003. -С.45-48.

55. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Помощь детям группы риска. Методические рекомендации.- М., ИПК и ПРНОМО, 2004. С. 5.

56. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И. Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. Учебное пособие для студентов ВУЗов.- М., Академия, 2004- Саратов. 256 с.

57. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебное пособие в 2-х кн. -М.:Владос, 1999. кн. 2. С. 213

58. Подласый И.П. Педагогика: Учебное пособие в 3-х кн. Книга 3. М.: ГИЦ Владос, 2007. - 463 с.

59. Поталова Л.М. Некоторые проблемы и особенности организации социально-педагогической работы с детьми из неблагополучных семей.: Автореф. диссертации канд. пед. н.- М., 26 с.

60. Прокопьева М.М. Семья как самоорганизующаяся среда.: Дисс. . канд. пед. наук. Якутск, 1999.

61. Протасова И. Деятельность социального педагога по профилактике делинквентного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения. // Социальная педагогика. 2008 - №3. - С.70-74.

62. Ротанова Н.Г. Формирование нравственных ценностей у детей в социально-педагогической деятельности.: Дисс. . канд. пед. наук. М., 1998. -180 с.

63. Социальная компетентность классного руководителя: режессура совместных действий / под ред. А.Г.Асмолова, Г.У. Солдатовой. М.:-Учебная книга БИС, 2007,- 160 с.

64. Социология. Учеб.- метод, комплекс для студентов всех специальностей. / сост. Т.М.Прохорова, Б.Т.Мордвинцев. М., 1999.- С.8

65. Степанов E.H. Как воспитывать толерантность. // Народное образование. -2001.-№9.-С. 91-97.

66. Степанов E.H. Педагогическая поддержка ребёнка в решении проблемы. // Классный руководитель. 2006.- №5.- С.7-15.

67. Состояние воспитания детей школьного возраста в семье. // Воспитание школьников. 2002. - №3. С. 16 - 17.

68. Социальная педагогика / под общей ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000. -С.67.

Информация о работе Взаимодействие социального педагога с неполной семьей