Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 10:38, контрольная работа
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные виды организации занятий (путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?” “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п. ) [1, с. 45]. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых видов организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДУ.
1. Виды и типы занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящее время в практике работы дошкольных учреждений эффективно используются нетрадиционные виды организации занятий (путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?” “Поле чудес”, “Экологический калейдоскоп” и т. п. ) [1, с. 45]. Они сочетаются с кружковой работой: по ручному труду, по изобразительной деятельности. Занятия обогащаются игровыми и сказочными сюжетами. Ребенок, увлекаясь замыслом игры, не замечает скрытой учебной задачи. Эти занятия помогают высвободить время ребенка, которое он может использовать по своему усмотрению: отдохнуть или заняться тем, что для него интересно или эмоционально значимо.
Метод проектов используется сегодня не только в процессе проведения занятий по экологическому воспитанию детей в ДУ. Его использование характеризует поиск воспитателями новых видов организации процесса обучения и проведения занятий с детьми в ДУ.
Широко используются различные виды «занятий с увлечением», насыщенные играми и самостоятельными творческими делами. Все это, безусловно, делает занятие более интересным, привлекательным, более результативным.
Широкое применение в практике организации и проведения занятий получили такие виды, как занятие – беседа и занятие – наблюдение. Данные виды занятий применяются в старших группах ДУ.
Популярностью пользуются сказкотерапевтические занятия. Сказкотерапевтические занятия с детьми – это особая, безопасная форма взаимодействия с ребенком, в наибольшей степени соответствующая особенностям детского возраста. Это возможность формирования нравственных ценностей, осуществления коррекции нежелательного поведения, способ формирования необходимых компетенций, способствующих конструктивной социализации ребенка.
Использование дидактических
Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.
Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.
Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения [2, с. 64].
Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,
Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.
Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.
Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе [3, с. 65].
На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.
Занятия углубленно-познавательного
типа. Содержание занятий, которые можно
назвать углубленно-
Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.
Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных[4, с. 66].
Занятия углубленно-познавательного
типа активно способствуют умственному
воспитанию дошкольников. Дети обучаются
умению устанавливать причинно-
Занятия обобщающего типа. На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.
Что же может быть содержанием обобщенных представлений, формируемых в дошкольном возрасте? Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. На протяжении ряда лет дети наблюдают, как растут комнатные растения, овощи на огороде, цветы на клумбе. Накапливается большое количество ярких, разнообразных представлений. На их основе можно сформировать обобщенное представление о том, что растение развивается из семени, оно растет, цветет, образует новые семена. Для его роста нужны определенные условия: свет, тепло, влага, хорошая почва.
Аналогичным способом формируются обобщенные представления о временах года (сезонах). Например, у детей старшей группы можно сформировать представление об осени на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении ряда лет дети накапливали конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.
Формирование обобщенных представлений происходит при пользовании словесного метода работы с детьми. Беседа с ними осуществляется в строго определенной последовательности вопросов, ответов, выводов - это алгоритм формирования обобщенного знания.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей - умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками[2, с. 79].
Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты - это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия - это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные - развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия - смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку [2 с. 80].
Информация о работе Виды и типы занятий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста