Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:23, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе
контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски
необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача
педагога.
Введение
Глава 1
Функции контроля
. обучающая
с.3
. воспитывающая с.3-4
. корректировочная с.4
. функция обратной связи с.4
. стимулирующая с.4-5
Глава 2
Формы контроля
. устный и письменный с.5-6
. фронтальный и индивидуальный с.6-12
. требования к проведению контроля с.12-13
Виды контроля
. текущий
с.13-19
. итоговый
с.19
Выводы
с.20
Приложение с.21-
27
Использованная литература с.28
Невозможно проверить в письменной форме умение учащихся вести
беседу или высказываться по теме . Применяя в этих случаях
письменную проверку , невозможно проконтролировать ни произношение
учащихся , ни темп их речи. Учитель не может судить о том ,
насколько автоматизировано учащиеся пользуются речевыми единицами ,
как свободно они заполняют их соответствующей лексикой .
Поэтому прибегать к письменной проверке рекомендуется с целью
контроля умений и навыков письма , а также для контроля умений
переводить научно – популярную литературу со словарём . Для контроля
правописания можно проводить короткие диктанты. Для проверки умения
письменно излагать свои мысли можно давать учащимся на дом
небольшие сочинения в связи с пройденной тематикой , например : «
опишите свой день , свою семью , чем вы занимаетесь в школе » и
т. д.
Письменный контроль
эффективнее развивает
приучает к большей точности в ответах .
Как уже говорилось выше , различают контроль индивидуальный и
фронтальный .
Фронтальная форма – одна из основных организационных форм
контроля при обучении . Она позволяет соблюдать основные правила
контроля – регулярность и максимальный охват учащихся за единицу
времени. Существенна при этом обращенность ко всему классу ,
активизирующая деятельность каждого ученика. Это «дежурная» ,
регулярная форма контроля , которая может проводиться несколько раз
в течение урока. Прежде всего её целесообразно использовать для
контроля усвоения языкового материала (т.е. элементов речи). В этом
случае учащимся дается открытая установка.
Открытый фронтальный контроль можно применить при выполнении
упражнений в подготовленной форме речи, в частности при составлении
планов, подборе опор, а также при построении коллективного рассказа
по принципу «снежного кома».
Фронтальный контроль может осуществляться как в устной, так и
в письменной форме. Устная форма контроля преобладает. Однако, имея
в виду большие обучающие возможности письма, необходимо периодически
проводить и письменный фронтальный контроль. Фронтальные признаки
слов, грамматические слова, лишенные конкретной семантики, слабо
оседают в памяти, их легко спутать между собой при восприятии на
слух. Именно регулярный письменный контроль прививает лингвистическую
бдительность и точность.
Для того чтобы органично включить фронтальный контроль в урок
и ограничить время на его проведение, рекомендуется пользоваться
тестовыми приёмами, расчитанными на 5-7 минут.
Как следует оценивать работу учащихся при таком контроле?
Обращённый одновременно ко всему классу, он предполагает только
короткий, часто фрагментарный ответ каждого отдельного ученика, не
всегда достаточный для получения оценки в виде балла. Более
подходящим поэтому является начисление очков. Учитель сообщает
учащимся, что определённая сумма очков, полученных на двух-трёх
уроках при фронтальной работе, даёт право на балл.
Преимущество фронтального контроля в том , что он держит в
напряжении весь коллектив , ученики знают , что в любую секунду они
могут быть спрошены , их внимание сосредоточено , мысли
сконцентрированы вокруг той работы , которая ведётся . Поэтому
фронтальный опрос является , конечно , более совершенной формой
проверки . Однако и ему присущи недостатки , которые особенно
сказываются в тех случаях , когда требуется проверить умения
учащихся в монологической и диалогической устной речи . Если
учащиеся научились правильно и быстро , с хорошим произношением ,
составлять предложения по подстановочной таблице , задавать вопросы ,
отвечать на вопросы , отдавать распоряжения – это ещё не означает ,
что они могут сделать связное сообщение по теме или вести между
собой беседу в связи с заданной ситуацией . Для того , чтобы
проверить эти умения , необходим индивидуальный контроль , при
котором можно было бы вызвать одного ученика ( в случае проверки
монологической устной речи ) или двух учеников ( в случае проверки
умений диалогической речи ) и прослушать их высказывания или беседу
.
Наряду с фронтальной формой контроля следует регулярно
осуществлять индивидуальный контроль.
Обучение иностранному языку предполагает создание условий,
мотивирующих выражение своих мыслей, и объективизацию индивидуального
уровня понимания авторской мысли. И индивидуальный контроль также
должен быть направлен на выявление умения решать коммуникативные
задачи, вытекающие из индивидуального постижения действительности.
Важно, чтобы индивидуальный контроль органично входил в
созданную на уроке атмосферу общения, поэтому его следует
осуществлять в скрытой для учащихся форме.
При индивидуальном контроле недопустимо, чтобы несколько
учеников выходили к доске и произносили один и тот же заученный,
«безадресный» текст. Учащимся должно быть известно, что «право на
ответ» имеет только тот, кто скажет что-то своё.
Индивидуальный контроль при чтении и аудировании также следует
включать в коммуникативную деятельность, когда понимание текста
является лишь отправным моментом для решения задач более широкого
плана: использовать информацию, содержащуюся в тексте, в высказывании
по теме, сделать иллюстрации к тексту, написать реферат, рецензию
и т. д.
Индивидуальный контроль может носить и открытый характер, в
частности, когда следует проконтролировать какой-то этап
подготовленной речи каждого ученика (план или программу высказывания).
В основном индивидуальный контроль в общеобразовательной школе
осуществляется устно и сопровождается оценкой в виде балла с
обязательным комментарием учителя, касающимся в первую очередь
содержательной стороны речи. В процессе индивидуального контроля
происходит общение «преподаватель – ученик» и оно имеет место
только в учебных условиях. При этом роли партнёров фиксированы и
неравноправны . Преподаватель управляет общением и деятельностью
обучаемого . Подобное зависимое положение ученика и статусное
неравенство не способствуют свободе общения , приводят к скованности
, ошибкобоязни , снижает мотивацию . При контроле это усугубляется
ожиданием оценки и отрицательно сказывается на его результатах .
Кроме того , контролироваться должно не учебное общение , а
естественное неофициальное , где роли преподавателя вообще не
существует . Ещё одним существенным недостатком индивидуального
контроля является вынужденная пассивность класса в течение
значительной части урока , не говоря уже о той совершенно порочной
практике прошлых лет , когда одного ученика спрашивали у стола
учителя в течение 15-20 минут , устраивая ему некое подобие
экзамена . Даже в настоящее время , когда ученики по 4-5 минут
пересказывают текст , делают сообщения по теме , участвуют в диалогах
и т. п., и даже в тех случаях , когда учителю удаётся спросить
таким образом 10 и более учащихся , часть класса остаётся не
охваченной работой . Те же школьники , которые уже успели
высказаться , также в течение ближайших 20 минут оказываются не
вовлечёнными в активную работу . Таким образом , получается, что
даже небольшой по времени индивидуальный контроль приводит , с
одной стороны , к относительной пассивности всего коллектива , с
другой стороны , выступающий имеет возможность практиковаться на
уроке в связной устной речи не более 3-4 минут .
В настоящее время на уроках широко используется парная работа –
режим, увеличивающий время активной деятельности учащихся ; он
применяется для взаимной тренировки учащихся в усвоении языкового
материала; особо эффективно его применение для развития диалогической
речи. Отдельного понятия « контроль рабочей пары » в методике
преподавания не существует но его можно рассматривать как одну из
организационных форм контроля. Эта форма контроля может носить как
скрытый, так и открытый характер. В первом случае учащимся даётся
« откровенно» контрольная установка, например ответить на вопросы
парнёра, используя определённый языковой материал. Если работа
проводится на материале достаточного объёма, оценка выставляется в
баллах, в других случаях начисляются очки, как при фронтальном
опросе. При парной работе могут решаться и коммуникативные задачи
(диалогическая речь). В этом случае контроль приобретает скрытый
характер. Учащиеся, получившие роли, репетируют их, затем выступают
перед классом. Учитель прислушивается к работе каждой пары (в
технически оборудованных классах попеременно подключается к ним ).
Он наблюдает за ходом работы большинства пар, присоединяясь к ним
как собеседник, одна – две пары выступают затем перед классом . В
результате оценки в баллах выставляются почти всем ученикам. Общение
«ученик – ученик»
Общающиеся , находясь в равном положении , чувствуют себя раскованно
, каждый стремится реализовать своё коммуникативное намерение
наилучшим образом. Часто возникает атмосфера соревнования , желание
проявить себя с наилучшей стороны , что стимулирует речевую
активность общающихся . Следовательно , и при контроле партнёром
ученика должен быть другой ученик .
Таким образом лучшим видом контроля , видимо , будет
комбинированный контроль , при котором не более 10 минут урока
будет уделяться проверке умений монологической устной речи ( при
этом должны быть спрошены не менее трёх учащихся в случае
монологического высказывания и не менее трёх пар учащихся в случае
диалогической речи ) , т. е. индивидуальному контролю , а остальная
часть урока будет посвящена фронтальной работе . Причём учитель
должен так организовать работу класса , чтобы , проверяя умения
одного или пары учащихся , привлечь к активному участию в уроке
всех остальных учеников .
Оценки должны точно отражать становление речевых умений
учащихся и упрочение их языковой базы.
Важным подвидом контроля является проверка домашних заданий .
Как правило , домашние задания целесообразнее всего давать в
письменной форме . Такая точка зрения на домашние задания
обусловлена рядом причин . Прежде всего , выполнение письменных
упражнений в классе нецелесообразно из-за того , что на них
тратится большое количество времени . Практика ученика неизмеримо
больше , когда он выполняет устные упражнения , нежели когда он
выполняет те же упражнения письменно . Кроме того , нельзя не
учитывать условий , в которых учащиеся выполняют домашние задания .
Дома ученик не имеет возможности (за очень редким исключением)
получить практику в диалогической устной речи , ему не с кем
разговаривать . Он не имеет возможности также практиковаться в
неподготовленном высказывании по теме . В этом случае препятствием
является не отсутствие собеседника , как в случае с диалогической
речью , а скорее психологический фактор : ученикам трудно заставить
себя говорить вслух . Они , как правило , проговаривают всё про себя
. При этом им кажется , что их речь построена правильно , что она
льётся гладко , что всё сообщение приготовлено ими вполне хорошо .
При этом они не учитывают того , что их артикуляционная база
настолько плохо развита , что при произнесении в классе вслух тех
же самых предложений , которые они произносили дома про себя ,
результат оказывается совершенно иным : они начинают заикаться ,
подбирать слова , забывают новые речевые модели и т.д. Учащиеся ,
как правило , не умеют самостоятельно готовить дома устные речевые
задания, даже если они искренне стараются сделать это . Менее
ответственные и несобранные учащиеся нередко полагают , что
приготовить следует письменное задание , невыполнение которого учитель
может легко заметить , а устно но они смогут как-нибудь ответить
на уроке без особой подготовки .