Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 01:23, курсовая работа
Цель данной работы – раскрыть комплексный подход к системе
контроля в обучении и выделить основные средства его реализации .
Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски
необходимых форм контроля и его организация - это важнейшая задача
педагога.
Введение
Глава 1
Функции контроля
. обучающая
с.3
. воспитывающая с.3-4
. корректировочная с.4
. функция обратной связи с.4
. стимулирующая с.4-5
Глава 2
Формы контроля
. устный и письменный с.5-6
. фронтальный и индивидуальный с.6-12
. требования к проведению контроля с.12-13
Виды контроля
. текущий
с.13-19
. итоговый
с.19
Выводы
с.20
Приложение с.21-
27
Использованная литература с.28
food . Cooking makes food taste better.
4. Make up a detailed plan on topic “Places of interest in
Moscow”.
5. Write down the rules of etiquette in Britain .
3) Примеры контроля рабочей пары .
1 . Make up a short dialogue on topic “Summer holidays”.
2. Make up a dialogue using the phrases given on the
blackboard:
-To find fault with , to be upset , to hesitate, to burst out
crying , to cheer up , to pull oneself together;
-To fix the time , to keep someone waiting , to burst into the
room, to explain , to run into , to be held up , because of ,
ets.
3. Ask the passer-by to show you the way to the booking
office.
4. Make up a dialogue using the phrases on your cards:
Я давно тебя не видел ; больше недели ; сильная простуда ; я иду
в поликлинику ; квалифицированный врач ; быстро поправиться ; пока.
5. Ask your partner about his plans for the future .
4) Примеры фронтального контроля .
1. Say sth. to prove that it is better to go to the seaside
in summer .
2. What do you think we should do to keep our figures ?
3. Imagine that you meet a guest from the British Isles . Ask
him about his country / geographical position ; customs ;
traditions ; etiquette ; places of interest/
4. Why is it important to study nowadays?
5. What is your hobby ?
5) Примеры индивидуального контроля .
1. Make up a situation using the proverb:
What is worth doing , is worth doing well ./Если делаешь дело ,
делай его хорошо ./
When angry , count a hundred ./Когда сердишься , посчитай до ста
./
The poorest truth is better than the richest lie ./Самая
неприглядная правда лучше самой красивой лжи./
Politeness oils the wheels of life ./Вежливость облегчает жизнь .
2. Write your opinion in a short assay about the joke :
The telephone rings . The teacher takes a receiver .
- Excuse me , sir . Jim Brown is ill , and he can`t attend
classes today .
- All right . Who`s speaking?
- That`s my father .
3. Tell the episode from your life to illustrate the topic
“Animals”.
4. Write the letter to your friend in the USA about your
everyday life .
5. Draw some incident in your life & then tell it to your
class .
6) Примеры домашнего задания .
1. Fill in the gaps where it is nesessary :
1)The shops close …. 5.30 p.m.
2)I don`t work …. Sundays .
3)The garden is lovely …. spring .
4) Good bye ! See you …. Friday .
5) I`m going on holiday …. October .
6) I can`t sleep …. night .
7) In Britain children get presents …. Christmas .
8) – Hurry! The train leaves … five minutes .
9) They`re going on holiday …. next Monday .
10) …. Last summer we went to Scotland .
2. Describe your room using “there is/there are”
3. Find an amusing article in some newspaper & try to translate
it, then tell it in English to the class .
4. Write all possible forms of the following verbs :
To lie , to rise , to know , to break , to do , to choose , to
fall ,
to fell .
5. Describe a famous person and then let your class solve
who it
is .
7) Примеры текущего контроля :
Скрытый .
1. Одна из задач урока по английскому языку – учить учащихся
вести диалог. Они обмениваются мнениями о прочитанной книге. Следует
создать ситуацию, которая стимулировала бы их к этому и
одновременно дала бы возможность контролировать степень развития
умения диалогической речи. Ситуация «Reading conference in the
school library» вполне отвечает этим задачам. Учитель берёт на себя
роль председателя конференции. Реквизитом служат книги, названия
которых взяты из реальных формуляров учеников данного класса ( как
известно , личностный компонент способствует атмосфере общения ).
Председатель побуждает учащихся (участников конференции) высказаться о
прочитанных книгах, ответить на вопросы, касающиеся этих книг.
2. Учащиеся подведены рядом уроков по теме «At the map of
the world» к возможности беседовать о путешественниках. На уроке,
одна из задач которого – контроль неподготовленной монологической
речи, возможна ситуация «Фантастическая встреча мореплавателей разных
эпох у контурной карты». Ученики, исполняющие их роли, знакомят
коллег с биографией своего героя, рассказывают о путешествиях,
прослеживая их по карте и заполняя «белые пятна» .
Вывод : Всё внимание учеников сосредоточено на обмене мнениями
о книгах (первый случай) , на рассказе об открытиях ( второй случай ).
Это одновременно и форма скрытого контроля, и своего рода смотр
сил, позволяющий выявить и оценить степень сформированности
экспрессивных речевых умений учащихся.
Однако , говоря о языковом материале как об объекте
произвольного контроля , мы имеем в виду не изолированный материал
, а элементы речи , части связного целого.
3 . Если одной из задач урока является беседа о любимом
авторе и любимой книге , то контрольное задание следует
сформулировать таким образом , чтобы привлечь активное внимание к
элементам речи , т. е. к опорам будущего высказывания. В данном
случае оно может быть таким : Назовите слова и выражения , которые
помогут вам в беседе о книгах , упорядочите их с помощью следующей
таблицы :
|Существительные , |Глаголы , передающие |Прилагательные , |
|обозначающие названия |отношение к книге, её |служащие для оценки |
|жанров литературы |автору , герою |автора, произведения, |
| | |героя |
Языковой материал следует заносить в колонки в исходной , т. е.
словарной форме. Иногда учащимся можно предложить представить его
в форме , готовой к употреблению , в виде «лексико –синтаксической
позиции» - важной ступени «от смысла к выражению».
Приведём характерные установки к таким упражнениям:
а) при аудировании: Прослушайте тексты – загадки. Постарайтесь
понять их общее содержание и ответить на вопрос: о ком здесь идёт
речь? Назовите имена этих людей. Правильная /неправильная отгадка
учеников – неосознаваемый ими отчёт об умении понимать речь на
слух;
б) при чтении: Прочитайте текст. Ответьте на проблемный вопрос.
Характер ответа на этот вопрос – показатель понимания/непонимания
содержания текста.
4. Нам предстоит сегодня рассказать о том, чем мы занимаемся
на уроках немецкого языка. Какие глаголы мы при этом употребим? В
какой временной форме? Этой форме контроля легко придать игровой
характер, характер соревнования. Например: Кто больше назовёт…
5. В ходе беседы о книгах в 5 классе учитель задаёт ситуацию:
«Если мы пойдём в качестве шефов в детский сад, то какую из
данных книг лучше прочитать детям: «Чук и Гек», «Сказки братьев
Гримм» или «Мойдодыр»?» Вопрос обращён ко всему классу, он
настраивает на ответ каждого ученика. После небольшой паузы
называется имя ученика, который обосновывает свой выбор книги.
Использованная литература:
1. Рабинович Ф.М. Контроль
на уроках иностранного языка//
в школе. М.,1987.№1
2. Миньяр-Белоручев Р.К. Вопросы теории контроля в обучении иностранным
языкам//Иностранный
язык в школе. М.,1984.№6 с.64-
3. Подласый И. П. Педагогика. М.: Просвещение, 1996
4. Хуторской А.В. Современная дидактика. СПб., 2001.
5. А Горчев.Ю. Объекты,
уровни и приёмы контроля//
школе. М.,1984.№6
с.68-72.
6.Клычникова З. И.
иностранном языке. М.,1983
7.Бим И. Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и
проблемы школьного учебника. М .,1974
8. Елухина Н.В. ,Тихомирова Е. В. Контроль устного неофициального
общения на иностранном языке//Иностранный язык в школе. М.,1998.№2
9.Теоретические основы методики обучения иностранному языку в
средней школе / Под редакцией Миролюбова А. А. М.,1981
10. Настольная
книга преподавателя
Справ . пособие / Е. А. Маслыко, П. К. Бабинская , А. Ф. Будько и
др. – Мн.: Выш. шк., 1996.- 522с.
13.1. Сущность контроля обучения как дидактического понятия |
Контроль, или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Он имеет место на всех стадиях процесса обучения, но особое значение приобретает после изучения какого-либо раздела программы и завершения ступени обучения. Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня освоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. Однако дидактические понятия проверки знаний или контроля результатов обучения имеют значительно больший объем в современной педагогике. Контроль, проверка результатов обучения трактуется дидактикой как педаг огическая диагностика. Зарубежная педагогическая диагностика столь же стара, как педагогическая деятельность, и понимается как процесс, в ходе которого производятся измерения уровня усвоения знаний, обученности учащихся, а также и некоторых сторон развития и воспитанности, обработка и анализ полученных знаний, обобщение и выводы о корректировке процесса обучения и о продвижении учащихся на следующие ступени обучения, выводы об эффективности работы учителей и всего образовательного учреждения. В отечественной педагогике тоже имеются обсуждаемые понятия. Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административна-формальная процедура 352 проверки работы учителя и школ, как функция управления, результаты которой и служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения имеет уже указанные значения проверки и оценки знаний учащихся учителем. Термин педагогическая диагностика в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой. Применительно к процессу обучения целесообразно исполь зовать термин педагогическая диагностика в указанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными в отечественной дидактике терминами: контроль, проверка, оценка и учет знаний. Контроль обучения как часть дидактического процесса и дидактическая процедура ставит проблемы о функциях проверки и ее содержании, видах, методах и формах контроля, об измерениях и, значит, о критериях качества знаний, измерительных шкалах и средствах измерения ("приборах"), об успешности обучения и неуспеваемости учащихся. Итак, по порядку обо всем отмеченном. Будучи составной частью процесса обучения, контроль имеет образовательную, воспитательную и развивающую функции: поскольку проверочные задания аналогичны обучающим, постольку сохраняются и функции обучения. Но главная функция контроля, конечно, диагностическая. Она конкретизируется в ряде задач в зависимости от вида контроля. Дидактика знает такие виды контроля: текущий, периодический, итоговый. Текущий контроль — это систематическая проверка усвоения знаний, умений и навыков на каждом уроке, эта оценка результатов обучения на уроке. Как составная часть обучения, текущий контроль оперативен, гибок, разнообразен по методам и формам, средствам. Периодический контроль осуществляется после крупных разделов программы, периода обучения. В нем учитываются и данные текущего контроля. Итоговый контроль проводится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача — зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. В целом, как следует из сказанного, функция контроля состоит в установлении уровня усвоения знаний на всех этапах обучения, в измерении эффективности учебного процесса и успеваемости. Это 12-241 353 следует конкретизировать, в частности, в следующих задачах: определение пробела в обучении, коррекция процесса обучения, планирование последующего обучения, рекомендации по предупреждению неуспеваемости. Большую важность для науки представляет содержание контроля, что именно проверяется в обучении. В отечественной педагогике принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Они описываются как на общедидактическом, надпредмет-ном уровне, так и на уровне предмета, обычно в виде материалов к программе по предмету. В западной педагогике проверяемые результаты обучения описываются как когнитивные, социальные и эмоциональные цели обучения. К этому направлены усилия современной отечественной дидактики. Одна из ее проблем состоит в том, чтобы цели обучения, они же результаты, подлежащие проверке, формулировать в терминах поведения, наблюдаемых действиях учащихся. В этом случае, считается в дидактике, может быть зафиксировано их наличие, проявление в том или ином виде. Они могут быть измерены, т.е. может быть установлен уровень сформированности знаний. С 50-х годов текущего столетия идет разработка таксономии целей обучения (Б.Блюм), именно на основе такого подхода диаг-ностично поставленные цели позволяют объективное обнаружение и оценивание степени их достижения. В когнитивной области Б.Блюм предложил такие ступени целей обучения: ученик знает, понимает, применяет, анализирует, обобщает и оценивает. Эти действия ученика и подлежат проверке. На языке отечественной дидактики это означает, что проверяется запоминание и воспроизведение учебного материала, умение выполнять различные действия с ним: говорить на иностранном языке, писать сочинение, решать задачи, делать лабораторную работу и пр. Кроме знаний, содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие учеников. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, постольку требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях. Имеется в виду развитие речи, мышления, памяти, умения использовать знания в стандартной и новой ситуации, решать проблемы, выполнять практические работы. Содержанием школьного контроля является также сформированность мотивов учения и деятельности, такие социальные качества, как 354 чувство ответственности, моральные нормы и поведение. Однако, во-первых, эти социальные и психологические результаты обучения весьма трудно обнаружить, тем более измерить, и, во-вторых, выявление некоторых социальных качеств личности в рамках проверки результатов обучения может расцениваться как посягательство на свободу взглядов, как вмешательство во внутренний мир учащегося. Тем не менее перед педагогикой стоит проблема всесторонней проверки и оценки результатов обучения в когнитивной, социальной и психологической областях. |