Вклад в развитие зарубежной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом». Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Содержание

Демокрит……………………………………………………………………… 3
Аристотель……………………………………………………………………. 3
Марк Фабий Квинтилиан…………………………………………………….. 4
Томмазо Кампанелла…………………………………………………………. 7
Я. А. Коменский………………………………………………………………. 10
Джон Локк…………………………………………………………………….. 12
Ж.-Ж. Руссо……………………………………………………………………. 14
Песталоцци…………………………………………………………………… 17
И. Оберлин…………………………………………………………………… 20
С. Уильдерспин……………………………………………………………… 21
Фридрих Фребель……………………………………………………………. 22
Роберт Оуэн………………………………………………………………………………… 23
Джон Дьюи…………………………………………………………………… 24
Полина Кергомар…………………………………………………………… 25
Мария Монтессори…………………………………………………………… 26
Декроли……………………………………………………………………….. 29
Список литературы…………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

конспект.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

Идеи Кампанеллы об общественно-полезном труде были не только прогрессивными и передовыми в эпоху Возрождения, но остались актуальными и до настоящего времени. Труд – это не только необходимость, он выступает как большая преобразующая сила, кардинально изменяющая человека. В связи с этим идеи Кампанеллы о трудовом воспитании не забыты, а, напротив, дополняются нынешней педагогикой с учетом особенностей современного периода развития общества.

 

 

Я. А. Коменский

Основные педагогические идеи: всеобщее обучение, идеи дисциплины, понятие школьного года, дидактические принципы, классно-урочная система. Коменский считал, что обучение нужно осуществлять в школе с помощью: общешкольного плана, классно-урочной организации, учёбы с 6 лет, проверки знаний, запрета пропускать уроки, учебников для каждого класса. Дидактические принципы: природосообразность, наглядность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность. Вопросы воспитания и обучения Коменский рассматривал в неразрывном единстве. Дидактику он трактовал как теорию образования и обучения и как теорию воспитания. Коменский призывал давать всей молодёжи широкое универсальное образование, считал необходимым связать всю образовательную работу с обучением языкам — сначала родному, потом латинскому - как языку науки, культуры того времени.

В учебном методе, который Коменский толковал расширительно, самым существенным он считал порядок  и естественность. Отсюда у Коменского вытекали и основные требования к  обучению: начинать обучение надо по возможности  раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

 

Стремясь сделать  образование доступным всем детям, Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая заменила индивидуальную. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет - латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Коменский изменил и содержание самих «свободных искусств», связав их с практическими потребностями и подняв до уровня современной ему науки. Наконец, в каждом государстве должна быть академия — высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет. Эту систему, описанную уже в «Чешской дидактике», Коменский в «Пампедии» расширил, добавив к ней «школы зрелого возраста и старости», в которых «преподаёт» сама жизнь.

В большинстве  педагогических работ Коменского содержатся высказывания об учителе, а в «Пампедии» есть специальная глава. Учитель, по Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе. Коменский оказал огромное влияние на развитие мировой педагогики и школьной практики. Многие его дидактические положения вошли в современную теорию обучения.

Самый известный теоретический труд Коменского по педагогике «Дидактика», т.е. общая теория обучения. Первоначально он был написан на чешском языке, а потом в переработанном виде переведён на латинский язык, в то время международный язык науки, под названием «Великая дидактика».

 

Джон  Локк

Воспитание  способно сформировать особую «породу» людей - джентльменов. Основная цель воспитания - счастье человека, основывающееся на добродетели, «добродетель в прямом смысле является высокой и трудно достижимой целью воспитания». Она возникает не только под воздействием наставлений и бесед воспитателя, «весь труд и все искусство воспитания должны быть направлены к тому, чтобы вооружить душу добродетелью», до тех пор, пока молодой человек «органически не полюбит ее», тогда он будет видеть в ней свою славу и получать от нее удовольствие. Воспитание добродетели дает возможность достичь личного счастья и не препятствовать в этом другим. В душе ребенка следует закрепить понятие о Боге, делающем добро всем, кто Его любит и почитает.

Поэтому первой задачей педагога становится достижение крепкого физического здоровья воспитанника, умеющего разумно рассуждать и делать необходимые для жизни выводы. Важнейшими задачами воспитания признается выработка характера, воли, нравственности, умственное развитие. Родителям дается совет: «Ищите человека, который знал бы, как можно благоразумно сформировать характер мальчика; отдавайте его в такие руки, которые смогут... охранять его невинность, любовно поддерживать и развивать в нем хорошие начала». В воспитании характера особенно важны: упражнения, опыт, пример воспитателей и родителей. Не стоит удовлетворять все желания ребенка, но нельзя и отказывать ему в естественных «законных» требованиях. Направлять поведение ребенка помогут в первое время «страх и уважение», а в более поздние годы воспитатель сможет влиять на поступки воспитанника благодаря любви и дружбе с ним.

Джентльмен, о  воспитании которого пишет Локк, должен иметь твердую волю и сильный  характер, но они должны быть подчинены  разуму. «Высшая инстанция, к которой человек прибегает, определяя свое поведение, есть его разум... Поэтому в высшей степени важно тщательно заботиться о разуме, заботиться о том, чтобы правильно вести его в поисках знания» и суждений. Чтение, письмо, рисование, родной и французский языки, география, математика, астрономия, хронология, этика, история, законоведение составляют круг дисциплин, необходимых джентльмену. Словесной форме обучения, по мнению Локка, следует предпочесть обучение с опорой на чувственный опыт, ведь чувственные представления составляют основу для возникновения сложных понятий. Для получения верных суждений требуются нормально развитые чувства, что возможно при физическом здоровье. Здоровое тело - залог полноценного умственного развития. Важная сторона воспитания — овладение ребенком ремеслами, трудовая его закалка. Живопись, токарное, плотничное, столярное дело, садоводство и другие полезные ремесла заслуживают усвоения и совершенствования в них. Ручной труд, ремесло укрепляют здоровье, развивают ловкость и сноровку, а также служат развлечением после занятий умственным трудом. Люди, ведущие сидячую или кабинетную жизнь, должны иметь какое-нибудь упражнение, которое могло бы одновременно развлекать их душу и давать занятие телу, рекомендует Локк. Отдых заключается не в безделье, а в перемене занятий. Копание земли, посадка деревьев и другие подобные и полезные занятия могут быть не меньшим развлечением, «чем любой праздный модный спорт». Таким образом, Локк развил новые педагогические идеи, которые могут быть кратко представлены следующим образом:

- ребенок от рождения не несет в себе никаких врожденных идей и пороков;

- все, что есть в сознании человека, получено им благодаря ощущениям и собственному опыту;

- воспитание всесильно, только от него зависит, каким вырастет ребенок;

- основная цель  воспитания - счастье человека, опирающееся на добродетель;

- здоровье ребенка  - первая задача воспитания;

- пример окружающих, упражнения ребенка действеннее всяких слов;

- следует отказаться от принуждения в воспитании.

Ж.-Ж. Руссо

Роман-трактат  «Эмиль, или О воспитании» является основным педагогическим сочинением Руссо, оно целиком посвящено изложению  его взглядов на воспитание; в нем  разумное воспитание понимается Руссо  как способ-общественного переустройства, В романе действуют два персонажа - Эмиль (от рождения до 25 лет) и проведший с ним все эти годы воспитатель, выполняющий роль родителей. Эмиль воспитывается вдали от развращающего людей общества, вне социальной среды, на лоне природы.

Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода: Младенчество - от рождения до 2 лет; детство - от 2 до 12 лет; отрочество - от 12 до 15 лет; юношество - от 15 до вступления в брак. В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере. взросления Эмиля ЖЖ. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

Первые годы жизни - это время физического развития, когда ребенок нуждается в движении, поэтому нельзя стеснять его свободы, нужно позволить ему свободно двигаться, не затягивая его пеленками. В эти годы нужно укреплять физические силы, закаливать ребенка. Вскармливать ребенка нужно самой матери. Не следует торопить природу, заставляя ребенка говорить — всему свое время. «Подготавливайте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».

В детском, возрасте (от 2 до 12 лет) происходит накопление чувственного опыта, без которого деятельность ума  лишена всякого содержания. Ноги, руки, глаза являются первыми учителями  Эмиля, до наступления разумного возраста ребенок воспринимает «не идеи, но образы»; ребенка поражает все, что он видит и слышит, все окружающее его служит ему книгой. Искусство воспитания и состоит в том, чтобы отобрать те предметы, которые он может познать благодаря чувствам, а созданный запас знаний пополнится впоследствии. «...Если хотите развить ум вашего воспитанника, развивайте силы, которыми он должен управлять. Упражняйте непрерывно его тело; сделайте его крепким и здоровым, чтобы сделать мудрым и рассудительным; пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он всегда будет в движении: пусть он будет взрослым по крепости, и он скоро будет взрослым по разуму». Тогда он вынужден много наблюдать, набираться опытности. Так, Эмиль берет уроки у природы, а не у людей. Заменить эти уроки книгами - это значит научить его пользоваться умом других,. все принимать на веру и ничего не знать. Инструментом разума являются органы чувств.

В отроческом возрасте (12-15 лет) происходит переход от ошущений ребенка к идеям, знаниям. От чувственно воспринимаемых предметов ребенок переходит к науке. Но особенность ее изучения состоит в | том, что он не выучивает науку, а выдумывает ее, открывает ее сам.  Задача воспитателя не в том, чтобы преподать науку Эмилю, а вызвать в •нем интерес, дать ему методы изучения. Нужно приучать ребенка сосредоточиваться на одном предмете, но не с помощью принуждения, а с 'помощью получаемого им при этом удовольствия. Не стоит полностью ' удовлетворять его любопытство, когда он обращается к наставнику с вопросами, тогда у него возникает желание и самому дополнительно узнавать новое. Ребенок должен быть поглощен предметом изучения, а воспитатель — поглощен ребенком, чтобы незаметно для него наблюдать за ним, заранее предугадывая его чувства, так же незаметно направлять их, подмечать те выводы, которые делает ребенок.

Ручной труд больше всего  приближает человека к его естественному  состоянию, ремесленник зависит  только от своего труда. Земледелие -— первое ремесло человека, оно самое честное и полезное, с него и началось трудовое воспитание Эмиля. А дальше он сам выберет, чем ему заняться; ведь он уже умеет пользоваться токарным станком, рубанком, пилой, нужно лишь приобрести быстроту и легкость в их употреблении. Мужчине не подойдут такие занятия, как портняжное дело (это женское ремесло), торговля. Эмилю пришлось бы по вкусу ремесло столяра; тем же юношам, которые имеют другие наклонности, полезно делать математические инструменты, телескопы и т.п. Лучше всего заниматься несколькими ремеслами, ведь эти занятия нужны не для того, чтобы стать специалистом, а для того, чтобы стать человеком. Основные педагогические идеи:

- Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания - сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный общесгвом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

- Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

- Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет он того, чего хочет от него воспитатель.

- Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

- Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

- Чувственное познание и опыт становятся источниками научного знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми - этой задачей следует руководствоваться в учении.

- Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.

Песталоцци

Всестороннее гармоничное развитие - это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное  элементарное образование, целью  которого является всестороннее  развитие умственных задатков, самостоятельности  суждений и владения навыками  интеллектуальной работы.

2. Физическое  элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для «физической самостоятельности» и владения «физическими навыками».

3. Нравственное  элементарное образование, целью  которого является всестороннее  развитие нравственных задатков, необходимых для «обеспечения  самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков». Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных  задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред. Так, человек может представляться миру светочем науки и в то же время творить зло, иметь «необузданную силу интеллекта» в соединении с бессердечностью, жаждой богатства и стремлением к насилию. Так же и все претензии человека на высокую мораль, если ее источником не являются любовь к людям, вера, благородство, не представляют собой истинной морали, а оказываются лишь лицемерием. Еще страшнее люди, имеющие «звериную волю к насилию», добивающиеся всего на свете во имя собственных алчных интересов, это «хищники от морали». Они порождают массу «моральных ослов», не способных ни к какому действию, ограниченных бессильным доброжелательством. Гармоничное развитие всех природных сил человека предполагает воспитание в равновесии, в гармонии с самим собой.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие «сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений». Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует «в совокупности на сердце, ум и руку». Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению «внешних чувств», органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. УМ хочет мыслить», - пишет Песталоцци в «Лебединой песне». Но если не руководить этими природными потребностями, предоставив их самим себе, то развитие пойдет чрезвычайно медленно. Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей.

Информация о работе Вклад в развитие зарубежной педагогики