Вклад в развитие зарубежной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:33, реферат

Краткое описание

Философ придавал огромное значение воспитанию и считал, что оно ведет к обладанию тремя дарами: «хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать». Философ считал, что хотя воспитатель формирует и изменяет человека, тем не менее его руками действует природа, ибо человек является ее частицей – «микрокосмосом». Демокрит отмечал, как важно родителям посвятить себя воспитанию детей. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество. Демокрит полагал, что главное не количество полученных знаний, а воспитание интеллекта.

Содержание

Демокрит……………………………………………………………………… 3
Аристотель……………………………………………………………………. 3
Марк Фабий Квинтилиан…………………………………………………….. 4
Томмазо Кампанелла…………………………………………………………. 7
Я. А. Коменский………………………………………………………………. 10
Джон Локк…………………………………………………………………….. 12
Ж.-Ж. Руссо……………………………………………………………………. 14
Песталоцци…………………………………………………………………… 17
И. Оберлин…………………………………………………………………… 20
С. Уильдерспин……………………………………………………………… 21
Фридрих Фребель……………………………………………………………. 22
Роберт Оуэн………………………………………………………………………………… 23
Джон Дьюи…………………………………………………………………… 24
Полина Кергомар…………………………………………………………… 25
Мария Монтессори…………………………………………………………… 26
Декроли……………………………………………………………………….. 29
Список литературы…………………………………………………………... 31

Вложенные файлы: 1 файл

конспект.doc

— 168.50 Кб (Скачать файл)

При этом «не  воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь», воспитатель лишь заботится о том,  чтобы негативное влияние не нарушало естественного хода развития, поддерживает усилия ребенка, которые он сам проявляет для собственного развития. Моральные, умственные и практические силы человека «должны воспитываться внутри ею». Так, вера укрепляется благодаря собственному убеждению, а не благодаря размышлениям о ней, любовь опира-на поступки, исполненные любви, а не на высокие слова о ней. Мысль -на собственное мышление, а не на усвоение чужих, мыслей. Началом развития каждой из сторон личности выступает самопроизвольное желание индивидуумом деятельности. Школа, учитель стоят перед задачей обеспечения детей соответствующими средствами и материалами для их деятельности.

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении природных задатков. Песталоцци выделил простейшие элементы, которые считал основой обучения - это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Путем усложняющихся упражнений осуществляется развитие природных задатков ребенка. Упражнения следует связывать с изучением предметов, а не слов, с наблюдением за предметами. Отсюда - необходимость летного урока, но не ради развития наблюдательности, а ради умственного воспитания в целом. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, «получая впечатления и обогащаясь опытом». Его опыт должен найти ясное выражение в словах. Целью преподавания стало развитие учеников, а не догматическое заучивание ими материала. Песталоцци стоял у истоков идеи развивающего обучения. «Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы», - утверждает Песталоцци. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание. Проводя целый день в школе, дети могут заниматься прядением и ткачеством, на участке земли каждый может обрабатывать свои грядки, ухаживать за животными. Они учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с лучшими хозяйствами в деревне и ремесленными мастерскими. Такой труд будет способствовать физическому развитию и готовить к предстоящей деятельности.

Педагогические  идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике, а опыт их проведения в жизнь в учреждениях, руководимых им, способствовал распространению и школьной практики знаменитого педагога. Так как институт Песталоцци в Бургдорфе и Ивердбне посещали учителя, студенты и многие люди, интересовавшиеся вопросами воспитания, идеи педагога стали широко распространяться и осуществляться в практике школ в других странах. Возникло направление в педагогике, связанное с именем Песталоцци.

 

 

 

И. Оберлин

Мероприятия Оберлина в области воспитания и образования  тесно связаны с его широкой  хозяйственной и филантропической деятельностью. Стремясь повысить культурный уровень прихода, подготовить население к овладению новыми формами труда, Оберлин ввел обязательное совместное обучение до 16 лет. Он организовал три ступени школы: начальную - для детей от 7 до 9 лет, среднюю - для детей от 9 до 12 лет и для взрослых - от 12 до 16 лет. Первые две ступени школы были общеобразовательными; в школе для взрослых основное место отводилось сельскохозяйственному обучению; девочек, кроме того, учили еще вязать и шить в «Вязальных школах».

В 1769 г. Оберлин  открыл первую школу для детей  дошкольного возраста, которую также  стали называть «Вязальной». Он привлек в качестве педагогов крестьянских девушек, которых обучал искусству воспитания. Среди них особенно выделялась Луиза Шеплер, в течение 58 лет самоотверженно служившая делу воспитания маленьких крестьянских детей. Заслуги Луизы были высоко оценены: в 1829 г. Парижская Академия наук присудила ей премию в 5000 франков.

Большое место  в оберлиновских учреждениях  занимало религиозное воспитание, за что их критиковал Р. Оуэн, который в 1818 г. посетил Вальдбах. Оберлин не оставил педагогических сочинений, но свою работу строил на основе глубокого знания теории и практики воспитания. Он был знаком с современными ему передовыми педагогическими воззрениями Песталоцци, филантро-пистов, идеи которых о значении игры в дошкольном возрасте, о наглядности, о сенсорном и трудовом воспитании нашли отражение в практике «Вязальных школ».

Статья Устава Оберлиновских учреждений гласила: «Руководительницы, учительницы маленьких детей (К1етктс1ег1епгепппеп) должны руководить детьми от 3-х до 7-ми лет, до поступления их в начальную школу, однако, не привлекая старших девочек в качестве мониторов; последние в школах не допускаются. Детей должны собирать два раза в неделю на 3 часа, именно с 1 апреля по 1-е октября и с 1 ноября по 31-е марта с 1 до 4 часов. Занятия должны начинаться и заканчиваться молитвой. Руководительницы должны стремиться: воспитывать в детях религиозное чувство, источник всяких добродетелей; внушать им любовь к богу, уважение и благодарность к своим родителям и любовь к товарищам. Для этого руководительницы должны:

- Отмечать красоту и гармонию природы в повседневных дарах 
божьих, рассказывать им из библии нравоучительные, соответству 
ющие их пониманию истории.

- Внушать детям любовь к порядку, труду, спокойствию, благо 
пристойности, истине и т. д.

- Упражнять память, обучая их религиозным песням, послови 
цам и повторять с ними пройденные рассказы.

- Все это они должны проделывать на французском языке, от 
учая их от непонятного патуа.

- Они должны обучать детей песням, чтобы они могли своими 
нежными голосами подпевать в церкви во время богослужения.

- Во время прогулок следует знакомить детей с местными рас 
тениями, с их свойствами, пользой, которую они приносят, особенно 
приучать точно отличать ядовитые растения.

- Во время обучения дети должны быть заняты такими ручны 
ми работами, которые соответствуют их возрасту и их силам, напри 
мер вязание».

С. Уильдерспин

Заслуживает внимания и опыт английского педагога Самуила  Уильдерспина. В 1820 г. он возглавил учреждение, за которым в Англии и некоторых  других странах сохранилось название «школа для маленьких детей». Целью этого учреждения было воспитание детей рабочих, ремесленников, крестьян в духе строгой дисциплины, протестантской морали и добродетелей. Уильдерспин написал несколько книг, в которых изложил свою методику и свои взгляды. В книге «Воспитание маленьких детей, или О важности воспитания детей бедняков» вопрос касается качества учителя и учительницы. Здесь он пишет: «Широко распространено мнение о том, что почти всякий может воспитывать детей... Думающие так, весьма ошибаются; ибо, поскольку на воспитателе маленьких детей лежит обязанность заложить в детские души семена религии и добродетели, учителю предстоит делать нечто большее, чем твердить тексты из книг. Я не считаю необходимым держать детей в отдалении от воспитателя; скорее надо добиваться того, чтобы они сделали его своим поверенным; благодаря чему он узнает многое из чего извлечет пользу как для детей, так и для себя. Уильдерспин разработал профессиональные правила для руководительниц:

- Никогда не наказывать детей в гневе.

- Никогда ничего не отнимать у ребенка, не вернув ему этого обратно.

- Никогда не нарушать обещания.

- Никогда не пропускать проступка незамеченным.

- Всегда стремиться быть образцом для подражания.

Интересна еще  одна мысль: «С величайшею осторожностью выбирая учителя, следует затем предоставить ему свободу действия, смотря по его личному пониманию и по окружающим обстоятельствам».

 

Фридрих Фребель

Ф. Фребель придавал большое значение общественному  дошкольному воспитанию. Так же, как и И. Г. Песталоцци, он отводил видное место в воспитании маленьких детей семье, матери. Но вместе с тем он указывал, что многие матери не имеют достаточного времени для воспитания своих детей и соответствующей педагогической подготовки. В связи с этим он призывал к организации семейных союзов для совместного создания детских учреждений, которые он назвал детским садом. В 1837 г. он открыл в Германии в городе Бланкенбурге первый детский сад. В эти же годы Ф. Фребель организовал в своем учреждении подготовку воспитательниц детского сада, которых он называл «садовницами». Проблему педагога Ф. Фребель поставил тонко: он верно указал, что воспитатель должен быть одновременно и активным, и пассивным, и дающим, и воспринимающим, он должен изучать ребенка и понять его.

Роберт Оуэн

Как и Ф. Фребель, Р. Оуэн был пионером в области  дошкольного воспитания. В 1816 г. был  открыт давно задуманный Р. Оуэном «Новый институт», который привел в систему  все его педагогические учреждения, созданные им ранее, а именно: школу для маленьких детей до 6 лет, в которую входили ясли, детский сад и площадка для игр, начальную школу для детей 6–10 лет, вечернюю школу для подростков, работавших на фабрике. Самой дорогой для Оуэна частью Института была школа для маленьких детей. Воспитателями школы для маленьких детей были не обычные школьные учителя, а ткач и молодая работница, которые ласково обращались с детьми и никогда не прибегали к телесным наказаниям.

Как часть всей своей педагогической системы Р. Оэун разработал основные положения системы дошкольного воспитания детей. Педагогу отводится ведущая роль. Педагог должен быть кротким, любящим, отзывчивым на все запросы каждого ребенка, служить им примером во всем, должен учитывать и умело использовать интересы детей и культивировать все их способности. Задача педагога: проводить отбор знаний, организовывать среду, откуда поступают впечатления, постепенно расширять кругозор детей.

Педагог в системе  Р. Оуэна является центральной фигурой. Он один из основных факторов, образующих характер ребенка. Он воздействует на детей всей своей личностью в целом. Главное в нем – единство этических взглядов и поведения. Педагог должен быть сам новым человеком, чтобы воспитывать новых людей.

 

 

 Джон Дьюи

В 90-е года XIX века в США зародилась так называемая «философия прагматизма». В качестве критерия истины прагматизма признают пользу, при этом значимость пользы определяется чувствами «внутреннего удовлетворения», или самоудовлетворения. В реформаторской педагогике американский философ и педагог Д.Дьюи выступил как наиболее яркий представитель философско-педагогического направления прагматизма (от греч. – дело, действие), основанного на трактовке истинности как практической значимости: «истинно то, что полезно».

Д.Дьюи представлял  также одно из направлений прагматизма «инструментализм». В своих трудах «Школа будущего» Дьюи рассматривал воспитание как процесс накопления и реконструкции опыта с целью углубления его социального содержания. Накопление ребенком социального опыта ведет к формированию его личности. Согласно «инструментальной» педагогики обучение должно сводиться преимущественно к игровой и трудовой деятельности, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственности его открытия, способом постижения истины. Такой путь познания представлялся прагматистам более соответствующим природе ребенка, нежели традиционное сообщение ему знаний. Конечным результатом обучения, по Д.Дьюи, должна стать сформированность навыков мышления, под которыми понималась способность в первую очередь к самообучению. При такой системе обучения, целями образовательного процесса выступали умение решать жизненные задачи, овладение творческими навыками. Обогащение опыта, под которым понимались знания, как таковые, и знания о способах действия, а также воспитание вкуса к самообучению и самосовершенствованию. Школьное обучение. Согласно Д.Дьюи, следует начинать с деятельности учащихся. Имеющей социальное содержание и применение, и только позже подводить школьников к теоретическому осмыслению материала, к познанию природы вещей и способов их изготовления.

Полина  Кергомар

Развитие ребёнка П. Кергомар рассматривала как естественный процесс, на который определённое влияние оказывает среда и воспитание. Признавая ведущую роль взрослого в формировании личности ребёнка, предостерегала от излишней сухости и строгости, недооценки индивидуальности воспитанника. Основой правильного воспитания считала уважение к личности ребёнка. Полине Кергомар принадлежит заслуга в преобразовании дошкольных учреждений Франции. Вместо приютов, которые были предназначены только для дневного надзора за детьми, в 1881 были организованы материнские школы.

Разработанная под руководством Кергомар программа  воспитания в них с небольшими изменениями применяется и в  настоящее время в дошкольных учреждениях Франции. Программа строилась по двум возрастным группам: младшее (2-5 лет) и старшее (5-7 лет) отделения. Давались обстоятельные рекомендации по вопросам организации жизни (режим, питание, помещение, оборудование и пр.), по воспитанию и обучению дошкольников (занятия по развитию речи, чтению, письму, счёту, пению, ручному труду, ознакомлению с окружающим). Кергомар разработала содержание умственного воспитания, основой которого считала чувственное восприятие; особое внимание уделяла развитию у дошкольников памяти, наблюдательности, умению сравнивать, рассуждать, применять полученные знания на практике. В воспитании главными считала выработку нравственных привычек и «созерцание добра». Важное значение придавала свободной детской деятельности, в частности игре как процессу отражения полученных впечатлений и ручному труду.

Кергомар одной  из первых подняла вопрос. о необходимости  преемственности между семьёй, дошкольным учреждением и начальной школой; настаивала на широкой педагогической и психологической подготовке будущих воспитательниц. Она разработала организационные и содержательные основы нового типа детских учреждений «Материнская школа». Она предложила вводить в воспитание игру как основной метод и форму работы с детьми, указывала на необходимость учета психических особенностей детей, была противником телесных наказаний. «Дайте ему в руки игрушку, доску, карандаш, бумагу, кубики, он займется, и это принесет пользу как его рукам, которые сделаются ловкими, так и уму и сердцу».

 

Мария Монтессори

Педагогика  Монтессори, также известная как система Монтессори - система воспитания, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом, учёным и мыслителем Марией Монтессори. Методика Монтессори основана на индивидуальном подходе педагога к каждому ребёнку: малыш постоянно сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий, развиваясь в собственном ритме и направлении

Информация о работе Вклад в развитие зарубежной педагогики