Влияние семьи в формирование личности дошкольника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 20:04, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования- раскрыть значение семьи в формировании личности дошкольника.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:
1 Провести анализ научной литературы по исследуемой теме.
2 Рассмотреть факторы, влияющие на формирование личности дошкольника.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретические основы влияния семьи на формирование личности дошкольника ……………………………………………………………………...5
1.1 Проблема влияния семьи на формирование личности дошкольника в современной научной литературе..............................................................................5
1.2 Факторы, влияющие на формирование личности дошкольника……………13
2 Особенности организации семейного воспитания..............................................22
2.1 Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности дошкольника………………………………………………………………………..22
2.2 Влияние неполной семьи в формирование личности дошкольника ......25
Заключение…………………………………………………………………………28
Список использованной литературы……………………………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

Курс раб.doc

— 189.00 Кб (Скачать файл)

 Вторая позиция  реализуется в отношениях между родителем и подростком в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие к ребенку и уверенность в правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае родители признают его право на автономию и в основном видят задачу в координации самостоятельных действий ребенка, в оказании помощи при обращении к нему самого подростка.

 Наилучшие  взаимоотношения старшеклассников  с родителями складываются обычно  тогда, когда родители придерживаются  демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае твердо, последовательно и вместе с тем гибко и рационально: родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком; власть используется лишь в меру необходимости; в ребенке ценится как послушание так и независимость; родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым: он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний[8].

 Было обнаружено, что дети демократичных родителей  адаптированы лучше всего. По  сравнению с другими детьми, они  более уверены в себе, полностью  себя контролируют и социально компетентны. Со временем у этих детей развивается высокая самооценка, а в школе они учатся гораздо лучше, чем дети, воспитанные родителями с другими стилями поведения.

 Попустительский  стиль обычно проверяется в  семье как отсутствие всяческих отношений: отстраненность и отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к делам и чувствам другого.

 Чтобы понять  взаимоотношения подростков с  родителями, необходимо знать как  меняются с возрастом функции  этих отношений и связанные с ними представления в глазах ребенка мать и отец выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки без которых ребенок чувствует себя беззащитным и беспомощным; как власть, директивная инстанция, распорядитель благ, наказаний и поощрений, как образец, пример для подражания, воплощение мудрости и личных человеческих качеств; как старший друг и советчик, которому можно доверить все. Но соотношение этих функций и психологическая значимость каждой из них с возрастом меняются.

 В основе  эмоциональной привязанности ребенка  к родителям первоначально лежит  зависимость от них. Причем  мать в этом отношении обычно  кажется детям ближе, чем отец. По мере роста самостоятельности  и особенно в переходном возрасте  эта зависимость начинает ребенка тяготить. Очень плохо, когда ему не хватает родительской любви. Хуже всего обстоят дела, когда попустительство сопровождается открытой неприязнью (отвергающий родитель), ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам. Исследования малолетних правонарушителей показывают, что в многих случаях эти дети воспитывались в семьях, где попустительство сочеталось с враждебностью. Но есть и вполне достоверные данные о том, что избыток эмоционального тепла тоже вреден как для мальчиков, так и для девочек. Он затрудняет формирование у них внутренней автономии и порождает устойчивую потребность в опеке, зависимость как черту характера. Рост самостоятельности ограничивает и функции родительской власти[9].

 Либеральный стиль воспитания характеризуется отсутствием активного участия отца или матери в управлении процессом обучения и воспитания. Многие, даже важные дела и проблемы фактически могут решаться без их активного участия и руководства. Для выполнения какой-либо работы им нередко приходится уговаривать своих детей. Они решают в основном те вопросы, которые назревают сами, контролируют работу ребенка, его поведение от случая к случаю. Здесь детям предоставлен избыток свободы при незначительном руководстве родителей, которые не устанавливают каких- либо ограничений. В целом такой родитель отличается низкой требовательностью и слабой ответственностью за результаты воспитания.

 Хотя такое  поведение родителей противоположно  гипертрофированным запретительным  тенденциям, оно не обязательно приводит к противоположным результатам: дети либеральных родителей тоже могут быть непослушными и агрессивными. К тому же они склонны потакать своим слабостям, импульсивны и часто не умеют вести себя на людях. Однако в некоторых случаях они становятся активными, решительными и творческими людьми.

 На практике  ни один из приведенных стилей  не может проявляться в «чистом  виде». Применение только демократического  стиля не всегда бывает эффективным.  В каждой семье могут применяться  разные стили в зависимости от ситуаций и обстоятельств, однако многолетняя практика формирует индивидуальный стиль воспитания, который относительно стабилен, обладает незначительной динамикой и может совершенствоваться в различных направлениях[10].

 Итак, рассмотрев основные стили семейного воспитания необходимо отметить, что существуют четыре стиля воспитания детей в семье. К ним относят: демократический, либеральный, авторитарный и попустительский. Несомненно, перечисленные стили и методы семейного воспитания оказывают различное влияние на ребенка. В следующей части нашей работы мы подробнее на практике изучим влияние различных стилей семейного воспитания на развитие и поведение детей.

 

 

    1. Влияние неполной семьи в формировании личности дошкольника .

 

 

Неполная семья является наиболее проблематичной и уязвимой в воспитательном плане. Ее удельный вес в числе других семей довольно высок. На основе статистических данных можно заявить, что большинство правонарушителей — выходцы из неполных семей. Кроме того, атмосфера неполной семьи делает более высоким риск приобщения детей к алкоголю и злоупотреблению им.

Имеются данные, что люди из неполных семей обладают менее выраженным или отрицательным  опытом подготовки к семейной жизни, поэтому вероятность распада  брака у воспитанников неполных семей значительно выше по сравнению с теми, кто воспитывался в обычных семьях. Неполная семья способна оказывать негативное влияние на успеваемость детей, их нравственный облик, активность, будущую жизненную позицию, подготовку к семейной жизни и т.д [20].

Ограниченные  воспитательные возможности неполной семьи порождены факторами материального, педагогического и морально-психологического порядка. Забота о воспитании ребенка  в неполной семье, которая целиком  падает на плечи женщины — это, прежде всего забота о создании необходимых материально-бытовых условий жизни. При этом замечено, что в случае распада брачной связи сохранение и даже повышение для ребенка прежнего материального уровня женщина нередко рассматривает как вопрос собственного престижа и поэтому берется за более трудную работу, находя дополнительный приработок и т.д. Поэтому вполне естественно, что ценностные ориентации матерей-одиночек меняются, основное место начинает занимать желание материального благополучия. Постоянная занятость матери на производстве, заботы по ведению домашнего хозяйства и связанные с этим непрерывное напряжение, усталость отрицательно сказываются на отношении к ребенку, оборачиваются урезанными возможностями воспитания, дефицитом общения, ведут к недостатку внимания к ребенку, его подлинным интересам и потребностям, ослаблению контроля за его поведением. Более того, дети в неполных семьях часто остаются вообще без присмотра, т. е. материальные и временные проблемы ее жизнедеятельности нередко оборачиваются проблемой безнадзорности детей с вытекающими отсюда последствиями. Конечно, неблагоприятные условия воспитания в неполной семье отчасти компенсируются значительным участием старшего поколения в судьбе внуков, но очевидно, что эта помощь неспособна полностью компенсировать издержки, возникающие в семье с потерей отца[25].

Главный фактор, определяющий воспитательную неполноценность  неполной семьи — морально-психологический. В неполной семье значительно  чаще оказываются ограниченными  отношения между матерями и детьми-подростками. Детям обычно одинаково дороги оба родителя, они испытывают потребность в любви к ним и в равной степени нуждаются в ней и с их стороны. С точки зрения воспитания чувств и их закрепления в личности это чрезвычайно важно. Ведь отец и мать в воспитании существенно дополняют друг друга. Каждый человек, имея вою индивидуальность, приносит с собой в семью неповторимое многообразие чувств и мыслей, интересов и знаний, действий и поступков. И вся эта разнообразная сторона жизни в семье нарушается при отсутствии одного из родителей и никем и ничем не возместится.

Существование неполной семьи в настоящем обусловлено  в основном следующими признаками: смертью одного из супругов; относительно широко распространенной внебрачной рождаемостью; распадом браков. Что касается первой причины, то в настоящее время ее удельный вес среди остальных причин не так высок.

Внебрачная  рождаемость занимает более значительное место в образовании неполной семьи; она поддерживается ростом внебрачных связей среди молодежи, чему способствует ослабление контроля в городских условиях со стороны семьи и недоработки в области полового воспитания[29].

Неполная семья, возникающая в результате развода, с точки зрения ее воспитательного  потенциала является наиболее уязвимой. Кроме того, для многих детей, утративших родного отца, незначительной оказывается перспектива приобретения другого в результате повторного замужества матери. Это связано с тем, что лишь небольшая часть женщин, имеющих детей, вступает в повторные браки, а также с тем, что не всегда отчим для ребенка становится настоящим отцом.

Занимая ведущее  место в образовании неполной семьи, развод в то же время сопровождается целым рядом обстоятельств, оказывающих  деформирующее влияние на нравственно-эмоциональное  развитие личности ребенка. Прежде всего к ним относится нездоровая обстановка в семье, как правило, предшествующая расторжению брака. Ее характеризуют конфликтные отношения близких людей — отца и матери. Распадающийся брак вызывает все самое дурное в супругах[30].

Атмосфера взаимной неприязни, ненависти, оскорблений и взаимных обвинений не может не сказаться на мироощущении ребенка, его нравственных убеждениях, взглядах, установках, отношении к окружающим и т. д. Положительное влияние родителей на ребенка в такой ситуации становится затруднительным. Родители оказываются не в силах контролировать поступки детей и направлять их развитие.

Наиболее острые переживания и соответствующие им последствия развода вызывают у детей дошкольного возраста. Они становятся более замкнутыми, агрессивными, капризными. Наиболее уязвим в разводе единственный ребенок. Те, у кого есть братья и сестры, намного легче переживают развод: дети или поддерживают друг друга, или вымещают друг на друге агрессию и тревогу.

Не в меньшей  мере, хотя и по-другому, развод влияет на детей более старшего, в том числе и подросткового возраста. Замечено, что повышенная эмоциональность, неуравновешенность, болезненна чувствительность, свойственные переходному периоду, у подростка из распавшейся семьи носят гипертрофированный характер, делая его психику особенно ранимой. Чувство боли и стыда, собственной ущербности, неполноценности, ощущение покинутости и одиночества долгое время в таких случаях не оставляют детей, делая их грубыми, раздражительными, некоммуникативными, утратившими интерес ко всему.

Частым следствием распада семьи является изменение  отношения ребенка к матери. Иногда у него возникает обостренное  чувство жалости к ней, иногда он обвиняет мать в уходе отца. Вследствие этого он начинает критически относиться к ней и т. о., по существу, теряет для себя и второго родителя.

Развод с  предшествующими ему и последующими обстоятельствами — это целый  комплекс неблагоприятных факторов, способных оказывать отрицательное  влияние на психическое и нравственное становление личности детей вплоть до патологических изменений в области психики и криминогенного поведения несовершеннолетних.

 

Заключение.

 

 

Итак, начальной  структурной единицей общества, закладывающей  основы личности, принято считать  семью. Она связана кровными и родственными отношениями и объединяет супругов, детей и родителей. Существуют разные трактовки понятия семья, одно из них: «семья – вид социальной общности, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т. е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Целью семейного  воспитания является формирование таких  качеств, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственных и этических начал, эмоциональной культуры и физического здоровья детей – все это зависит от семьи, от родителей. Именно родители являются первыми воспитателями и имеют самое сильное влияние на детей.

Семья является интеллектуальным и посредническим звеном передачи ребенку социально-исторического  опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и демократических взаимоотношений между людьми, опыта отношения к явлениям, продуктам жизни[30].

 Анализируя  психолого – педагогическую литературу, было установлено, что семья представляет собой систему социального функционирования человека. Она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность, заботу о малолетних, престарелых и больных, условия для социализации подростков и, что важнее всего, объединяет своих членов чувством любви, общности и радости жизни.

 Проблема семьи, воспитания детей отражена в работах таких авторов как Л. С. Алексеева, Л.И. Божович , М.А. Галагузова, Т. А Куликова, С.В Ковалева, И.П. Подласого, В. И. Титаренко, В.В. Ткачева, И.А. Фурманова и др.

 Семья выполняет  ряд функций важных для общества, необходимых для жизни каждого человека: это воспитательная, репродуктивная, хозяйственно- бытовая, социально - контролирующая, функция организации досуга.

 В ходе  исследования были изучены стили  семейного воспитания и их роль в формировании личности ребенка: демократический, авторитарный, попустительский и либеральный.

Информация о работе Влияние семьи в формирование личности дошкольника