Внеклассная работа по математике в 7-9 классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 20:12, курсовая работа

Краткое описание

Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся (а иногда и отсутствие всякого интереса) к этому предмету. Немало школьников считали и считают математику скучной, сухой наукой. С помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Но наряду с учащимися, безразличными к алгебре и геометрии, имеются и другие, увлекающиеся этими предметами. Им мало тех знаний, которые они получают на этих уроках.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………………..3
Основные задачи внеклассной работы по математике……………….....5
Виды и цели внеклассной работы по математике………………………….7
Формы проведения внеклассной работы по математике с учащимися……………………………………………………………………………………..10
Математический кружок……………………………………………………………….12
Факультативные занятия……………………………………………………………...14
Школьный математический вечер………………………………………………..17
Математическая олимпиада………………………………………………………….19
Математическая игра…………………………………………………………………….21
Школьная математическая печать………………………………………………..23
Математические экскурсии…………………………………………………..25
Неделя математики……………………………………………………………....26
Внеклассное чтение математической литературы………………27
Заключение…………………………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………………………31
Приложение 1…………………………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 59.38 Кб (Скачать файл)
  • Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и приложениям.
  • Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.
  • Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.
  • Углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике, о культурно-исторических ценностях математики.

         Некоторыми формами организации внеклассной работы являются: математический кружок; неделя математики; математические вечера; олимпиады; факультативные занятия; различные соревнования, викторины, конкурсы; школьная математическая печать; математические экскурсии; научные конференции.

         Обучение математике немыслимо без внеклассной работы. Внеклассная работа дополняет обучение математике, она способствует углублению знаний учащихся; пробуждению математической любознательности и инициативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

  1. Балк М.Б. и Балк Г.Д. Математика после уроков: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1971. – 462 с.
  2. Балк М.Б. Организация и содержание внеклассных занятий по математике. – М.: Учпедгиз, 1956. – 186 с.
  3. Епишева О.Б. Общая методика преподавания математики в средней школе /Тобольск, Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 1997
  4. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – 9-е изд., стер. – М.: Наука, 1991. – 574 с.
  5. Кордемский Б.А. Увлечь школьников математикой: Материал для классных и внеклассных занятий. – М.: Просвещение, 1981. – 112 с.
  6. Новиков Н.В. Игра «Счастливый случай» // Математика в школе. – 1995. – № 3. – С. 58.
  7. Предметные недели в школе / Сост. Л.В. Гончарова. – Волгоград: Учитель, 2001. – 136с.
  8. Фахрутдинова Р.К. «Кто хочет стать отличником?» // Математика в школе. – 2001. – № 5. – С. 69.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Разработка математического вечера «Клуб веселых математиков».

Математический  вечер «КВМ» предназначен для  проведения в 7-9 классах. В программе  вечера даются задания, которые учащиеся изучили по основной школьной программе  по математике. Также были включены занимательные вопросы и загадки.

Цель проведения вечера: развивать интуицию, догадку, эрудицию и владение методами математики; прививать навыки самостоятельного решения задач, учить детей делать умозаключение, выводы; пробудить математическую любознательность и инициативу; воспитать культуру математического мышления; повторить изученный материал 6 класса; обобщить с помощью занимательных задач основные элементы курса математики 7-9 классов.

В КВМ участвуют  четыре команды. За неделю до вечера командам дается задание выпустить математическую газету и придумать приветствие  соперникам.

Оформление зала:

  • на сцене вывешиваются цитаты – «Начинаем мы опять решать, отгадывать, играть», «Математика царица всех наук», «Математика – гимнастика ума»;
  • Стенд с математическими газетами;
  • столы сдвоены, на столах эмблема команды;
  • классные доски с прямоугольной системой координат.

Ход вечера:

Вечер начинается торжественно. Под музыку и аплодисменты входят команды.

 Выступление  (два ведущих, открывают К.В.М.  стихотворением):

«Почему торжественность  вокруг?

 Слышите,  как быстро смолкла речь?

 Явился  гость – царица всех наук,

 И не  забыть нам радость этих встреч.

 Есть  о математике молва,

 Что она  в порядок ум приводит,

 Почему  хорошие слова

 Часто  говорят о ней в народе.

 Ты нам,  математика, даешь

 Для победы  трудностей закалку.

Учится с  тобою молодежь

 Развивать  и волю, и смекалку.

 И за  то, что в творческом труде

 Выручаешь  в трудные моменты,

 Мы сегодня  искренне тебе

 Посылаем  гром аплодисментов».

 

 Команды обмениваются приветствиями.

1 команда:

 «Соперникам  нашим – огромный привет,

 Везенья и счастья, улыбок букет.

 Ведь  в знаньях вся сила.

 Хотя  противники сильны,

 Но мы  не лыком сшиты тоже.

 Хоть  Пифагора мы моложе,

 Зато  удалы и сильны»

2 команда:

«Этот турнир ждали мы.

 По нему стосковались умы.

 Дружно  будем задачи решать –

 Мы хотим  математику знать.

 Как же  нам не веселиться?

 Не смеяться, не шутить?

 Ведь  сегодня на турнире

 Мы решили  победить!»

 3 команда:

«Давно уже  мы с вами не встречались,

 И, наконец, настал, друзья, тот час.

 И даже  если вы сейчас сильнее,

 Мы очень рады снова видеть вас.

 Мы будем  петь и веселиться,

 Смешить  других, шутить, острить,

 И пусть  жюри определит

 Того  из нас кто победит».

 4 команда:

«Сегодняшний  турнир мы выиграть хотим

 И просто  вам победу не дадим.

 Придется  попотеть и постараться,

 За каждое очко мы будем драться.

 Смекалку  мы проявим и отвагу

 И просим  разгадать сию бумагу.

 А если  вдруг не повезет?

 Победа  всех когда-нибудь найдет».

1 ведущий: Первый конкурс, это конкурс «Разминка», предлагаем командам следующие задачи:

  1. На руках десять пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
  2. Из трехзначного числа вычли двузначное, в результате получили однозначное. Назовите эти числа? (100-99=1)
  3. На дереве сидело 9 птиц, одного съела кошка. Сколько птиц осталось на дереве? (нисколько, остальные улетели)
  4. Двое играли в шахматы 2 часа. Сколько времени играл каждый? (2 часа)
  5. Тройка лошадей пробежала 30 км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь? (30 км)
  6. Какой знак надо поставить между двумя двойками, чтобы получить число больше двух, но меньше трех? (запятую 2,2)
  7. Три разных числа сначала сложили, затем их же перемножили. Сумма и произведение оказались равными. Какие это числа? (1+2+3=1 2 3)
  8. Шесть штук картофеля варятся за 30 минут. За сколько минут сварится один картофель? (30 минут)
  9. Что больше: 2 дм или 23 см? (23 см)
  10. Какую часть минуты составляют 15 секунд? (14)
  11. Утверждение, не вызывающее сомнений (аксиома)
  12. Когда произведение равно нулю? (когда хотя бы один из множителей равен нулю)

2 ведущий: Пока жюри подводит итоги первого конкурса, проведем сеанс компьютерной графики. Следующий конкурс «Конкурс художников». По координатам точек построить фигуру. От каждой команды нужно по одному художнику (задания выполняются на переносных досках).

1 карточка: (-7;-2); (-7;2); (-5;2); (-5;3); (-5,5;4); (-3,5;4); (-3,5;4); (-4;3); (-4;2); (-1;2); (1;7); (6;7); (6;0); (7;0); (7;-1); (6;-1); (4;-2); (3;-3); (2;-3); (!;-2); (-3;-2); (-4;-2); (-5;-3); (-6;-2); (-7;-2) (трактор).

2 карточка: (-5;2); (-6;2); (-1;7); (1;5); (1;7); (2;7); (2;4); (7;2); (6;2); (6;-4); (3;-4); (3;2); (-5;2); (-5;-4); (3;-4) (дом).

3 карточка: (-1;8); (0;7); (-1;6); (0;5); (-1;4); (-4;6); (-5;6); (-7;4); (-7;3); (-4;0); (-6;-2); (-6;-3); (-4;-5); (-2;-5); (-1;-4); (0;-5); (1;-4); (2;-5); (4;-5); (6;-3); (6;-2); (4;0); (7;3); (7;4); (5;6); (4;6); (1;4); (0;5); (1;6); (0;7); (1;8) (бабочка).

4 карточка: (1,5;7); (1,5;8); (0,5;7,5); (1;8,5); (0;9); (1;9,5); (1,5410,5); (2;9,5); (3;9); (2;8,5); (2,5;7,5); (1,5;8); (1,5;7); (4;6); (3;6); (5;4); (3;4); (6;2); (3,5;2); (7;0); (4;0); (8;-2); (4;-2); (9;-4); (2;-4); (2;-6); (1;-6); (-6;-4); (-1;-2); (-5;-2); (-1;0); (-4;0); (-0,5;2); (-3;-20; (0;4); (-2;4); (1;6); (-1;6); (1,5;7) (елочка).

1 ведущий: Пока участники выполняют свои задания, проведем следующий конкурс «Эрудит». Участвуют по два ученика от каждой команды, вопросы задаются каждому участнику отдельно:

I. пять в  квадрате, семь в квадрате, а чему  равен угол в квадрате? (25;49;90). Что больше произведение всех  цифр или их сумма? (сумма).

II. что первоначально  означало слово «математика»? (знание, наука). вычислите: (-3)+(-2)+(-1)+…+3+4= ? (4).

III. от какого  слова происходит название цифры  нуль? (от латинского «нума» - пусто). вычислите: (-2) х (-1) х 0 х …х 3= ? (0).

IV. назовите  старинные русские меры длины  (верста, аршин). сколько будет, если  полсотни разделить на половину? (50/0,5=100).

2 ведущий: Я предлагаю выслушать индусскую притчу, которую любил рассказывать один из создателей Московского художественного театра К. С. Станиславский: «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли. Его всячески пугали и отвлекали. Он не пролил молоко. «Ты слышал крики, выстрелы? – спросил его магараджа. – Ты видел, как тебя пугали?» - «Нет, повелитель, я смотрел на молоко».

1 ведущий: Не слышать и не видеть ничего постороннего – вот, до какой степени может быть сосредоточенно внимание. Каким мощным оно бывает. Теперь мы проверим внимание членов команд. От каждой команды выходят по одному человеку. Начинаем игру на проверку внимания «Слушай одновременно нескольких». Двое помощников говорят одновременно два разных слова, а представители команд должны различить, кто какие слова сказал. Затем трое говорят одновременно три разных слова, следом четверо – четыре слова и т.д. Выигрывает тот, кто различил больше слов. Пока наши участники соревнуются, жюри подведет итоги за три конкурса.

Высота –  медиана.

 Цифра  – число – знак.

 Круг  – квадрат – треугольник – трапеция.

 Уравнение  – неравенство – одночлен  – тождество – равенство.

 Один  – пять - сто – двадцать – шестнадцать – девять.

 Парабола  – график.

 Угол  – точка – луч.

 Синус  – косинус – тангенс – котангенс.

 Периметр - радикал – градус – площадь  – радиан.

 Линейка  – калькулятор – счеты – транспортир – циркуль.

 Сектор  – сегмент.

 Радиус  – хорда – диаметр.

 Соотношение  – равенство – подобие – объединение.

 Два –  шесть – двести – тысяча  – миллион.

 Точка  – прямая – отрезок – луч  – плоскость – перпендикуляр.

 Окружность  – гипербола.

 Параллельные  – перпендикулярные – скрещивающиеся.

 Задача  – пример – упражнение – система.

 Центр  – дуга – эллипс – биссектриса  – координата.

 Абсцисса  – ордината – аппликата –  нуль – модуль – кривая.

2 ведущий: Слово предоставим жюри. Следующий наш конкурс «Аукцион пословиц, поговорок и песен с числами». Пока наши команды готовятся, мы проведем разминку с болельщиками. За каждый правильный ответ вы получите жетон, который по окончании вечера вы можете отдать своей команде. Итак, начинаем:

1.Нуль подставил  спинку брату,

 Тот забрался  не спеша.

 Стали  новой цифрой братцы,

 Не найти  нам в ней конца.

 Повернуть  ее ты можешь,

 Головой  поставить вниз.

 Цифра  будет все такой же,

 Ну, …  подумай и скажи? (8).

2.Десятки  превратил он в сотни,

 А может  в миллионы превратить.

 Он средь  цифр равноправен,

 Но на  него нельзя делить. (0).

3.Шел с  рыбалки волк, повстречал лису и спрашивает:

- Кума, где  ты была?

- Окуньков  в реке ловила.

- Много ли  взяла?

 До двадцати  двух не добрала.

 А у меня два десятка и еще два.

 Сколько  окуньков поймали волк и лиса? (40).

4.К серой  цапле на урок

 Прилетело  семь сорок,

 А из  них лишь три сороки

 Приготовили  уроки.

 Сколько  лодырей-сорок

 Прилетело  на урок?(4)

5.Мы –  большая семья.

Информация о работе Внеклассная работа по математике в 7-9 классах