Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 10:23, курсовая работа
Проблема использования свободного времени младших школьников всегда была насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно осуществлять воспитание в свободное от обучения время. Таким образом, внеурочная деятельность младших школьников должна быть направлена на их культурно-творческую, оздоровительную деятельность, высокий уровень самосознания, способность сделать правильный нравственный выбор.
Введение……………………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы организации внеурочной деятельности младших
школьников………………………………………………………………………………..5
1.1. Роль внеурочной деятельности в формировании личности ребенка…………………….5
1.2. Возрастные и гендерные особенности младших школьников…………………………..6
1.3. Задачи, содержание и модели реализации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………………………………………….7
1.4. Виды, направления и формы внеурочной деятельности младших школьников в соответствии с ФГОС……………………………………………………………………...10
Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников………………………………………………….........................................15
Заключение…………………………………………………………………………………...19
Список литературы………………
Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества. Таким образом, они приобретают необходимый им социальный опыт и одобряемую обществом направленность личности.
Глава 2. Описание опыта учителя по организации внеурочной деятельности младших школьников
Среди воспитательных средств обеспечивающих отношения сотрудничества взрослых и детей особое место занимает совместная проектная деятельность.
Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности.
Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. Самостоятельная или управляемая проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал. Любые попытки тематически ограничить проектную деятельность учащихся рамками учебного предмета или организационно – рамками урока (мини-проекты учащихся как форма самостоятельной работы) являются подменой идей использования метода проектов в образовательном процессе. Время урока можно использовать для организации работы над определением тематического поля, проблемы и цели проекта (проектов) учащихся, а также для презентации результатов проекта (проектов). Каждый учащийся реализует в проекте свой опыт, выполняя или принимая участие в групповых проектах хотя бы один раз в год. Поэтому в разных возрастных группах учащимся необходимо предлагать несколько вариантов организации работы над проектом, например: в рамках специального учебного модуля; в рамках имитации проектной деятельности учащихся (например, вне урока); в ходе работы детей над реальным проектом. [6,29].
В процессе проектной деятельности младший школьник использует полученные знания, выбирает определённые учебные действия. В процессе работы над проектом к младшему школьнику предъявляются определённые требования.
Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму:
- исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений);
- информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);
- применение новой информации;
- оценка результатов применения.
Проектная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах школьников, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение проектной деятельности в начальной школе заключается в том, что в ее процессе они приобретают социальную практику за пределами школы, адаптируются к современным условиям жизни. Проектная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, настойчивость, толерантность и т.д. однако в процессе работы над проектом могут возникнуть трудности, это связанно с рядом физических возрастных особенностей, которые необходимо учитывать педагогам начальных классов.
По мнению психологов, физиологов и других специалистов, возраст 6-10 лет является сенситивным периодом для воспитания и обучения. Поэтому в этом возрасте необходимо максимально раскрыть потенциалы ребенка, с высокой степенью вероятности оценить его достижения, а также определить причины неудач и найти способы их преодоления.
Практика показывает, что совместная проектная деятельность предоставляет такие возможности, помогает избежать отрицательных моментов благодаря педагогическому сопровождению, которое позволяет младшим школьникам чувствовать себя субъектами деятельности, ставит каждого ребенка в позицию активного участника. Такой подход ведет к сплочению детско-взрослого союза. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, вступая одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности.
Мы рассмотрели проект учителя начальных классов г. Москвы (школа № 617), Е.Б. Новиковой «Позвольте пригласить на бал» (приложение 2).
В реализации проекта участвовали завуч, классный руководитель, учащиеся 4 класса, родители, консультант дома-музея Л.Н.Толстого города Москвы.
Цели проектной деятельности: формирование культуры поведения, общения, эстетического вкуса у младших школьников на примере литературных произведений Л.Н.Толстого; создание творческого союза дети-родители-педагоги.
Задачи: познакомить с культурой поведения, общения и бытом 19 века; провести исследование на тему «Родословная моей семьи».
В процессе реализации проекта решаются воспитательные, развивающие, обучающие задачи, интегрируются внеурочная и урочная, школьная и внешкольная формы работы. Проект обобщает материал нескольких предметных дисциплин: истории, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства, этики. Работа по проекту состоит из ряда этапов, последующий этап исходит из предыдущего и нацелен на определенный результат. Деятельность обучающихся носила творческий, поисковый (поиск, сбор информации по истории, литературному чтению) и исследовательский характер (исследование родословной своей семьи). По продолжительности это долгосрочный проект (в течение 2 полугодия учебного года); по числу участников – групповой (родители, педагоги, дети). Количество участников в группах варьируется на каждом этапе, так как ребенку предоставляется право выбора того участка работы, который ему интересен. На определенных этапах разрабатывались индивидуальные мини-проекты (Герб моей семьи). Такое сочетание предполагает достижение наибольшего воспитательного и образовательного успеха.
Внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.
Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Только в самостоятельном социальном действии, «действии для людей и на людях», которые вовсе не обязательно положительно настроены, молодой человек действительно становится деятелем, гражданином, свободным человеком.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- формирования у детей социокультурной идентичности: этнической, культурной, гендерной и др.
Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в школьном самоуправлении), и тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает. [2].
Заключение
Изучив психолого-
Правильно организованные условия внеурочной деятельности обеспечат в полном объеме создание уникальной среды, направленной на решение задач воспитания высоконравственных, конкурентоспособных, компетентных граждан современного Российского государства.
Материалы стандарта целенаправленно подводят педагога к формированию устойчивых представлений о внеурочной деятельности как:
- части основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребенку в освоении нового вида деятельности; формирование учебной мотивации;
- деятельности, способствующей расширению образовательного пространства, создающей дополнительные условия для развития обучающихся;
- необходимого условия взросления, в рамках которого происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социализации на протяжении всего периода обучения.
Школа после уроков - это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «Я». Ведь главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
Список литературы
Приложения