Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2014 в 12:37, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность исследования. В условиях развития глобальных информационных процессов, решения социально-экономических проблем актуализируется важность управления качеством образования при реализации реформы общего образования. Цели воспитания и обучения, выдвинутые в «Национальной док¬трине образования в Российской Федерации» , расширяют границы отечест¬венной системы образования от локального до мультикультурного образовательного пространства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты внутришкольного контроля как условия обеспечения эффективности управления качеством воспитания……….....12
1.1. Состояние проблемы управления качеством воспитания в образовательном процессе в существующей теории и практике……...…12
1.2. Роль и место контроля в системе внутришкольного управления…….…..23
1.3. Влияние внутришкольного на эффективность управления качеством воспитания………………………………………………………….………..37
Выводы по первой главе…………………………………………..……………….45
Глава 2. Совершенствование внутришкольного контроля за воспитательным процессом в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса……………………………....……………..47
2.1. Реализация внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………………………………...…………………………………47
2.2. Апробация рекомендаций по совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса…………….………58
2.3. Итоги апробации рекомендаций совершенствованию внутришкольного контроля за качеством воспитания в Муниципальном казенном образовательном учреждении «СОШ №2» г. Миасса………….…………63
Выводы по второй главе……………………….………………………..…………70
Заключение…………………………………………………..……………….……71
Список используемых источников……………………..………………………73

Вложенные файлы: 1 файл

дип.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

 формирование  у учащихся ответственного отношения  к овладению знаниями, умениями, навыками;

 систематический  контроль за качеством преподавания учебных дисциплин, соблюдением учителями научно обоснованных требований к содержанию, формам и методам учебно-воспитательной работы;

контроль за уровнем воспитанности учащихся школы

 поэтапный  контроль за процессом усвоения  знаний учащимися, уровнем их развития, владением методами самостоятельного приобретения знаний;

 оказание  помощи учителям в учебно-воспитательной  работе и совершенствовании ими  своего педагогического мастерства;

 изучение  опыта работы учителей;

 постоянная  проверка выполнения всех планов работы школы и принимаемых управленческих решений;

 обеспечение  связи урочной и внеурочной  деятельности школы;

 диагностика  состояния учебно-воспитательного  процесса, выявление отклонений  от запрограммированного результата  в работе коллектива и отдельных его членов, создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества;

 повышение  ответственности учителей, осуществление  внедрения новых методов и приемов работы

 совершенствование  системы контроля за состоянием  и ведением школьной документации.

 Функции  внутришкольного контроля:

 Функция  обратной связи. Без объективной  и полной информации, которая  непрерывно поступает к руководителю  и показывает, как происходит  выполнение поставленных задач,  руководитель не может управлять, принимать обоснованные решения[4, с.38].

 Диагностическая  функция. Имеется в виду аналитический  срез и оценка состояния изучаемого  объекта на основе сравнения  этого состояния с заранее  избранными параметрами повышения  качества и эффективности контроля. Связана, прежде всего, с переводом на диагностическую основу. Педагог должен иметь четкое представление об уровне требований, о критериях оценки развития ученика и методах оценивания.

 Стимулирующая  функция. Предполагает превращение  контроля в инструмент развития творческих начал в деятельности учителя.

 Задача контроля - получение информации и оказание помощи педагогу.

 Современный  уровень управления образованием  связан с модернизацией системы  образования. Модернизация предполагает  изменение организационно правовых аспектов управления. Это, в свою очередь, связано с процедурами регламентации и оценки деятельности образовательного учреждения. Аттестация и лицензирование учебного учреждения позволяют потребителям образовательных услуг получать объективно достоверную информацию о соответствии условий и результатов обучения и воспитания в конкретном учреждении государственным нормам. Само учреждение образования в этом случае также должно контролировать соответствие собственной деятельности государственным нормам - осуществлять внутришкольный контроль - первый и наиболее важный момент, с которого начинается управленческая деятельность[34, с.88] .

Любой контроль  складывается из пяти последовательно выполняемых  операций:

  1. Определение целей и объекта контроля, критериев и показателей оценочно-аналитической деятельности.
  2. Изучение объекта контроля.
  3. Соотнесение полученных при изучении результатов с выработанными ранее критериями и показателями.
  4. Принятие управленческого решения по итогам проверки.
  5. Корректирование нежелательных отклонений.

 

 

 

 

 




 




 

Рис. 3. Структура внутришкольного контроля

Учитывая современный  уровень учебно-воспитательного  процесса, руководители школ должны стремиться к преемственности в научном  и методическом росте всего педагогического коллектива, новый учебный год должен быть продолжением истекшего в совершенствовании педагогического мастерства каждого члена коллектива

 Соблюдение  преемственности должно стать  принципом руководства администрации  педагогическим коллективом и  служить основой для отбора средств управления. К системе средств управления относится сочетание различных направлений и форм контроля, которые помогают руководителям получить всестороннюю информацию о состоянии дел в школе. Направления и формы контроля - важная сторона в организации руководства учебно-воспитательным процессом . Каждое направление и форма контроля, прежде всего, должны иметь целевое назначение и способствовать предупреждению возможных ошибок в деятельности педагогов[10, с.99].

 В содержание  внутришкольного контроля включаются следующие направления: учебно-воспитательный процесс, педагогические кадры, учебно-материальная база.

 В воспитательном процессе внутришкольный контроль обычно осуществляется за внеклассной воспитательной работой

 Внутришкольный контроль в работе с педагогическими кадрами осуществляется за выполнением нормативных документов, выполнением решений педсоветов и рекомендации научно - практических конференций, производственных совещаний, за работой методических объединений, за повышением квалификации педагогов и их самообразованием.

 Учебно-материальная  база подвергается внутришкольному  контролю по таким параметрам  как хранение и использование  учебно-наглядных пособий и ТСО,  развитие кабинетной системы,  ведение школьной документации  и школьного делопроизводства, деятельностью учебно-воспитательного персонала и др.

 Для характеристики  внутришкольного контроля важное  значение имеет осмысление его  видов, форм и методов. Проблема  их классификации в настоящее  время остается дискуссионной,  что служит подтверждением актуальности данной проблемы в теории и практике и продолжающегося поиска ее оптимального решения. Над этой проблемой работают такие ученые, как М.Л. Портнова, Н.А. Шубин, Т.И. Шамова и другие. Так в классификации Т.И. Шамовой выделяют два вида контроля: тематический и фронтальный.

 Тематический  контроль направлен на углубленное  изучение какого-либо конкретного  вопроса в системе деятельности  педагогического коллектива, группы  учителей или отдельного учителя;  на младшей или старшей ступени школьного обучения; в системе нравственного или эстетического воспитания школьников. Следовательно, отмечает Т.И. Шамова, содержание тематического контроля составляют различные направления педагогического процесса, частные вопросы, изучаемые глубоко и целенаправленно. Содержание тематического контроля составляют вводимые в школе инновации, результаты внедрения передового педагогического опыта[33, с.8].

 Фронтальный  контроль направлен на всестороннее  изучение деятельности педагогического  коллектива, методического объединения или отдельного учителя. Вследствие трудоемкости, большого количества проверяющих, этот вид контроля целесообразно, как показывает практика, использовать не более двух-трех раз в учебном году. При фронтальном контроле деятельности отдельного учителя, например при аттестации, изучаются все направления его работы - учебное, воспитательное, общественно-педагогическое, управленческое. При фронтальном контроле деятельности школы изучаются все аспекты работы данного образовательного учреждения: всеобуч, организация образовательного процесса, работа с родителями, финансово-хозяйственная деятельность и другое. С учетом того, что контроль осуществляется за деятельностью отдельного учителя, группы учителей, всего педагогического коллектива выделяются несколько форм контроля: персональный, классно-обобщающий, предметно-обобщающий, тематически-обобщающий, комплексно-обобщающий. Использование разнообразных форм контроля позволяет охватить значительно большее число преподавателей и педагогических коллективов, различные направления работы школы, рационально использовать фактор времени, избежать возможных перегрузок руководителей школы и учителей.

 Персональный  контроль осуществляется за работой  отдельного учителя, классного  руководителя, воспитателя. Он может быть тематическим и фронтальным. Работа коллектива педагогов складывается из работы его отдельных членов, поэтому персональный контроль необходим и оправдан. В деятельности учителя персональный контроль важен как средство самоуправления педагога, стимулирующего фактора в его профессиональном становлении[11, с.8].

  Классно-обобщающая форма контроля применима при изучении совокупности факторов, влияющих на формирование классного коллектива в процессе учебной и внеучебной деятельности. Предметом изучения в данном случае выступает деятельность учителей, работающих в одном классе, система их работы по индивидуализации и дифференциации обучения, развитие мотивации и познавательных потребностей учащихся, динамика успеваемости учащихся по годам или в течение одного года, состояние дисциплины и культуры поведения и др.

 Предметно-обобщающая  форма контроля используется  в тех случаях, когда изучается  состояние и качество преподавания  отдельного предмета в одном  классе, или в параллели классов,  или в целом в школе. Для  проведения такого контроля привлекаются  как администрация, так и представители методических объединений школы.

 Тематически-обобщающая  форма контроля имеет своей  главной целью изучение работы  разных учителей и разных классов,  но по отдельным направлениям  учебно-воспитательного процесса. Например, использование краеведческого материала в процессе обучения, или развитие познавательных интересов учащихся, или формирование основ эстетической культуры учащихся[14].

 Комплексно-обобщающая  форма контроля используется  при осуществлении контроля за  организацией изучения нескольких учебных предметов, нескольких учителей в одном или нескольких классах. Данная форма преобладает при фронтальном контроле.

В процессе внутришкольного  контроля используются такие методы, как наблюдение, беседы, устный и  письменный контроль, анкетирование, изучение передового педагогического опыта, хронометрирование, диагностические методы, т.е. методы, которые позволяют получить необходимую объективную информацию. Методы внутришкольного контроля взаимно дополняют друг друга, и если администрация хочет знать реальное положение дел, то должна по возможности использовать различные методы контроля.

 При проведении  контроля эффективным является  использование метода изучения  школьной документации, в которой  отражается количественная и  качественная характеристика учебно-воспитательного процесса.

К документации школы по воспитательной работе относятся:  личные дела учащихся, классный журнал- страница воспитательная работа,  журнал группы продленного дня, план воспитательной работы на год, протоколы родительских собраний,   журнал учета пропусков уроков.

В школьной практике широко используются также социологические  методы сбора информации; анкетирование, опрос, интервьюирование, беседа, метод  экспериментальных оценок. Они позволяют  проверяющему быстро получить интересующую его информацию, причем в предлагаемые методики может быть заложена информация, интересующая именно проверяющего, в расчете на заинтересованное, ответственное отношение опрашиваемых.

 Выделяют  следующие объекты внутришкольного  контроля.

Воспитательный  процесс:

 уровень  воспитанности учащихся;

 уровень  общественной активности учащихся;

 качество  работы классных руководителей;

 участие  родителей в воспитательном процессе;

 качество  общешкольных традиционных мероприятий;

 уровень  здоровья и физической подготовки учащихся;

 качество  профилактической работы с педагогически  запущенными детьми.

 Методическая  работа:

 научно-методический  уровень каждого учителя;

 методический  уровень каждого классного руководителя;

 механизм  распространения педагогического опыта;

повышение квалификации педагогов.

Психологическое состояние учащихся и учителей:

 степень  психологического комфорта (дискомфорта)  учащихся, учителей;

 психологическая  подготовленность коллектива к  введению новой структуры и  т.д.

 Обеспеченность учебно-воспитательного процесса необходимыми условиями:

 охрана труда;

 санитарно-гигиеническое  состояние;

 обеспеченность  учебной и методической литературой;

 обеспеченность  учебно-техническим оборудованием.

Контроль - один из самых сложных видов деятельности руководителя образовательного учреждения, требующий глубокого осознания миссии и роли этой функции, понимания ее целевой направленности и овладения разнообразными технологиями

 Контроль - составная  часть внутришкольного управления, начало управленческой деятельности.

 Непосредственный  контроль деятельности должностного  лица образовательного учреждения - внутришкольный контроль осуществляет руководитель или его заместитель в соответствии с приказом о распределении обязанностей или должностными инструкциями. Именно контроль в образовательном учреждении способствует формированию достоверной информации о результатах деятельности участников образовательного процесса, предупреждает проявление недостатков в работе. В соответствии с выводами проверок принимаются оперативные меры по устранению отрицательных явлений, оказывается необходимая методическая помощь педагогическим работникам[14].

 Перед началом  проверки необходимо, в том числе  изучить нормативные документы по теме инспектирования.

Информация о работе Внутришкольный контроль как условие обеспечения эффективности управления качеством воспитания