Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании воспитательных возможностей групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически обосновать воспитательные возможности групповой работы на уроках чтения в 3 классе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование воспитательных возможностей
групповой работы младших школьников на уроках чтения 6
1.1. Групповая работа как форма организации учебной работы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность групповой работы 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 15
1.4. Воспитательные возможности групповой работы на уроках
чтения в 3 классе 19
Заключение 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сапрыкина_курсовая_(исправила).doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Групповая форма  организации работы на уроках чтения позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие произведений литературы. Ученики оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, ибо в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы [15].

При интенсивно групповом обучении общение становится необходимым атрибутом учебной  деятельности, а предметом общения  являются её продукты: учащиеся непосредственно  в процессе усвоения знаний обмениваются результатами познавательной деятельности, обсуждают их, дискутируют.

Межличностное общение в учебном процессе повышает мотивацию путём включения социальных стимулов: появляется личная ответственность, чувство удовлетворения от публично переживаемого успеха в учении. Всё это формирует у обучаемых качественно новое отношение к предмету, чувство личной сопричастности к общему делу, каким становится совместное овладение знаниями.

Групповая форма  организации учебной работы учащихся на уроке изначально предполагает [16]:

1. Класс делится на микрогруппы для решения конкретных учебных задач, являющихся составной частью общегрупповой задачи.

2. Каждая группа  в зависимости от количества  членов и уровня их подготовки  получает определенное задание  (либо одинаковое, либо дифференцированное). Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу.

3. Каждой группе  даётся набор учебных материалов  для работы, где указаны цель  задания, перечень литературы  и материалов, которыми должны  пользоваться ученики, порядок  выполнения задания - какую часть задания выполняют индивидуально, какую -коллективно, перечень контрольных вопросов для самопроверки. Для организации рабочего места парты сдвигаются так, чтобы могли вместе работать по 5 человек и чтобы отделить одну группу от другой.

4. Во время  работы групп учитель ходит по классу, следит за работой групп, удалось ли группе найти самый рациональный путь решения, не образовались ли какие ошибки, в случае затруднения педагог включается в работу группы.

5. Состав группы  непостоянный, он подбирается с  учётом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Состав меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой. Руководители групп и сам их состав могут быть разными и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обученности, внеурочной информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся. Оптимальная численность микрогруппы - 3-5 человек. С возрастанием численности группы её продуктивность снижается.

6. Необходимо  в каждой группе выделить ответственного  руководителя, который руководит  работой группы, процессом обмена  и обсуждения информации. Выбор  «руководителя» полезно предоставить  самой группе, возможно наличие  «технического» и «эмоционального» лидера в микрогруппе.

7. При групповой  работе усиливается активность, интерес и уровень получаемых  знаний, развивается умение делового  общения, взаимодействия с людьми  при решении разнообразных проблем.

8. При организации  групповой работы учащихся возникает ряд трудностей организационного, педагогического и социального плана. Чтобы групповая работа по добыванию знаний была по-настоящему продуктивной необходимо «настраивать» учащихся на совместную деятельность - интересную, личностно и социально значимую, общественно полезную, допускающую распределение функций по индивидуальным способностям.

Только при  таких условиях, работая в составе  группы, учащиеся на собственном опыте  убеждаются в пользе совместного  планирования, распределения обязанностей, взаимообщения. Ребята сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство групповой ответственности за результаты совместной деятельности.

Групповая форма  организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования. Результаты совместной работы учеников в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах отдельных членов группы, а также потому, что работа каждого ученика в группе особенно индивидуализируется при регулировании темпа продвижения при изучении какого-либо вопроса [20].

При групповой  форме работы учащихся на уроке в  значительной степени возрастает и  индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней как со стороны учителя, так и учеников-консультантов. Это  объясняется тем, что при фронтальной  и индивидуальной форме урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним - двумя школьниками, остальные, нуждающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей очереди. Совсем иное положение таких учащихся в группе.

Наряду с  помощью учителя, нуждающиеся в  ней, получают и со стороны сильных учеников-консультантов в своей группе, а также и с других групп. Помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Консультант руководит работой группы по определённому предмету. По другому – он является рядовым членом группы, работает под руководством своего более подготовленного, знающего, информированного одноклассника-консультанта. Сменяемость консультантов предупреждает появление зазнайства у отдельных учащихся.

Групповая деятельность учащихся на уроке, как это показано в работе В.В. Котова, складывается из следующих элементов [4]:

1. Предварительная  подготовка учащихся к выполнению  группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.

2. Обсуждение  и составление плана выполнения  учебного задания в группе, определение  способов его решения (ориентировочная  деятельность), распределение обязанностей.

3. Работа по  выполнению учебного задания.

4. Наблюдение  учителя и корректировка работы  группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка  и контроль за выполнением  задания в группе.

6. Сообщение  учащихся по вызову учителя  о полученных результатах, общая  дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная  оценка работы групп и класса  в целом.

Правильно организованная групповая работа представляет собой  вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи. Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание деятельности сводится прежде всего к обучению учащихся умению работать самостоятельно, советоваться с одноклассниками, не нарушая общей тишины на уроке, к созданию системы знаний для отдельных групп учащихся, обучение их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы был учтен темп работы и возможности каждого.

Как справедливо  пишет Т.А. Ильина, все это, естественно, требует от учителя уделять необходимое  и достаточное внимание каждой группе, а следовательно, и определенных затрат труда, но в конечном результате это помогает ему решить такие важные задачи воспитания, как воспитание у учащихся самостоятельности, активности, умения сотрудничать с другими при выполнении общего дела, формирования социальных качеств личности [8].

Таким образом, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации работы идеальна. Её нельзя универсализировать и противопоставлять другим формам. Каждая форма работы решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

 

1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника

 

Границы младшего школьного  возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются  в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания - одна из главных задач обучения. Самостоятельная работа школьников при этом интенсифицирует процесс учения [4, 8].

Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики  детей на данном возрастном этапе. В  рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются его новые достижения.

Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная, имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать значительный по объёму материал [1; 348].

Учитывая данную особенность, учитель вполне может использовать в обучении младшего школьника самостоятельную  работу, которая поможет ребенку  запомнить необходимый ему объём  материала.

Отличительная черта любого младшего школьника - интерес  к окружающему миру, потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями. Помощью в этом ему будут служить разнообразные формы самостоятельной работы, которые помогут ребенку поэтапно изучать окружающий мир.

Особенно важно  подчеркнуть такую психологическую  особенность младшего школьника, как  целостное восприятие мира.

Познание окружающего  мира связано с такими психологическими особенностями ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость, позитивная рефлексия. У младшего школьника при определенных условиях могут быть сформированы способности к эмпатии.

В этом возрасте происходит появление и другого  важного новообразования - произвольного  поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте - мотивом достижения успеха.

С формированием  у младших школьников произвольного  поведения тесно связаны такие  новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия.

У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он может объективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его во внимание в совместной деятельности. Вместе с тем это не является его типологической особенностью, то есть не присуще всем без исключения, хотя наличие этих феноменов у некоторых детей говорит о возможности их формирования у всех. Это нужно учитывать в учебно-воспитательном процессе [17; 21].

Как правило, младшие  школьники выполняют требования учителя беспрекословно, не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит, это нужно, и дети тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением свой работы.

В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями, умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель, интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ товарища, стремятся сами отвечать. Для того чтобы выявить возможности каждого ребенка учителю необходимо систематически проводить самостоятельные работы. В результате чего он сможет следить за успеваемостью детей.

Информация о работе Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе