Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании воспитательных возможностей групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе
Задачи исследования:
1. Изучить современное состояние разработанности проблемы исследования в психолого-педагогической литературе.
2. Теоретически обосновать воспитательные возможности групповой работы на уроках чтения в 3 классе.

Содержание

Введение 3
1. Теоретическое обоснование воспитательных возможностей
групповой работы младших школьников на уроках чтения 6
1.1. Групповая работа как форма организации учебной работы
в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Сущность групповой работы 10
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника 15
1.4. Воспитательные возможности групповой работы на уроках
чтения в 3 классе 19
Заключение 29
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Сапрыкина_курсовая_(исправила).doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

7) Звонче жаворонка  пенье…

8) И принесла  зима заботы…

9) Ярче солнце  стало…

10) В окно  повеяло весною…

Ответ: 2, 4, 6, 9, 10.

Верно или неверно?

1) Уж тает  снег, шумят ручьи,

2) В окно повеяло  весною…

3) Засвищут скоро  соловьи,

4) И лес покроется  листвою!

5) Чиста небесная  лазурь,

6) Теплей и  ярче солнце стало,

7) Пора метелей  злых и бурь

8) Опять сегодня  миновала,

9) И сердце  сильно так в груди

10) Стучит, как  будто ищет что-то,

11) Как будто  радость впереди

12) И унесла  зима заботы!

Ответ: верно – 2, 3, 5, 7, 9, 12; неверно – 1, 4, 6, 8, 10, 11.

Укажи по порядку строчки стихотворения «Весна»:

1) Уж тает  снег, бегут ручьи…

2) Природы любит  обновленье!

3) Все лица  весело глядят…

4) Чиста небесная  лазурь…

5) И сердце…  как будто ждет чего-то 

Ответ: 1, 4, 5, 3, 2.

Выбери скороговорки со словами из стихотворения «Весна»:

1) Скворцы и  синицы – веселые птицы.

2) Ой, качи-качи-качи!

Мы грачата, мы грачи.

3) На дворе  трава,

На траве  дрова.

Не руби дрова

На траве  двора.

4) Белый снег. Белый мел.

Белый сахар  тоже бел.

А вот белка  не бела,

Белой даже не была.

Ответ: 1, 4.

С каким настроением  ты прочитаешь эти строки?

Чиста небесная лазурь,

Светлей и ярче солнце стало…

а) С бодрым; б) хмурым; в) солнечным; г) светлым; д) мрачным.

Выбери правильный ответ:

1) В каком  году родился А.Н. Плещеев?

а) 1855 г.; б) 1825 г.; в) 1925 г.

2) О каком  времени года пишет автор?

а) О зиме; б) о лете; в) о весне.

3) О каких  птицах пишет Плещеев?

а) О соловьях; б) о воробьях; в) о снегирях.

4) Чем повеяло  в окно?

а) Холодом; б) весной; в) ветром.

5) Что унесла  с собой зима?

а) Заботы; б) веселье; в) радость.

Ответ: 1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) а.

Подобные упражнения помогут педагогу организовать учебное  взаимодействие в группах таким  образом, чтобы дети научились слушать  и слышать друг друга, исследовать  условия задачи и решать ее, проверять решение и оценивать результаты как своих действий, так и в целом деятельность группы.

Таким образом, при сотрудничестве совместно работающих в группах детей на уроках чтения возрастает глубина понимания учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование  проблемы воспитательных возможностей групповой работы младших школьников на уроках чтения позволило сделать следующие выводы:

Все формы школьных взаимоотношений должны носить общий  характер и регулировать не только отношения «ребенок–взрослый», но и отношения «ребенок–ребенок». Нормосообразное поведение эффективнее  складывается не в целом классе, а в малых группах, являющихся для ребенка одновременно и группами эмоциональной поддержки. Сотрудничество учащихся друг с другом является основой для организации коллективной формы обучения.

Уроки чтения носят  воспитательный характер, который предполагает свободную беседу нравственного плана. Большое количество произведений помогает воспитывать чувство дружбы, товарищества. Воспитание идет исподволь, от эмоционально-образного содержания произведения, от переживания детей, вызванных прочитанным.

Групповая работа на уроках литературного чтения решает следующие задачи: развивает у  детей способность полноценно воспринимать художественный текст, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, учить детей чувствовать и  понимать образный язык художественного произведения;  развивает поэтический слух детей, обеспечивая тем самым развитие речи школьников, формировать речевые умения, навыки чтения, слушания, говорения; обогащает чувственный опыт ребенка, его реальные представления о мире.

При обучении на основе общения (в группе) осуществляется: передача полученных знаний друг другу; сотрудничество и взаимопомощь учеников; разделение труда (распределение тем, заданий); обучение с учетом способностей учеников; развитие мышления и взаимное обогащение учащихся в группе; активизация учебно-познавательных процессов; выбор соответствующих способов действия через взаимовлияние; самоконтроль, самооценка и самокоррекция; самоорганизация и саморазвитие учеников; реализация учащимися роли соавтора учебного процесса; самостоятельная постановка цели и выбор своего способа решения, мнения, суждения.

При сотрудничестве совместно работающих в группах  детей возрастает глубина понимания  учебного материала, меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, приобретается теплота, человечность; резко возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя; растет самокритичность, дети более точно оценивают свои возможности, лучше себя контролируют; учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других.

Групповая форма  организации работы на уроках чтения позволяет активно включать учащихся в атмосферу сотворчества, создавать  мотивацию обучения, стимулировать личностное восприятие литературы. Младшие школьники оказываются в условиях, когда им хочется высказаться, так как в микроколлективе каждый ощущает свою личностную значимость, веру в свои творческие силы. В процессе групповой работы ученики приобретают или развивают важные для будущей социальной жизни качества, например, взаимопомощь, солидарность, умение понимать другого, кроме того развивается чувство собственной значимости, готовность принять на себя ответственность. Групповая работа в школе является подготовкой для будущей работы в команде, с которой неизбежно придется столкнуться в жизни.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 2007. – 569 с.
  2. Беликова, Е.В. Теория и методика воспитания: Конспект лекций / Е.В. Беликова, О.И. Битаева, Л.В. Елисеева. – М.: Академия, 2005. – 590 с.
  3. Бикетова Т.И. Через уроки чтения – к воспитанию и развитию // Начальная школа. – 2011. - № 14. – С.34-39.
  4. Бунеев Р.Н. Педагогические и методические плюсы обучения в малых группах // Начальная школа + До и После. – 2007. - № 5.
  5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т.4. – М., 1984. – 674 с.
  6. Гребенюк О.С. Теория обучения / Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. - М.: Академия, 2009. – 232 с.
  7. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы. – М.: Просвещение, 2008. – 245 с.
  8. Захарова И.Н. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников // Начальная школа. – 2011. - № 2. – С.46-51.
  9. Зимняя И.А. Стратегия воспитания: возможности и реальность // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 67-74.
  10. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. - М.: Академия, 20010. – 189 с.
  11. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения) / В.С. Кукушин. – М.: Феникс, 2008. – 267 с.
  12. Леонтьев А.А. Психология коллективной деятельности в учении // Начальная школа + До и После. – 2002. - №11.
  13. Литературное чтение в современной школе: сборик статей / Сост. В.А. Лазарева. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.
  14. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей: Учебное пособие / А.С. Макаренко. - М.: Знание, 1994. – 400 с.
  15. Свистунова Т.Г. Взаимодействие и сотрудничество младших школьников в групповой деятельности: Сборник программы обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. – М.: РГБ, 2009 – 453 с.
  16. Сковыро Е.Д. Применение парной и групповой форм работы на уроках в начальной школе // Начальная школа. – 2009. - № 3. – С. 26-31.
  17. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин. - М.: Юнити, 2008. – 658 с/
  18. Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Педагогические сочинения: в 6 т. Т. 5. / сост. С.Ф. Егоров. — М.: Педагогика, 1990. - 528 с.
  19. Харламов И.Ф. Педагогика  / И.Ф. Харламов - М.: АСТ, 2004. – 437 с.
  20. Яценко И.А. Реализация идей педагогики сотрудничества для создания комфортных условий обучения младших школьников посредством групповой формы организации обучения // Начальная школа + До и После. 2009. - №3.

Нипотезу  будем позже формулировать и  она должна быть не такой


Информация о работе Возрастные возможности групповой работы младших школьников на уроках чтения в 3 классе