Возрастные особенности внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект исследования – группа школьников …возраста
База исследования – школа № 15 в городе Москве.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I.Индивидуальные и возрастные характеристики внимания……………..5
1.1 Общая характеристика внимания……………………………………………5
1.2 Особенности развития внимания…………………………………………….8
1.3 Основные функции внимания………………………………………………12
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания…………………………14
II. Развитие внимания в начальной школе…………………………………18
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития…………………...18
2.1.1 Методики для диагностики……………………………………………….18
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона…………………...19
2.1.3 Порядок проведения диагностики………………………………………..21
2.2 Результаты и их обсуждение………………………………………………..22
2.2.1 Исследование внимания…………………………………………………..22
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь……………………………………..25
2.2.3 Анализ работ………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 60.29 Кб (Скачать файл)

       3. Методика для определения умственной  работоспособности П.Я. Кеэса. В течение 2 минут ребенок должен среди повторяющихся геометрических фигур найти и отметить три фигуры, соответствующие образцу. Всего семь рядов по 15 знаков в каждом.

       4. Корректурная проба Бурдона. Необходимо  в течение 5 минут вычеркивать  разными способами 2–3 буквы.  Всего 40 строчек по 40 знаков в  каждой.

       5. Проба Ландольта представляет собой ряды незамкнутых колец (24 строки по 24 знака в каждой), при этом разрывы находятся в разных местах колец. Предлагается в течение 5 минут зачеркивать два типа колец.

       Опробовав на практике каждую из методик, мы решили окончательно остановиться на варианте корректурной пробы Бурдона.

       Во  втором классе в первом и во втором полугодии учащиеся ищут по две буквы, в третьем классе — по три. При  этом рекомендуется каждую букву  зачеркивать особым способом. При  повторном тестировании это требование становится обязательным. Работа не считается  успешной, если правила зачеркивания не соблюдались, хотя она и сделана без ошибок. В таком случае ученику предлагается ее переделать.

2.1.2. Методика проведения  эксперимента, проба  Бурдона

 

       Опыт  проводится с одним из видов корректурной пробы. Продолжительность каждой серии 5 минут. В первой серии опыта ребенок, просматривая корректурную таблицу, должен как можно быстрее разными  способами зачеркивать, например, две  буквы (С и К). Для того чтобы учитывать динамику продуктивности работы за каждую минуту, психолог по истечении минуты говорит слово «черта». Ребенок должен отметить вертикальной чертой на строчке таблицы то место, которому соответствует момент произнесения психологом слова «черта», и продолжать работу дальше.

       В каждой серии нужно определить продуктивность работы по минутам, то есть подсчитать количество просмотренных букв и  количество ошибок. Ошибкой считается  пропуск тех букв, которые должны быть зачеркнуты, а также неправильное зачеркивание.

       На  основании полученных количественных данных можно построить графики  динамики продуктивности работы по минутам  для каждой серии.

       Сопоставление количества ошибок в каждой серии  с количеством просмотренных  элементов позволяет судить об уровне распределения внимания у ребенка. Кроме того, позволяет сделать  заключение о характере динамики работы ребенка в каждой серии  опыта, определить, наблюдалось ли упражнение или утомление ребенка при  выполнении задания. 
 
 
 

Кол-во просмотренных строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок
     
 

       Корректурная  проба (методика Бурдона)

       с х а в с х е в и х  н а и с х н в х в  к с н а и с е х в  х е н а и с  
н в н х и в с н а в с а в с н а е к е а х в к е с в с н а и с а и с  
н а н х и с х в х е к в х и в х е и с н е и н а и е н к х и к х х  
е к в к х а к н с к а и с в е к в х н а и с н х е к х и с н а к с к  
в к х в и с н а и к а е х к и с н а и к х е х е и с н а х к е к х в  
и с н а и с н а и с в н к в а и с н а х е к е х с н а к с в е е в е  
а и с н а к х к е к в н и с н к х в е х с н а и с к е с и к н а е с  
н к х к в и а и с н а е х к в е н в х к е а и с н к а и к в н е в  
н к в х а в е и к а х в е и в н а х и е н а и к в и е а к е и в а к  
с с в е и к с н а в н к е с н к с в х и е с в х к н в в с к в е в к  
н и е с а в и е х е в х е и в к а и с н а с н а и с х а к в н н а к  
с х а и е н а с н а и с е в х к х с н е и с н а и с н к в к х в е к  
е в к в н а и с н а и с н а в с н а х к а с е с н а и с е с х к в а  
и с н а с а в к х с н е и с в и к в е н а и е н е к х а в и х н в  
и х к х е х н в и с н в с е а х н к е х в и в н а е и с н в и а е  
в а е н х в х в и с н а е и е к а и к е и с н е с а е и х в к е в е  
и с н а е а и с н к в е х и к х н к е е а к а е к х е в с к х е к х  
н а и с н к в е в е с н а и с е к х е к и с н е и с н в и е х к в х  
е и в н а к и с х а и е в к е в к и е х е в х в к с и с н а и а и е  
н а к с х к и в х н и к и с н а и в е с н а с н а и к в е х к в к  
е с в к с н х и а с н а к с х к х в х е а е с к и с н а и е х к е х  
к е и х н в х а к е и с н а и к х в с х н в и е к с н а и с а к в с  
н х а е с х а и с н а е н к и с х к е х в х в с к н е к х е к н а и  
в к в к в х е х и с н а и х к х е н а и е н и к в к в е е х в к в  
и е х а и е х е с в с н е и е с в н е в и с н а е а х н х к и с н а  
и е и н е в и с н а и в е в х с и с в а и е в х е и х с к е и к е в  
х в а е с н а с н к и с х е а е х к в е х е а и с н а с в а и с х в  
е к а х с н к и с е к а е к с н а и и е х с е к с н а и с н в е к х  
а в е н а х и а х х в е и в е а и к в а в и х н а х к с в х е х и в  
х в н с и е а х с н а н а е с н в к с н х а е в и к а и к н к н а в  
с н с и а е с в к х е к с н а к с х в х с в с н х к с в е х к а с н  
а и с н а и с н х а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к с х е  
в к х е х е в х е н в и х н к в х е к н а и с н х а и в е н а и х  
н х к в х е в к е в х а и с н а х к в н в а и е н с х в к х е а и с  
н а в х с в к к и с н к е к н с в и а с в а е х с х в а и с н а е к  
х е к а и в н а а е н к а и с х а и с н х и с в к в с е к х в е к и  
с н а и с н а и с и с к и к в к к н в х с к в н а и е н и с н а и  
х а в к н в е х в а е в х е в н а и с х а и а н а к х к в к е в е к  
в н х и с к а и с н в н а и с н х с х в к и с н а и е х е к х н а  
и с в е х в е и с н а в к е в х к и е и с н а и н х а с н е х к y  

2.1.3. Порядок проведения  диагностики

 

       В исследовании принимали участие 20 детей, учащихся школы № 15 города Москвы. 10 детей второго класса (4 мальчика и 6 девочек), и 10 детей из третьего класса (3 мальчика и 7 девочек). Исследование проводилось  в классе. Диагностику лучше проводить  в начале уроков. Детям раздаются  бланки (заданием вниз), их просят подписать  листок. Затем детям показывают, как выглядит их бланк, обговаривают, как должен лежать листок.

       Перед началом работы всегда напоминают детям, что они не должны стремиться сделать  все задание. Гораздо важнее, чтобы  оно было сделано без ошибок. Оценки за эту работу не ставятся, но результаты потом будут обсуждаться. Второклассникам  и третьеклассникам говорят, что  все работы будут введены в компьютер, и он выдаст им рекомендации и пожелания (речь идет об обратной связи).

       Далее психолог спрашивает, все ли детям  понятно. Если вопросов нет, мы переворачиваем листы и по команде «Начали!»  — работаем. Когда звучит команда  «Стоп!» — все должны поставить  точку там, где их застала эта  команда. После этого работы собираются.

2.2. Результаты и их  обсуждение

2.2.1. Исследование внимания

 

       Подобное  тестирование помогает лучше узнать учащихся, с первого класса определить уровень развития внимания у каждого  ребенка, выделить детей «группы  риска» — тех, у кого могут возникнуть проблемы в дальнейшем. В конце  года повторная диагностика позволяет  проследить, какие произошли изменения: кто начал выправляться, а кто, наоборот, выпадать из учебного процесса.

       Работа  каждого учащегося анализируется, подсчитываются результаты. Для каждого  ребенка высчитывается количество строчек и знаков, которые он успел  просмотреть за определенное время, количество допущенных ошибок. Кроме  того, в корректурных пробах для  второго и третьего класса подсчитывается показатель точности работы по формуле:

       А = Е/Е + О,

       где А — показатель точности, Е — число правильно зачеркнутых знаков, О — число пропущенных. Если ребенок не допускает ни одной ошибки, то его точность равна единице. Мы называем этот результат «стопроцентной точностью».

       Анализируется и успешность класса в целом, учитывается, сколько строчек в среднем  успели сделать ребята в классе, в каких строчках ошибались чаще, минимальное и максимальное количество ошибок. Если это повторная проба, то подсчитывается количество учащихся, сделавших эту работу хуже, чем раньше, лучше или без изменений.

       Для каждого класса составляется специальная  таблица с результатами, полученными  каждым учащимся. Такие таблицы позволяют  проследить динамику развития внимания каждого ученика из класса в класс. Для индивидуальной работы берутся  результаты конкретного ученика  и сравниваются с результатами всего  класса и его собственными предыдущими  результатами.

       Таблица 1

       Результаты  тестирования второго класса

  Кол-во просмотренных  строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок
1 12 5 2
2 35 8 4
3 26 4 7
4 37 9 11
5 21 6 6
6 19 8 4
7 23 5 5
8 18 3 5
9 14 2 6
10 17 4 7
Средний показатель 22,2 5,4 5,7
 
 
 
 

       Таблица 2

       Результаты  тестирования третьего класса

  Кол-во просмотренных  строк Кол-во пропусков Кол-во ошибок
1 35 5 4
2 15 4 3
3 16 3 5
4 32 7 5
5 19 6 5
6 22 7 8
7 25 5 3
8 21 5 4
9 31 6 7
10 16 2 4
Средний показатель 23,2 5,0 4,8
 

       Сравнение показателей во втором классе и третьем  позволяет выявить тенденцию  улучшения функции внимания в  третьем классе по сравнению со вторым. Средний показатель количества просмотренных  строк за одно и то же время выше, а средний показатель пропусков  и ошибок ниже. Но нужно признать, что данный тест более информативен в динамике одного класса и каждого  учащегося в отдельности. Сравнение  между собой результатов по классам  и возрастам позволяет оценить  работоспособность и стиль работы отдельного класса и составить рекомендации для учителей. Кроме того, во втором и третьем классе назначается  время для обсуждения результатов  и получения обратной связи. В  первом классе обратная связь для  всего класса не используется, она возможна только отдельным детям в качестве поддержки, особенно в случае успеха при повторной диагностике.

2.2.2. Примерные нормы  и обратная связь

 

       В целом при повторном тестировании в каждом классе примерно половина учащихся выполняет эту работу лучше, а около четверти — показывает худший результат.

       Обратная  связь — это индивидуальный анализ результатов тестирования с указанием  количества просмотренных знаков, ошибок, уровня точности, с конкретными рекомендациями, как избежать ошибок в дальнейшем, на что следует особо обратить внимание.

       Учащийся  получает свой проверенный бланк, к  которому прилагается листок с обратной связью. Это позволяет обратиться к каждому ребенку лично и  повышает уровень его заинтересованности в результате, приучает к самостоятельному анализу своих ошибок.

       На  примере корректурной пробы можно  выявить происхождение сложностей в учебе и найти пути их преодоления. Выявление особенностей внимания каждого  учащегося помогает объяснить его  неудачи на уроках. Например, Надя на уроке математики первая поняла, как  решать задачу, вызвалась написать решение на доске и так торопилась поскорее все сделать, что забыла записать последнее действие. Тестирование выявило Надину склонность торопиться под конец работы.

       При написании обратной связи используются фразы типа: «Молодец!», «Хорошо», «Неплохо», «Так держать!», «Все в твоих руках», «Жаль», «Обидно». Основной рекомендацией для всех является обязательная проверка сделанного. Во время устного обсуждения результатов внимание ребят обращается на выраженную закономерность: те, кто успел сделать больше строчек, сделали и больше ошибок. 

Информация о работе Возрастные особенности внимания