Возрастные особенности внимания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект исследования – группа школьников …возраста
База исследования – школа № 15 в городе Москве.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
I.Индивидуальные и возрастные характеристики внимания……………..5
1.1 Общая характеристика внимания……………………………………………5
1.2 Особенности развития внимания…………………………………………….8
1.3 Основные функции внимания………………………………………………12
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания…………………………14
II. Развитие внимания в начальной школе…………………………………18
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития…………………...18
2.1.1 Методики для диагностики……………………………………………….18
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона…………………...19
2.1.3 Порядок проведения диагностики………………………………………..21
2.2 Результаты и их обсуждение………………………………………………..22
2.2.1 Исследование внимания…………………………………………………..22
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь……………………………………..25
2.2.3 Анализ работ………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 60.29 Кб (Скачать файл)

Пример 1 (по результатам первого тестирования)

       Фамилия, имя.

       Просмотрено: 5 строчек.

       Ошибок: 14.

       Точность: 86%.

       Правила вычеркивания соблюдались не полностью.

       Подобное  количество ошибок делает обычно тот, кто сильно торопится. Но ты, судя по всему, не торопилась. Возможно, ты не смогла как следует сосредоточиться  или просто устала? Тщательно проверяй все сделанное.

       Пример 2 (по результатам второго тестирования)

       Фамилия, имя.

       Просмотрено: 5 строчек и еще 6 знаков (в прошлый  раз было 8 + 2).

       Ошибок: 2 (в прошлый раз 14).

       Точность: 97% (в прошлый раз 87%).

       Правила вычеркивания соблюдались.

       Очень хорошо. Ты перестал торопиться, и количество ошибок уменьшилось. Жаль, что ближе  к концу работы тебе сложнее удерживать внимание. Результат: две обидные  ошибки. Но ты можешь быть очень внимательным: в первых трех строчках ты не сделал ни одной ошибки, а это сложные  строчки! Старайся выполнять задания  по частям, отдыхая между ними и  чередуя разные виды деятельности. В таком случае ты будешь меньше утомляться, значит, и ошибок станет меньше. Также рекомендую тщательно  проверять сделанное, даже если задание  кажется легким 
 
 
 

2.2.3. Анализ работ

 
Что обращает на себя внимание в работе В чем может  быть 
причина
Что делать
Задание сделано неверно (1–2 ребенка на класс). Например, зачеркивал все подряд. Не понял  задание; проблемы с включением в  работу; тревожность, не привык работать в группе. Провести повторное  тестирование, плюс дополнительные методики для определения особенностей внимания и произвольности, выявления тревожности.
Сделано очень мало строчек (в два-три раза меньше, чем у остальных). Трудно сосредоточиться  или не уверен в себе. Провести обследование для определения особенностей внимания и выявления тревожности. Понаблюдать  за ребенком на уроке.
Очень много ошибок, например, более 20. Трудно сосредоточиться, очень торопится, не понял задание. Провести повторное  обследование, плюс методики для определения  особенностей внимания. Рекомендовать  занятия по развитию внимания.
По 1–2 ошибки в каждой строчке. Трудно сосредоточиться, легко отвлекается. Провести обследование для определения особенностей внимания и памяти. Рекомендовать занятия  по развитию внимания.
Все ошибки сосредоточены в одной части  работы: 
- в первых строчках; 
- в середине; 
- в последних двух-трех строчках.
Неравномерный темп работы:

- не  может сразу включиться;

- быстро  утомляется;

- поторопился  или устал.

Рекомендовать: 
- начинать работу с более легких заданий; 
- разбивать задания на небольшие части, делать перерывы, менять виды деятельности.
Работа  выполнялась не последовательно (построчно), а хаотично — зачеркнуты знаки  в начале, середине или конце листа, пропущено очень много строчек. Не понял  задание, проблемы с организацией деятельности. Провести повторное  обследование, плюс методики для определения  особенностей внимания и произвольности. Обращать внимание ребенка на последовательность выполнения действий, на соответствие полученного результата исходным требованиям.
Пропущены 1–2 строчки в середине работы. Очень торопился, отвлекся. Провести обследование для определения особенностей внимания. Рекомендовать занятия по развитию внимания.
Линии очень неровные или обведены много  раз. Неуверенность в себе, тревожность, проблемы с мелкой моторикой. Провести обследование для выявления тревожности. Если проблемы с моторикой, то рекомендовать  занятия по развитию руки.
Ребенок двигался по строчкам не слева направо, а наоборот. Ребенок левша, проблему составляет скрытое левшество. Провести обследование для выявления скрытого левшества.
Несколько знаков зачеркнуто после точки (ребенок  работал после команды: “Стоп!”). Неуверенность в себе, желание показать лучший результат. Стремление быть лучшим и  успешным, часто связано с завышенными  требованиями со стороны родных. Провести обследование для выявления тревожности, определить уровень самооценки ребенка. Побеседовать с родителями.
Работа  сделана хуже, чем в предыдущий раз Устал, не счел нужным как следует сосредоточиться. Провести повторное  обследование, предложить ребенку самому проверить свою работу, указать на причины возникновения ошибок.
 
 
 
 
 

Заключение 

По результатам  тестирования выделяются дети, нуждающиеся  в более подробном обследовании внимания. Далее выявляются категории  детей, нуждающихся в развивающих  занятиях.

       Например, учащиеся, которые делают большое  количество пропусков в корректурной пробе, не могут правильно списать  упражнение с доски или из учебника, получают набор заданий для самостоятельной  тренировки внимания дома. Это набор  корректурных проб (надо в 5–6 строчках вычеркнуть 2–3 буквы разными способами). Выполнять эти задания надо в  течение двух месяцев, желательно не менее 5 дней в неделю, по 3–5 минут  в день, с обязательной самопроверкой. В регулярном выполнении этих заданий  ребенок заинтересован не меньше родителей, так как по истечении  двух месяцев проводится контрольное  тестирование, позволяющее оценить  эффективность занятий.

       Детям, которые постоянно отвлекаются  на уроке, не могут усидеть на месте, с трудом включаются в работу, рекомендуется  посещать индивидуальные или групповые  занятия с психологом. Такие занятия  должны проходить не менее двух раз  в неделю.

       Можно использовать упражнения на развитие переключаемости (например, подчеркивать буквы разным цветом), распределения  внимания (например, надо одновременно рисовать последовательность фигур  и слушать рассказ, чтобы потом  ответить на вопросы), объема памяти (запомнить 7–10 предметов, слов и т.д.) или концентрации внимания (например, игра «Самый сосредоточенный», когда один выполняет какое-то задание, требующее повышенной сосредоточенности, а остальные ему всячески мешают).

       Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и  тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

 

Список использованной литературы

 
  1. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М., 1997 г. 176 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 3. - М, 2001. (Овладение вниманием: 205-239.)
  3. Детская психология: Учеб. пособие/Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др. : под. Ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько - Мн. : Университетское, 1988г. -399с.
  4. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников/Под ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997 г.
  5. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1995 г. 144 с.
  6. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. - М., 2002. (Виды внимания: 30-37, 69-80.)
  7. Корчемлюк О.М. Развитие памяти и внимания в начальных классах. М.: Начальная школа,1994
  8. Лурия А.Р. Внимание и память. - М., 2001. (Внимание: 4-41.)
  9. Мухина В.С. Детская психология: [Учеб. Для пед. ин-тов] / Под ред. Л.А. Венгера - М.: Просвещение, 1995 г.
  10. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 1 Общие основы психологии- 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995г. -576с.
  11. Психологический анализ причин неуспеваемости школьников / Сост. А.И. Раев, Л.А. Матвеева, отв. Ред. А.И. Щербаков. - Л., 1981.
  12. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А.А. Крылова. -  Л., 1990
  13. Практикум по психологии / Под ред. А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер. -М., 1997.
  14. Практические занятия по психологии / Под ред. А.Ц. Пуни. - М., 1997.
  15. Практическая психология: Учебно-методическое пособие/Под. Ред. доктора психологических наук, профессора С. В. Кондратьевой. - Мн. : Ред. Журн. «Адукацыя i выхаванне», 1997г. -212с.
  16. Психолог в детском дошкольном учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /Под ред. Т.В.Лаврентьевой.- М.: Новая школа, 1996г.-144с.
  17. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова. - М., 1995.
  18. Практикум по общей психологии  / Под ред. А.И. Щербакова. - М., 1979.
  19. Психология бессознательного./З. Фрейд, изд. М., 2002
  20. Платонов К.К. Психологический практикум. -  М., 1995.
  21. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии.  - М., 1999.

Информация о работе Возрастные особенности внимания