Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:46, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ особенностей развития внимание у школьников второго-третьего возраста.
Объект исследования – группа школьников …возраста
База исследования – школа № 15 в городе Москве.
Предмет исследования – особенности внимания у школьников 7-8 лет
Введение…………………………………………………………………………..3
I.Индивидуальные и возрастные характеристики внимания……………..5
1.1 Общая характеристика внимания……………………………………………5
1.2 Особенности развития внимания…………………………………………….8
1.3 Основные функции внимания………………………………………………12
1.4 Проблема изучения основных свойств внимания…………………………14
II. Развитие внимания в начальной школе…………………………………18
2.1 Диагностика, коррекция и возможности саморазвития…………………...18
2.1.1 Методики для диагностики……………………………………………….18
2.1.2 Методика проведения эксперимента, проба Бурдона…………………...19
2.1.3 Порядок проведения диагностики………………………………………..21
2.2 Результаты и их обсуждение………………………………………………..22
2.2.1 Исследование внимания…………………………………………………..22
2.2.2 Примерные нормы и обратная связь……………………………………..25
2.2.3 Анализ работ………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………...30
Список использованной литературы……………
Пример
1 (по результатам первого
Фамилия, имя.
Просмотрено: 5 строчек.
Ошибок: 14.
Точность: 86%.
Правила вычеркивания соблюдались не полностью.
Подобное количество ошибок делает обычно тот, кто сильно торопится. Но ты, судя по всему, не торопилась. Возможно, ты не смогла как следует сосредоточиться или просто устала? Тщательно проверяй все сделанное.
Пример
2 (по результатам второго
Фамилия, имя.
Просмотрено: 5 строчек и еще 6 знаков (в прошлый раз было 8 + 2).
Ошибок: 2 (в прошлый раз 14).
Точность: 97% (в прошлый раз 87%).
Правила вычеркивания соблюдались.
Очень
хорошо. Ты перестал торопиться, и количество
ошибок уменьшилось. Жаль, что ближе
к концу работы тебе сложнее удерживать
внимание. Результат: две обидные
ошибки. Но ты можешь быть очень внимательным:
в первых трех строчках ты не сделал
ни одной ошибки, а это сложные
строчки! Старайся выполнять задания
по частям, отдыхая между ними и
чередуя разные виды деятельности.
В таком случае ты будешь меньше
утомляться, значит, и ошибок станет
меньше. Также рекомендую тщательно
проверять сделанное, даже если задание
кажется легким
|
Заключение
По результатам тестирования выделяются дети, нуждающиеся в более подробном обследовании внимания. Далее выявляются категории детей, нуждающихся в развивающих занятиях.
Например,
учащиеся, которые делают большое
количество пропусков в корректурной
пробе, не могут правильно списать
упражнение с доски или из учебника,
получают набор заданий для
Детям, которые постоянно отвлекаются на уроке, не могут усидеть на месте, с трудом включаются в работу, рекомендуется посещать индивидуальные или групповые занятия с психологом. Такие занятия должны проходить не менее двух раз в неделю.
Можно использовать упражнения на развитие переключаемости (например, подчеркивать буквы разным цветом), распределения внимания (например, надо одновременно рисовать последовательность фигур и слушать рассказ, чтобы потом ответить на вопросы), объема памяти (запомнить 7–10 предметов, слов и т.д.) или концентрации внимания (например, игра «Самый сосредоточенный», когда один выполняет какое-то задание, требующее повышенной сосредоточенности, а остальные ему всячески мешают).
Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Поэтому и рекомендуется любую учебную информацию давать ребенку в игровой форме. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.